Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

В центры научных знаний превращались монастыри. При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д.

Подлинное знание в эпоху Средних веков в Европе (как и в античности)— это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая произ-водна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Познание осуществляется только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля).

Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия.. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей и природы сотворенной. Средневековье знало семь свободных искусств — триумви-ум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души.

Университеты В Европе появились в начале 13 века. Посвоему статусу и привилегиям, полученным от папы и короля, а также по классическим традициям интеллектуальной деятельности они – продукт европейской христианизированной античной традиции. Подлинная идея – universitas – кооперации, сообщества- восходит к средневековью.

Возникновение университетов было обусловлено след.обстоятельствами: расцвет торговли, зарождение денежной экономики, рост городов, совершенствование с/х, рост благосостояния людей. Две противоположные тенденции лежат у истоков: одна – нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний; другая – на профессиональную подготовку. Высокий уровень научного знания, сформировавшиеся научные школы, обеспечивающие трансляцию и воспроизводство знаний и образованных людей, им владеющих и способных к открытиям, создали европейским университетам международный авторитет. Однако в период позднего средневековья многие университеты превратились в центры схоластики: противились реформам в образовании. Вместе с тем, книга научная стала и «инструментом культуры», инструментом познания. Схоластический метод не был изобретен в университетах, он предполагал обобщение старой, хорошо известной процедуры, применявшейся при толковании Библии: вопросы и ответы. Но ведь если ставились проблемы, задавались вопросы, то значит тот или иной сюжет ставился под сомнение. Таким образом, схоластика разрабатывала проблемы, то есть схватывала противоречия, формулировала их, искала способы разрешения противоречий. Она предполагала диспут, спор. И если раньше ссылались на авторитеты, то теперь было положено начало практике логического обоснования аргументации. За диспутом следовало подведение итогов спора, заключения. Магистр делал выводы, был склонен привносить что-то от себя, был источником интеллектуальной тирании. Противовесом было то, что на следующем диспуте он мог подвергнуться критике. Тем самым схоластический метод вел к осознанию личностью ее интеллектуальной ответственности. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом.

Для Роджера Бэкона (ок. 1214—1294) существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при по-мощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

В период зарождения университетов в европейском общественном сознании происходят серьезные сдвиги. Происходит углубление человека в свой духовный мир, размышление над происхождением его содержания, процессами своих внутренних состояний. Важное место в культуре начинают занимать вопросы сознания и самосознания. Поворот, совершенный в осознании сложных проблем внутренней психической жизни личности и коллективной психологии связан с именем Пьера Абеляра., который утверждал, сто те, кто не знаком с Евангелием, содержащим закон нравственной жизни, свободны от вины. Проблемы покаяния, раскаяния, раньше разрешавшиеся путем религиозных наказаний, теперь становятся проблемами самой личности, которая обращаяется не только к церковным книгам, но и к искусству. Последняя приобретает нравоучительный характер, так как неграмотные созерцают в живописи то, чего не могут прочесть.

Тарубарова: мир творится актом божественной воли. Знание неотделимо от толкования слов священного писания, которое выражает истину и гарантирует спасение. Знание в средние века имеет доктринальный характер. Истина получает статус обязательности. Необходимо тщательно разъяснять, усваивать, сохранять, разрабатывать доктрину – вот единственный путь к истине.

Доктрина – основной способ сохранения истины, потому она охраняема. «Слово» имеет спасительный характер.

Теология (θεολογια) – из ант.греции – повествование о Боге. Человек, который понимает мир, понимает бога. Теология имеет дело с встраиваемостью человека в мир. Бог трансцендентен миру (не принадлежит ему). Откровение – воля изъявления божества, истина здесь – критерий человеческого поведения и действия.

Средневековый ученый достигал истину из Веры, основывал веру на истине. Обучение истине должно соответствовать доктрине. Учителя истины называются наставниками или схоластами. Цель обучения – изучать самое существенное в простом порядке. Человек – странник, а его жизнь – испытание к благостному, он не имеет своего места в мире. Мир и человек сотворены богом.

Природа входит в мир ср.векового человека через символизацию. Мир есть книга, начертанная божественной рукой. Посредством слова человек может приобщаться к божественному. Ср.вековый ученый должен знать священное писание, герменевтику, христианскую доктрину. Ученость обусловлена:

1. в энциклопедической образованности – доскональное знание текстов, способность цитировать

2. в умении истолковывать тексты

3. в способности вынудить оппонента в ходе диспута на знания текстов, используя изощренную документацию, либо запутаться, либо попасться на несоответствие с текстом.

С 12в. знания оформляются в разного рода сведения о словах (риторика), о вещах (астрономия и физика). Репутация ученого – знание буквального текста, способность апеллировать. Ученость исключала спекуляции, гипотезы и т.д., если знание не подтверждалось цитатами из текстов.