Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Проблема классификации научных областей. Дифференциация и интеграция научного знания

Современная наука представляет собой обширную и сложно структурированную область знания, для которой в настоящее время существует несколько способов классификации, которые тем не менее в значительной степени пересекаются. Наиболее простым по всей видимости является выделение 3 –х фундаментальных разделов науки, а именно области гуманитарного, естественнонаучного и точного знания, которые присутствуют в той или иной степени во всех остальных сферах науки. Эти научные области имеют множество отличительных черт и главными среди них являются прежде всего сферы исследования.

Естественнонаучные изучают природу в ее различных формах и проявлениях – это физические науки, биологические, астрономия, география и т.д. Гуманитарные науки изучают человека и общество, и сфера их исследования принципиально отличается от сферы исследования естествознания. Это принципиальное отличие состоит в том, что в сфере исследования гуманитарных наук присутствует субъект (субъект – термин, имеющий множество значений в логике, философии, юриспруденции и др. сферах познания, но в данном случае это действующий элемент системы, наделенный волей и разумом и реализующий свои цели, интересы мотивы) . Как правило, под субъектом понимается человек, но иногда им могут быть коллективы, организации, соц. группы, государство, народы.

Точные или математические науки обладают принципиально отличной сферой исследования. Они изучают наиболее общие и универсальные принципы и законы не только всего существующего, но и всего возможного вообще. Важной чертой законов и истин математических наук является из наивысшая форма абстрактности. В связи с особенностями сферы исследования в естественных, гуманитарных и точных науках существует множество других особенностей и отличий. У них различаются методы, средства, способы образования объектов, отличаются языковые системы, критерии истинности, различные особенности структурных уровней (эмпирического, теоретического, философского и т.д.).

На основе 3 фундаментальных научных областей можно предложить описание др. «производных» областей науки, возникающих как приложение знаний, относящихся к исходным областям к той или иной сферам деятельности, к определенному типу задач, и таким образом возникают технические науки, с/х науки, медицинские науки, военные науки. Каждая из вышеназванных научных сфер в большей или меньшей степени включает в себя знания естественно научного, гуманитарного или математического характера. При этом такие знания приобретают специфический вид, имеют узко-прикладное значение, и производные сферы науки превращаются в самостоятельные сферы исследования. Например медицинские науки.

Современное положение дел в науке является результатом эволюции человеческого знания и принято считать, что все науки возникают из философии , которая появилась в древних культурах, Индии, Китая, Греции. Очевидно, что современная европейская наука и культура является наследницей Др. Греческой культуры и философии, поскольку именно там фил. обладает рядом особенностей, которые расцениваются как предпосылки зарождения научного знания. Главной такой особенностью можно назвать тяготение к абстрактности, к отвлечению от фантазийных и художественно мистических элементов построения картины мира, в стремлении философии к отделению от мифологии и религии. Примеры – анатомистическое учение Лефкипа и Демокрита – не отрицание богов, но попытка построить картину мира теоретически, абстрактно.

Выделение научных областей из философии наиболее интенсивно начинает происходить в XVII-XVIII столетиях, когда возникает наука в ее классическом виде и первыми, выделившимися из философии можно считать естественнонаучные дисциплины: механика, астрономия, химия, биология; гуманитарные науки, такие как история, обретают свою самостоятельность в период XVII- XX столетия. Помимо выделения конкретных научных дисциплин из философии происходит процесс дифференциации научного знания (разделение). Эти конкретные научные области после выделения из философии постепенно накапливают большой набор знаний, относящихся к сфере их исследования и описания изучаемых ими областей действительности постепенно начинают нуждаться в усложнении данной научной дисциплины. Именно тогда начинается дифференциация научных областей. Этот процесс характеризуется появлением в рамках этих областей узко-профильных разделов, занимающихся углубленным изучением специфических объектов, процессов или их свойств, при этом существенно возрастает глубина и точность знаний. Однако, дифференциация науки имеет также отрицательную составляющую, заключающуюся в том, что при диф-ции деятельность ученых изолируется, утрачивается взаимопонимание между учеными, взаимосвязь между областями. В результате ученые перестают видеть место своей работы в процессе исследования действительности в целом.

 Нередко возникает ситуация, когда представители одной науки, работающие в разных областях оказываются не в состоянии понимать методов и результатов исследования друг друга. В связи с этим в науке задействован процесс интеграции научного знания. Он выражается во многом, в частности в заимствовании методов исследования, в распространении критериев научности и обоснованности, распространении требований учитывать наиболее важные, универсальные результаты ведущих научных дисциплин в процессе унификации языка науки (приведение к единообразному виду), появлению смежных областей исследования, в процессе математизации научных дисциплин и т.д.

Как только биологи углубились в изучение живого настолько, что поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, накопление результатов, что привело к возникновению новой науки - биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привела к взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки - биофизики. Аналогичным путем возникли физическая химия, химическая физика, геохимия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Область ведения биогеохимии определяется как геологическими проявлениями жизни, так и биохимическими процессами внутри организмов, живого населения планеты.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно потеря связи целого, сужение кругозора - иногда до профессионального кретинизма). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника.

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию смыкания наук, ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется . Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей