Доступность образовательной среды повышение роли общественных. Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей. Относительно активный уровень

Доступность образовательной среды повышение роли общественных. Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей. Относительно активный уровень

В ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» созданы условия для получения образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами. Присутствует доступная среда для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса ПГГПУ.

Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. По дисциплинам учебных планов образовательных программ разработаны УМК, включающие методические рекомендации по самостоятельному освоению курсов. Прохождение практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с программой реабилитации и на основе индивидуального плана практики. Имеются партнеры вуза, обеспечивающие прохождении практики студентами-инвалидами или лицами с ОВЗ.

Для освоения дисциплины «Физическая культура» «ПГГПУ» устанавливает особый порядок. Студентам-инвалидам предлагаются задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся занятия с доступной физической нагрузкой, учитывающей особенности каждого студента.

В университете созданы такие лаборатории и центры как "Лаборатория психофизического развития ребенка ", "Центр патологии речи ", "Научно-практический центр "Академия здоровья" , которые осуществляют свою деятельность в соответствии с приоритетами образовательной политики в РФ и Пермского края.

В университете разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Совместно с руководителями структурных подразделений проведена экспертиза учебных корпусов и общежитий ПГГПУ на соответствие доступности маломобильным группам населения. Составлен перечень дооборудования помещений с целью предоставления максимальной мобильности студентам и преподавателям с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения доступности объектов и услуг вуза для студентов-инвалидов и маломобильных групп населения в учебных корпусах «ПГГПУ» имеются пандусы, перила и удобные съезды.

Также в вузе имеется электронная библиотека ПГГПУ, которая позволяет в режиме удаленного доступа пользоваться всеми полнотекстовыми ресурсами. ЭБ ПГГПУ включает электронные версии документов созданных сотрудниками структурных подразделений ПГГПУ в процессе научно-исследовательской деятельности, а также работниками сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в издательстве ПГГПУ и передали университету право на их размещение в открытом доступе, а также сторонних сотрудников, согласных разместить свои издания и материалы на сайте ПГГПУ. ЭБ включает электронные документы авторов/правообладателей и оригинал-макеты из РИО ПГГПУ и других издательств, если преподаватель ПГГПУ опубликовал там работу.

Обучающийся с ОВЗ и инвалидностью имеет доступ к Коллекции материалов по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ ЭБ МГППУ , в рамках соглашения о взаимодействии ПГГПУ и МГППУ.

Контент библиотеки включает также электронные документы, переданные из ЭБ Челябинского и Башкирского госпедуниверситетов в соответствии с Договором о сотрудничестве вузов. Большинство ООП реализуются с использованием системы электронной поддержки образовательных курсов, которая обеспечивает онлайн поддержку образования.

В ПГГПУ создан сервис,который обеспечивает онлайн трансляцию занятий и мероприятий университета и создание видеозаписей открытых дистанционных лекций.


п/п

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями

Общее число учебных корпусов в ВУЗе

Из них число корпусов в ВУЗе, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся:

4 учебных корпуса

с нарушениями зрения

Присутствует частично

с нарушениями слуха

Присутствует частично

Присутствует частично

Наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления)

Имеется вход с минимальным перепадом высот; а также вход, оборудованный пандусом

Наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.)

На первом этаже главного корпуса, без перепада высот от уровня входа находится фундаментальная библиотека, в остальных корпусах - учебные аудитории, методические кабинеты и компьютерные классы

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.)

Присутствует частично

Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.

