Особенности науки Возрождения. Складывание новой естественнонаучной картины мира. Первые шаги в области систематизации знания

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Возрождение было эпохой широкого, общекультурного, выходившего за пределы науки сближения Логоса и Сенсуса. Натурфилософия Возрождения оставалась натурфилософией, но она стремилась стать наукой. Принципы природы – это логические выводы, идущие от эмпирии и приводящие к пространственно-временной концепции бытия. Иногда указанное стремление реализовывалось в собственно научных пространственно-временных схемах. Такой схемой была гелиоцентрическая система Коперника. Возрождение было начальным этапом длительной научной революции 16-17 вв. ее заключительный этап, конец 17 в. – создание классической механики, дифференциального исчисления, основ механистической картины мира. Между начальными и заключительными этапами находится генезис новой философии (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц). Натурфилософия выразила известный уход от эмпирического знания в сторону очищенного от такого знания логического анализа.

Николай Кузанский (1401—1464) выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Понятие бытия одно из фундаментальных, но оно не менее фунд., чем единство. Они взаимообращаемые и взаимозаменяемые. Чувственное познание – движение в неопределенности, потому что никогда не достигнет бесконечного. Беск-е необходимо сделать ключевым понятием о боге и бытии. Постижение истины необходимо начинать с бесконечного, чтобы потом достигать конечных знаний. Т.к. божественное бытие абсолютно бесконечно, то мир – экспликация божественного бытия. Книга природы написана языком математики и здесь бог раскрыл себя никак не меньше, чем в священном писании. Джордано Бруно (1548—1600) отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце: развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. Галилео Галилей(1564—1642). стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т.п.

Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско -птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника, а Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это позволило Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира — птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Галилея, но и Коперника, Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем.

Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук.

Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный — это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.

Галилей в научную методологию вводит количественны анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный cпособы исследования природы.

Научная методология Галилея опиралась в первую очередь на математику и механику и таким образом определила характер его мировоззренческой ориентации как механистического материализма. Галилей всячески подчеркивал, что природу, её тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. В произведении «Пробирщик золота» он указывает, что частица материи присуща определенная форма, величина, определенное место в пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют co6q восприятия субъекта. Так он выступил против гилозоизма материи, но одновременно открыл пути к отрицанию объективна основы таких качеств, как вкус, цвет, запах, звук.

Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним и первых сформулировал деистический, взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв.

Тарубарова: начинается формирование такой позиции, которая начало рассматривает в разуме самого человека. На первый план выдвигается стихия рыночно-властных отношений. Практический разум становится центральным. Мышление – в художественных образах, в образно-символической стихии. На первый план выдвигается понимание человека в сфере познавательной активности; самость. Человек – центр и сосредоточие вселенной, основа существования. Свобода приобретает антропоцентрический характер – способность человека формировать самого себя по своему выбору, воле. Он несоозмерим с природным миром, он выше. Сознание и мысль понимается как деятельность.

Происходит перемещение акцента с книги откровений к книге природы, которую необходимо прочувствовать, только тогда можно стать магом. Человек возвышается до статуса посредника между богом и миром, значит он способен найти универсальное средство действенного исцеления всего сущего (и самого человека). Магия ставит задачу найти универсальный медикамент. Формируется уверенность человека в том, что он может собственными силами осуществить спасение мира. «…пока искусство не становится понятным, его называют магией и только потом – наукой.» - Компонелла.

Природа сознается также магической. Человек использует свой ум для понимания и упорядочивания мира. Художник на чистом полотне творит мир образно, символически – подобно творцу. Худ. и научное тесно переплетаются между собой.

Идея humanitas – стремление основать веру не на церковных догматах, а на личном опыте, определяющем человеческие догматы. Петрарка усматривал человека, стремящегося прославить человека (самого себя) среди остальных (увековечить в памяти). Подлинное величие человека в личностно-творческом выражении его сущности. Поэзия преодолевает схоластику, это связующее звено между богом и человеком. Поэзия и риторика – основа истинно-человеческой науки.

Заново пересматриваются ключевые понятия добра, чести и т.д. Ренессансный человек становится гуманистом, как искусным мастером, знатоком своего дела.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.