Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Возникновение науки: условия и предпосылки

Когда речь идет об исследовании истоков науки, что границы того, что сегодня мы называем «наукой» расширяются до границ «культуры». Одна из точек зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знание о мире.

Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.

На этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты.

Наиболее общие предпосылки становления науки (абстрактное мышление из донаучного сознания):

1)  упразднение мифологической логики абсурда и переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия, исключительного третьего, достаточного основания. Принципы: непротиворечивости, определенности, последовательности, доказательности.

2)  Оформление таких способов познания, которые, опираясь на дискрусивные, рациональные основания, констатируют объекты ориентированного на получение знания об объективном сущем.

Условия перехода от мифа к логосу (это выражение принадлежит Кисиде):

1)  отказ от так назыв. оборотнеческой логики мифа, которая препятствовала оформлению фундаментальных принципов науч. идеологии (инвариантность (независ. от субъекта), непротиворечивость, универсальность).

2)  Замена духовно личностного отношения к действительности на объектно-субстанциональное.

3) Формирование естественного истолкования событий - апеллирование исключительно к природным основаниям.

Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3000 лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 года до н. э., и к середине второго тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились. Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени, как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонаука строится как результат «игры» творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, «строительными лесами» научной теории, исчезая с появлением последней.

Многие историки называют другую дату: наука рождается примерно 25 веков назад в Восточном Средиземноморье (Древняя Греция). В это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Здесь наука понимается как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания о самих принципах познавательной деятельности. В Древнем Египте и Вавилоне уже были накоплены математические знания, но только греки начали доказывать теоремы.

Непринятие греками всего того что связано с рабским трудом, в первую очередь с орудийно-практической деятельностью вызвало как следствие: формирование созерцательности, абстрактно – умозрительного, художественного отношения к действительности. Деление физики и механики, арифметики и логистики. Способность к идеализации. Это привело к особому типу мышления: рационализация и теоретиризация, систематизация и дедуктеизация, доказательность. Это видно у Греков на формировании математики и физики (теоретической).

Античная наука достигла следующих результатов: астрономия Евдокса и Калиппа, планиметрия Гиппарха Хеоского, медицина Гиппократа, история Геродота, геометрия Евклида, измерение видимого диска Архимедом, вычисление расстояния от земли до Луны (Гиппарх, Посейдоне, Птолемей…в рамках Александрийской школы – совокупность науч. течений, школ и науч. результатов, полученных в рамках александрийской культуры: 323г. до н.э – 639г. н.э.).

 Третья точка зрения относит дату рождения науки к периоду расцвета средневековой культуры Западной Европы (12-14 вв) Наука возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168-1253), английского францисканца Роджера Бэкона (1214-1292), английского теолога Томаса Брадвардина. Эти оксфордские ученые – математики и писатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важную черту современного научного мышления. В этот период характерна критика аристотелизма, господствовавшего в естествознании. Большинство историков считают, что о наке в современном смысле слова можно говорить только с 16-17 вв. (Кеплер, Гюйгенс, Галилей, Ньютон). В таком понимании, наука – новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Происходит признание и социального статуса науки. В 1622 г. возникает Лондонское Королевское общество, а в 1666 – Парижская академия наук. Некоторые исследователи сдвигают дату рождения современной науки на конец первой трети 19 в. Это те, кто считает, что существенным признаком науки является совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством Вильгельма Гумбольта. Новация состоит в том, что происходит оформление науки в особую профессию. Историки показывают, что для Англии и Франции, не принявших поначалу «немецкой модели» образования, это обернулось резким культурным отставанием. Этот процесс превращения науки в профессию завершает ее становление как современной науки.