Учебные корпуса университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло

Функционирование на сайте вуза раздела с версией для слабовидящих

Присутствует

Доступность библиотечного фонда для обучающихся:

с нарушениями зрения

Присутствует частично

с нарушениями слуха

Присутствует частично

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Присутствует частично

Обеспеченность деятельности по обучению студентов с ОВЗ и инвалидностью нормативно-правовой документацией

Наличие на сайте вуза специального раздела для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ

Наличие на сайте информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Раздел. Абитуриенту. Подраздел. Порядок приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -

Обеспеченность процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе кадрами

Наличие отдела (структурного подразделения) по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Ответственный за организацию сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр (кафедра специальной педагогики и психологии , кафедра логопедии , кафедра социальной педагогики , кафедра адаптивной и лечебной физической культуры) со специальным дефектологическим образованием, имеющие опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью:

педагог-психолог

социальный педагог

специалист по техническим и программным средствам

профориентолог

сурдопедагог

переводчик русского жестового языка (переводчик-дактилолог)

тифлопедагог

ассистент-помощник

Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подразделы. Комплексное сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью - Комиссия по инклюзивному образованию

Общее число ППС прошедших повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течении 3-х лет

Тематика курсов повышения квалификации/ программ переподготовки:

Доступная образовательная среда в ВУЗе. Психолого-педагогические условия сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва);

Инклюзивное обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь);

- «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва);

Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (ГАУ ДПО Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования", Пермь);

Клиническая психология (ГБОУ ВПО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», Пермь);

Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: альтернативная коммуникация (ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», Санкт-Петербург);

Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях (ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет, Москва);

Проектирование и реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» («Учитель-дефектолог») (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), Москва);

Современные технологии управления волонтерской деятельностью и развитие профессионального мастерства руководителей волонтерских центров движения «Абилимпикс» (ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва);

Современные представления о слепоглухоте: социальные, психологические педагогические аспекты (ИКП РАО, Москва)

Профориентация в системе инклюзивного высшего образования

Наличие программы трудового и профессионального ориентирования абитуриентов и студентов из числа лиц ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Профориентация в системе инклюзивного образования

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью

Наличие в адаптированной образовательной программе элементов, учитывающих форму нозологии:

наличие адаптационных модулей

Присутствует

выбор методов обучения, доступных для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с нозологией

Присутствует

включение индивидуальных учебных планов и графиков для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

наличие адаптированной программы практики

Присутствует

наличие адаптированной программы промежуточной и итоговой аттестации

Присутствует

Адаптированная образовательная программа обеспечена учебниками и учебно-методическими пособиями, в т.ч. библиотечными ресурсами

Присутствует

Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации

инклюзивная в общих группах

Присутствует

специальная в специализированных группах

Присутствует частично (для занятий по физической культуре)

смешанная (частично в общих группах, частично в специальных)

Присутствует

по индивидуальному учебному плану

Присутствует

с применением дистанционных технологий

Присутствует

Техническое обеспечение образования лиц с ОВЗ и инвалидностью

Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др.

Имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами, интерактивные доски

Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.)

Имеются электронные УМК, учебники на электронных носителях, видеолекции, организована онлайн трансляция учебного процесса в ресурсных центрах и мультимедийных аудиториях

Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер)

Имеются рабочие места, оборудованные персональными документ-камерами и пр.

Обеспечение возможности дистанционного обучения

Система электронной поддержки образовательных курсов -

Наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов

Присутствует частично

Наличие адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ производственного оборудования

Не предусмотрено

Комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов ("говорящими книгами" на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения)

Присутствует частично

Наличие иного адаптированного для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудования

Присутствует частично

Качество организации процесса обучения и сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью:

психолого-педагогического сопровождения

Присутствует

медицинского сопровождения

Отсутствует

тьюторинга

Присутствует

социально-реабилитационного сопровождения

Присутствует

Наличие соглашений (договоров) о взаимодействии с региональными учебно-методическими центрами по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Возможность получения студентами с ОВЗ и инвалидностью дополнительной финансовой поддержки (специальные стипендии, гранты и т.п.)

Присутствует

Наличие действующего волонтерского движения по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Наличие в вузе досуговых, спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых с участием студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Наличие отдела по трудоустройству студентов с ОВЗ и инвалидностью

Присутствует

Раздел. Подразделения. Подразделы. Учебно-методическое управление - Отдел практики, трудоустройства и профессионального сопровождения

Наличие программы содействия трудоустройству выпускникв с ОВЗ и инвалидностью

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Трудоустройство выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

Обеспеченность постдипломного сопровождения

Наличие программы постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по программам ВО

Присутствуют.

