Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Особенности структуры научных областей. Критерии истинности

Метод Декарта и Бэкона.

Основатели греческой школы Ксеноян и Парменид утверждают, что чувственно-воспринимаемые свойства (множественность вещей и движение) окружающего мира являются иллюзией и что  подлинное  устройство мира и действительности можно постичь лишь с помощью разума, а именно, то, что на самом деле мир не разделен и неподвижен. Представитель Элейской школы Зенон Элейский для обоснования утверждения о неподвижности и неразделенности мира формулирует ряд апорий или парадоксов (около 40, до нас дошли порядка 15), часть из них представляет сомнительный интерес, часть из них сейчас легко разрешимы, но наиболее значимые представляют яркие примеры доказательства от противного или доказательства путем приведения к противоречию. Они легко достраиваются до развернутой логической формы подобного логического доказательства (дихотамия, ахиллес и черепаха, стрела). Дихотамия – деление пополам. Пусть существуют движение и множественность вещей. Тогда можно преодолеть расстояние от М до Н. но прежде до этого нужно преодолеть половину, потом четверть и т.д. поскольку расстояние делимо до бесконечности, для того чтобы преодолеть интервал от м до н потребуется прежде исчерпать бесконечность, что невозможно по определению самой бесконечности, следовательно невозможно преодолеть расстояние, а значит движения и множественности вещей….

Декарт в эпоху нового времени создает развернутое учение рационализма, в котором утверждается, что главным источником знания, критерием его истинности и методом познания является разум (рацио). Декарт считал, что если обнаружить некоторый исходный безусловно истинный тезис (утверждение) и создать универсальный метод познания, то при помощи этого метода из исходного, безусловно истинного тезиса можно будет вывести все остальное человеческое знание. Обнаружить такой абсолютно истинный тезис чрезвычайно сложная задача, поскольку мыслитель должен все подвергать сомнению. Сомневаться, говорит Декарт, можно во всем, кроме наличия самого сомнения, то есть мышления и поэтому исходным, абсолютно истинным утверждением является следующее: cogito ergo sum – мыслю, значит существую. В универсальный метод Декарта входят 4 принципа, которые утверждают, что основной критерий истинности – это разум, главные принципы рассуждений – анализ и синтез, также сюда входит метод. Работа Декарта – рассуждение о методе. Рационалистическое учение Декарта было развито нем ученым и математиком Готфрейдом Лейбницем (17 век). Он разделяет истины на истины разума и истины факта и в качестве критерия выделяет истину  факта (невозможно отрицать объективно) и истина разума (их невыполнение невозможно помыслить: 2* 2 =4). В настоящее время эмпирические и рационалистические критерии истинности не противопоставляются, а дополняют друг друга. Эмпирические критерии состоят в том, чтобы утверждение соответствовало эмпирическим фактам, т.е. данным экспериментов и наблюдений. Рационалистические критерии – это требования логичности, непротиворечивости, аргументированности утверждений, рациональности, соответствия здравому смыслу. 3 важная составляющая современной науки – концепция практики, кот была создана в теории марксизма и интенсивно развивалась в советский период нашей истории в отечественной философии. Вместе с тем концепция практики носит несколько односторонний характер, а именно материалистическую трактовку. В настоящее время понятие практики можно определить – это целенаправленная, планируемая, и прогнозируемое преобразование действительности человеком. Практикой является и материальное и духовное производство. Практика принципиально отличается от эмпирии, поскольку опыт – это прежде всего научные наблюдения и эксперимент (обусловленное наблюдение), а практика – это не наблюдение, а преобразование. Исходя из наших знаний о действительности, мы планируем определенное ее преобразование и в результате деятельности получаем ожидаемый эффект, то мы тем самым подтверждаем значительную степень соответствия наших знаний действительности, поэтому практика является критерием истинности знания. В процессе практического преобразования действительности, мы уточняем и дополняет наши знания, поэтому практика служит также источником познания. Практическая деятельность и, в частности материальное производство человека формирует свои запросы и ставит цели, направляющие познавательный поиск ученых, поэтому практика явл также  причиной и целью познания. Концепцию практики нередко ошибочно или умышленно отождествляют с прагматизмом, что явл некорректным, т.к. в прагматизме истинным признается знание, если оно полезно, а вопрос о его соответствии действительности считается вторичным либо неразрешимым.  Концепции же практики истина трактуется с объективистских позиции – знание истинно, если оно соответствует действительности.

В естественных науках наиб ярко представлены структурный уровень и наиболее ярко и полно применимы критерии истинности. Т.к. в естественных науках огромную роль играет эмпирический уровень, то эмпирический критерий истинности является неотъемлемой частью естествознания. Любые утверждения и принципы не могут находиться в естествознании в неизменном виде, если вдруг обнаруживаются факты, противоречащие этим утверждениям. Теория естественных наук всегда адаптируется с учетом обнаруживаемых фактов,  с тем, чтобы эффективно их объяснять и соответствовать этим фактам. Рационалистические критерии истинности также выступает как неотъемлемая компонента естествознания. Построение и развитие теории всегда ориентировано на логичность, аргументированность, избежание противоречий, на соответствие критериям научной рациональности. Естествознание также в полной мере использует критерий практики. Естественнонаучные законы, принципы интенсивно используются человеком в преобразовании материального мира, т.е. в материальном производстве и этот процесс проверяет и дополняет знания, предлагаемые естественными науками. Гуманитарные науки также используют критерии истинности, предлагаемые рационализмом, эмпиризмом и концепцией практики, однако использование этих критериев в гуманитарном знании имеет ряд существенных ограничений. Например, гуманитариям приходится сталкиваться с необходимостью описания событий, имеющих индивидуальный неповторимый характер или же явлений и поступков, имеющих иррациональную основу, поэтому далеко не всегда удается при таком описании выдерживать соответствия рационалистическим критериями такая ситуация усугубляется тем, что в сфере исследований гумм наук неустранимо присутствует субъект. Эмпирические критерии истинности также применимы в гумм науках, но число ограничений этой применимости относится, например, невозможность или недопустимость проведения экспериментов над человеком и обществом, неконтролируемость и непредсказуемость результатов практического применения многих теорий, а нередко и невозможность осуществления отдельных процессов, так как сам факт наблюдений оказывает на них влияние.

            Что касается точной науки, еще более специфичны по отношению к ним критерии истинности. В частности в точных науках отсутствует эмпирический уровень и математические истины никогда не получаются эмпирическим путем и никогда не опровергаются этим путем. Вместе с тем, истинность математических утверждений эмпирические критерии подтверждают опосредованно, поскольку математика оказывается неизменно эффективной при ее внедрении в естественнонаучное познание действительности и в гуманитарную сферу(там, где удается ее адекватно внедрить). Математика в наиболее полной мере опирается на рационалистические критерии истинности и выступает в этом смысле эталоном и даже источником критериев научной рациональности. Ее теории обязательно д.б. непротиворечивы, утверждения обоснованны, доказательства логичны. Более того, в современной науке многие элементы научной рациональности и даже здравого смысла признаны устаревшими и заменены на аргументы математической убедительности. Например.

Пространство искривляется, время замедляется.

Математическое знание также в полной мере соответствует критериям практики, поскольку преобразующая деятельность человека и в первую очередь материальное производство немыслимы без математических знаний. Вместе с тем также как в случае с эмпирическими критериями в отношении математики и практики наблюдается определенная односторонность, а именно практика всегда подтверждает истинность математических знаний, часто указывает направления их разработки, но никогда не опровергает и даже не опровергает и даже не уточняет их.