Раздел. Возможности и условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел. Постдипломное сопровождение.

Создание образовательной среды,

обеспечивающей доступность и качественность образования

в соответствии с ФГОС

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности

по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. То есть в широком смысле образовательная среда – все, что окружает учащегося в школе, в узком, учитывая, что урок является основной формой организации учебного процесса, образовательная среда –все то, с кем и с чем взаимодействует ученик на уроке в процессе обучения.

Главными компонентами такого взаимодействия на уроке являются:

пространственно-предметный;

социальный;

психо-дидактический.

В соответствии с новым ФГОС основные компоненты образовательной среды существенно изменились по сравнению с традиционной системой образования.

Во-первых, при организации пространственно-предметного компонента большое внимание уделяется обеспеченности ОУ учебниками в соответствии с ФГОС, а также обеспеченности контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет, новыми техническими средствами, в частности, проекторами, интерактивными досками.

Больше всего ребят привлекает свое собственное участие в уроке с использованием ИД, поэтому целесообразно ее использование на уроке.

Во-вторых, при организации социального компонента образовательной среды

происходит принятие и поддержка каждого субъекта вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то ни было критерию и т. д. Только в такой среде возможно формирование Я-концепции. Как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, подчас гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он умеет приспособиться к действительности, выбрать нестандартное решение, поэтому среди них гораздо меньше неустроенных и несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В соответствии с ФГОС при организации социального компонента речь идет о формировании личностных и коммуникативных универсальных учебных действиях (УУД).


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В блок личностных действий входят действия личного и профессионального самоопределения (формирование Я-концепции), действия смыслообразования (установление связи между результатом по овладения ИЯ и ее мотивом), действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей (оценка того, что ученик слышит и читает на ИЯ, и того что он говорит и пишет сам).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные и коммуникативные УУД призваны помочь ученику найти свое место в этом мире. В новых УМК даны упражнения на развитие личностных и коммуникативных УУД. Приведем примеры из учебника для «Enjoy English»:

Большое внимание уделяется на уроке парным, групповым и индивидуальным формам работы.

Коммуникативные действия

Виды действий

Задания и упражнения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Упр. 6, стр. 18. а) Ответь на вопросы анкеты о том, что любит твой друг.

b) Узнай у друга, правильно ли ты ответил.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Упр.. 1, 2, стр. 31 (Проект). Ученики лесной школы хотят хорошо учиться. Для этого нужно не только быть внимательным и прилежным на уроках, но и правильно питаться. Составь и запиши в рабочей тетради меню школьных завтраков для одного из учеников лесной школы. Нарисуй его портрет.

Предложи двум своим одноклассникам выполнить это задание вместе.

Постановка вопросов

Упр. 6, стр. 104. Расспроси одноклассника, что он делает в разное время каждый день.

Управление поведением партнера

Упр. 2, стр. 33. Прочитай диалог из упражнения 1 по ролям с одноклассником.

Проверить и оценить работу соседа.

Умение выражать

свои мысли в соответствии

с задачами и условиями коммуникации

Упр. 5, стр. 33. Загадай название животного. Опиши его так, как это сделано в упражнении 4. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут это животное.

В-третьих, психо-дидактический компонент. В соответствии с ФГОС, ученик сегодня должен не столько получить знания, как в традиционной системе обучения, сколько научиться их добывать. В соответствии с ФГОС речь идет о формировании познавательных и регулятивных УУД. Остановимся подробнее на особенностях организации современного урока.


Тема и цели урока объявляются самими учащимися. Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану. Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их. Дают оценку деятельности. Осуществляют рефлексию. Могут выбирать домашнее задание.

Психо-дидактических компонент применение ииновационных методов обучения иностранным языкам:


Обучение в сотрудничестве – работа в группах. Метод проектов, позволяющий проявить самостоятельность. Технология портфолио, тренирующая навыки самооценки.

Таким образом, в новых условиях процесс обучения направлен на индивидуализацию и активную позицию самого учащегося. Учитель лишь координирует и направляет его действия, способствует повышению мотивации, комфортной обстановки на уроке. Какие бы им не применялись на данном пути, необходимо не забывать о таких постоянно востребованных качествах учителя, как понимание, внимание к личности каждого ребенка для создания условий его успешности.

«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования»

Русанова О.В., методист

СП «ДДТ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье

«Праздничное настроение возникало сразу утром, как только я открывал глаза. Звучала веселая музыка, и я мчался в свой отряд на зарядку. Именно мчался, именно сам! Там такие дорожки и такой простор, что я мог ездить без чьей-либо помощи. И зарядку я делал наравне со всеми, только сидя» (Из сочинения Максима К.).

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» .

Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. Позже в докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ ‒ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» .

Каковы же эти «атрибуты возможности доступа»? В том же докладе Генерального секретаря выделяются 5 характеристик окружающей среды в области реабилитации лиц, имеющих инвалидность:

1. Доступность ‒ Можете ли вы пойти туда, куда вы хотите?

2. Осуществимость ‒ Можете ли вы делать то, что хотите?

3. Финансовая обеспеченность ‒ Удовлетворяются ли ваши особые потребности?

4. Социальная поддержка ‒ Принимают ли вас люди, находящиеся вокруг вас?

5. Равенство ‒ Обращаются ли с вами наравне с другими?

Как мы видим, физическая доступность – это только одна характеристика из пяти представленных. Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.

Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:

1. Доступность содержания образовательных программ.

2. Доступность информации.

3. Индивидуальный подход.

4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.

5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений .

Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:

Меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;

Практико-ориентированный характер обучения;

Ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;

Отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;

Возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;

Отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.

В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные , с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. .

«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики.

Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» .

«Все в вашей школе организовано замечательно, с учетом физических и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети ни минуты не скучали. День занят весь.

Наиболее востребованы детьми с особыми возможностями здоровья кружки художественной направленности. Результатом деятельности в этих объединениях стали творческие достижения детей. Практически каждый воспитанник принимает участие в концертах, фестивалях, конкурсах и выставках как в самой школе, так и за ее пределами. На этих мероприятиях подводится итог деятельности ребенка. Результаты конкурсных мероприятий, концертных выступлений позволяют ребенку пережить ситуацию успеха, социальная значимость этих результатов признается ближайшим окружением.

Вхождение ребенка в образовательную программу происходит на основе его личного выбора.

Больше половины всех занятий дополнительного образования происходит в разновозрастных группах. Особенностью дополнительного образования является то, что все творческие объединения детей имеют достаточно короткий срок существования – от 3-5 лет.

Дополнительное образование для многих из них становится единственной возможностью реализовать свои образовательные потребности, приобрести новый социальный опыт, найти применение своим способностям. Дополнительное образование постепенно становится платным.

Степень готовности учащихся к изменению/переменам предполагает наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья встречного активного движения. Инклюзия – это «включение», но включение не может состояться, если личность не прикладывает к этому собственные усилия. Чтобы мир стал доступным для «особого» ребенка, ребенок должен сам раскрыться для окружающего мира и вступить с ним во взаимодействие.

Реализуя принцип доступности образования было выяснено, что общение со сверстниками, обретение новых друзей, приобретение нового социального опыта – вот основные образовательные эффекты, которые не менее важны, чем образовательные результаты.

Разделы: Общепедагогические технологии

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такие понятия, как оптимизация и качественное образование.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности: конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность - важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимы: решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности. Известно, что предложенное всем учащимся содержание обучения, усваивается детьми по-разному: один не может продемонстрировать усвоенных раннее знаний; другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности; а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет учиться». Учитель обязан знать , что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал. Его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им возможность научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Так как у каждого школьника свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо, прежде всего, знать психолого-педагогические особенности, чтобы выбрать основные направления работы с ними, включая в учебный процесс самые различные виды деятельности. Проблема у некоторых учителей состоит в том, что они не могут найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Обучение является результатом, методом учителя. В своей работе необходимо учитывать следующее.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Основные направления работы

  • Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
  • Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
  • Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
  • Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
  • Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания;
  • Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению
  • Торопливы
  • Их внимание можно «держать» вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме;
  • Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом;
  • Для них очень важна эмоциональная поддержка;
  • Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;
  • Предлагают оригинальные пути решения;
  • Работают преимущественно самостоятельно;
  • Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
  • Побуждать к самостоятельности в учении;
  • Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
  • Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
  • Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Наша школа – образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся:

  • одаренные и обычные дети,
  • нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
  • дети-сироты;
  • дети с дивиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;
  • дети-инвалиды.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально-ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.

Педагог должен знать учебные возможности ученика, его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала, опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке, т.к. четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся.

Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ
  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки
  • в параллели (группы и классы различного уровня);
  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные);
  • внутриклассная дифференциация.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

1. Использование различного рода педагогических технологий, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика. Некоторые учителя являются «урокодателями», т.е. применяют традиционные методы обучения, которые имеют низкую педагогическую эффективность. В классе в силу индивидуальных различий в темах обучения по каждому предмету стихийно складывается структура сильных, средних и слабых учащихся, управлять которой преподаватель не может по сути своей технологии. Чаще всего учитель ориентируется на работу с одной или двумя категориями учащихся. В результате страдают либо дети, проявляющие повышенные способности к предмету, либо отстающие, либо и те и другие. В классе все время возникают конфликты по причине постоянного присутствия «отверженных». Жертвой этой технологии является не только ребенок, но и применяющий ее учитель. «Комбинированный урок имеет следствием огромный объем домашней работы, перегрузку учащихся, учебные трудности, а, следовательно, растущее число неуспевающих, взаимные претензии учителей, конфронтацию учителя с учащимися. 50% учащихся не понимают содержание учебного материала в ходе работы на комбинированном уроке. Следовательно, комбинированный урок – технология малой эффективности. На сегодняшний день наиболее эффективны ряд технологий.

Объяснительно-иллюстративные технологии .

Информационно-коммуникативные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Развивающие технологии

Акмеологические технологии

Технология обучения и воспитания без насилия

Технология проблемного обучения и воспитания

Технология полного усвоения знаний

Технология сотрудничества

Технология коллективного взаимодействия

2. Изменение ментальности педагогов, которую необходимо кардинально изменить в первую очередь. Если вам зададут вопрос «В чем заключается главная трудность для учащихся при освоении Вашего предмета?». Типичным ответом является следующее – недостаточный уровень развития учащихся, т.е. дети как бы «сами виноваты», другие сетуют на сложность учебного материала, на несовершенство методики преподавания, и лишь единицы на недостаточность своих знаний. Что же получается в итоге? Педагог хороший, материал простой, а из-за низкого развития учащихся все нарушается. Возможно ли это? Вряд ли! Тем более, что многие дети учились в нашей школе весь срок обучения. Каждый учитель в работе с любыми детьми обязан найти эффективные технологии, оптимальные пути повышения качества образования именно на его уроке. Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако, чем выше эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность учителя, тем большее количество учащихся достигнет успехов в обучении.

3. Немаловажную роль в мотивации к учению является эстетический критерий. Он имеет сильное влияние на отношение школьников к учению, школе. Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребенка красивого оформления работы, если на доске пишете кое-как. Тем более не требуйте от ребенка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного открытого урока». Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом. Важно понимать, что ребенок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора перед всем классом». Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонии цели, содержания и формы.

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.

В опросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Одной из острых проблем доступности образования является обеспечение лиц с ОВЗ по зрению электронно-образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья. О своём опыте и достижениях в области развития адаптивных технологий рассказывает лидер рынка отечественных полнотекстовых электронных баз данных.

Наталья ИВАНОВА , директор компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks)

Актуальность проблемы

30 декабря 2017 г. введены новые ФГОС ВО 3++, согласно которым обучающиеся из числа инвалидов и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

С 1 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

От идеи до реализации

Наша компания начала работу в этом направлении в 2010 г. одновременно с созданием ЭБС IPRbooks, когда вопросы инклюзивного образования ещё активно не обсуждались на высоком уровне. При разработке ПО для чтения книг в ЭБС мы задумались о том, что у пользователей системы могут существовать разного рода проблемы со зрением, поэтому было принято решение об адаптации ЭБС для них с самого начала.

Приобретение качественного программного продукта для чтения книг позволило максимально адаптировать приложение под поставленные задачи, в том числе обеспечить защиту текста и сохранение его качества.

Выбранное нами решение оказалось дорогостоящим, но оно того стоило: с одной стороны, все тексты в нашей ЭБС надёжно защищаются, с другой - увеличиваются в пределах до 300 % без потери качества изображения. Это позволяет людям с плохим зрением использовать все лицензионные издания ЭБС, а их более 55 тыс.

В 2016 г. компания «Ай Пи Эр Медиа» сделала ещё один шаг навстречу пользователям с плохим зрением и создала версию сайта ЭБС I P Rbooks для слабовидящих. Она разработана в полном соответствии с действующим ГОСТ 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также с международными стандартами, которые существуют в этой сфере. Мы самостоятельно обратились к специалистам, чтобы осуществить экспертизу нашей версии сайта для слабовидящих в целях контроля качества и подтверждения его соответствия потребностям людей с ОВЗ по зрению.

Исследование ресурса проводилось специалистами отдела информационных технологий НУ «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (ИПРПП ВОС «Реакомп»), который был создан на базе главного центра компьютерных технологий ВОС и института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению. В результате было выдано положительное экспертное заключение.

Создавая и развивая

Следующим этапом работы в этом направлении стало включение в базу ЭБС I P Rboоks обширной коллекции литературы в аудиоформате. Сейчас пользователям доступно более 2 тыс. звуковых книг разных жанров.

Кроме того, в настоящее время мы активно работаем над созданием специальной коллекции литературы для людей с проблемами зрения, обучающихся по доступным для них специальностям в вузах и колледжах. На основе электронных книг ведущих издательств, с их предварительного согласия, мы создаём аудиоиздания и проводим их специальную подготовку. Подготовлен каталог, включающий уже около 600 таких учебных и научных изданий. Он, в свою очередь, разделён на профильные коллекции, основанные на перечне профессий, рекомендованных для инвалидов по зрению Министерством труда и социальной защиты РФ. Каждая коллекция наполнена изданиями по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт той или иной специальности. При этом в коллекциях содержатся книги не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике, геометрии, основам программирования. Эти предметы особо сложны для восприятия на слух и перевода их в аудиоверсию, но это существенная альтернатива книгам, напечатанным шрифтом Брайля, без которых, конечно, изучение таких предметов затруднительно.

Для работы с этой коллекцией нами была создана специализированная программа невизуального доступа к информации для мобильных устройств - I P Rbooks WV-Reader, полностью ориентированная на людей с ОВЗ по зрению и пользователей, испытывающих проблемы с восприятием текста. Об этом проекте хотелось бы рассказать подробнее.

Мобильная библиотека для всех

Мобильные сенсорные телефоны давно стали незаменимыми помощниками в повседневной жизни для слепых и слабовидящих. Мировые разработчики ПО специально для людей с ограничениями зрения внедряют в мобильные устройства голосовые сервисы и программы, делающие доступными многие внешние ресурсы. Однако доступ к лицензионному контенту и базам данных пока серьёзно ограничен в связи с тем, что владельцы контента используют разные способы его защиты.

Приложение I P Rbooks WV-Reader работает на базе ОС Android, и сейчас мы разрабатываем аналогичное решение для устройств с ОС iOS. Оно существенно отличается от мобильных приложений, ориентированных на пользователей с нормальным зрением.

Важными преимуществами ПО является то, что оно максимально полно интегрировано с сервисом для слепых и слабовидящих TalkBack, созданным компанией Google. Из важных функций ПО перечислю лишь некоторые: авторизация по QR-коду, ведь ввод пароля для людей с проблемами зрения - серьёзная проблема; распознавание голосовых команд и поиск-навигация по каталогу и содержанию книг и, конечно же, специальный контент. В ПО нет книг и функций, которые не могут использоваться людьми с ОВЗ по зрению.

Данное ПО мы также отправляли на экспертизу в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на базе главного центра компьютерных технологий ВОС, и в результате было получено экспертное заключение, которое позволяет говорить о возможности его использования людьми с ОВЗ по зрению. Кроме этого, экспертами было установлено, что ПО соответствует стандартам мобильных приложений для смартфонов, разработанным некоммерческой организацией «Российская система качества».

В сентябре 2017 г. мобильное приложение WV-Reader IPRbooks завоевало первое место в конкурсе профессионального мастерства «Ревизор-2017» в номинации «Инновационные сервисы и технологии».

Нормы и стандартизация услуг для людей с ОВЗ

Разрабатывая продукты, компания «Ай Пи Эр Медиа» всегда ориентируется, во-первых, на принятые требования и нормы, включая международные и национальные стандарты, законодательство, регулирующее данную сферу, а во-вторых, на ИТ-достижения лидирующих мировых компаний. Мы всегда стремимся получить объективную внешнюю оценку своих продуктов и услуг, проводя добровольную сертификацию и экспертизу. Это без лишних слов и формальных обещаний гарантирует их качество. Кроме того, такая работа позволяет выявить проблемные места, улучшить качество продуктов и привести их в соответствие с требованиями.

Напомню, что мы первая и практически единственная компания, которая успешно прошла сертификацию ЭБС, в том числе на соответствие ранее действующему приказу № 1953 Минобрнауки России, регламентировавшему количественные и качественные характеристики ЭБС.

С технологиями и программами для лиц с ОВЗ по зрению всё гораздо серьёзнее: разработчики не имеют права лишь формально обеспечивать требования к доступности электронно-образовательных ресурсов для таких пользователей. Совершенно согласна с высказыванием, что именно разработчики электронных образовательных ресурсов должны учитывать все требования законодательства и гарантировать учебным заведениями и их пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

Отсутствие национальных стандартов для подобных программ может привести к созданию некачественных продуктов. По мнению сотрудников компании, стандарт должен появиться и к его разработке необходимо привлекать представителей Всероссийского общества слепых и тех незрячих специалистов, которые трудятся в сфере ИТ.

На Международной конференции «ИТ-Стандарт 2017», проходившей в Москве 5 декабря 2017 г. на базе Московского технологического университета, руководители специализированных технических комитетов, работающих в области ИТ-стандартизации, обсудили данные вопросы и пути их решения. Со своей стороны, компания готова к участию в разработке стандартов и привлечению всех заинтересованных сторон.

12 декабря 2017 г. «Ай Пи Эр Медиа» провела в Москве проблемно ориентированный семинар «Адаптивные технологии в библиотеках для использования изданий лицами с ОВЗ по зрению и другими нозологиями. Проблемы и современные пути решения», где представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и специалисты вузов и библиотек также обсудили необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Кроме того, в семинаре приняла участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Светлана Журова, обсудившая ратификацию Россией Марракешского договора.

Таким образом, в компании продолжается работа по созданию доступной среды в цифровых образовательных ресурсах, и мы готовы делиться опытом и оказывать помощь в этом направлении всем заинтересованным.

Записал Сергей Спиридонов


Самое обсуждаемое
Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха
Интересные факты про кометы Интересные факты о кометах кратко Интересные факты про кометы Интересные факты о кометах кратко
Легенды о жизни, любви и смерти великой клеопатры Кто такая клеопатра в древнем риме Легенды о жизни, любви и смерти великой клеопатры Кто такая клеопатра в древнем риме


top