Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Философские проблемы и установки на эмпирическом и теоретическом уровнях научных дисциплин

Если считать возможным демона Лапласа, то все события оказываются точно предопределенными, заданными, в том числе все действия человека, вплоть до ежесекундных действий (мимики), тогда свободы воли нет, тогда преступник и злодей оказываются безвинными и безгрешными, т.к. его действия предопределены и не зависят от его воли, и, напротив, праведный человек не имеет никаких заслуг, поскольку его поступки предопределены и от него не зависят.

В 20 в в связи с кризисом классического естествознания и переходом к неклассической науке, механистические представления устаревают и выясняется, что установка о предопределенности всех событий не может быть универсально применима не только к гуманитарным знаниям, но и в сфере изучения природы, в сфере естествознания. Фактически, современная наука склоняется к утверждению о вариативности  развития материального мира. В связи с этим большое значение в современной науке приобретают вероятностные теории, которые предлагают вариативные прогнозы и результаты, имеющие математическое описание, математическое распределение вероятности. В гуманитарных науках философские проблемы и установки обладают спецификой, связанной с тем, что эти науки исследуют деятельность субъекта, в связи с этим, помимо онтологических и теоретико-познавательных оснований и проблем в гуманитарном знании большую роль играют этические основы и проблемы.

В советский период нашей истории в общественных науках были распространены ряд принципов, установок, определений, которые раскрывали материалистическую компоненту общественных отношений (например, «политика – это история, опрокинутая в прошлое»).

Если в естественный и точных науках этическая составляющая играет меньшее значение, то в гуманитарных, прежде всего общественных, науках она выступает неотъемлемой частью, поскольку без нее ни одна интерпретация, ни одна теоретическая модель, описывающая прошлое, перспективы развития, не может быть принята.

В точных науках, т.е. математики, существует множество проблем философского характера, которые образуют обширнейшую область философии математики. Например, к числу таких проблем относится проблема существования математических объектов и истин: являются ли они элементами действительности, независящими от нашего сознания или они субъективны, изобретены человеком. Другая проблема – проблема надежности математического доказательства: каковы критерии доказательства, приемлемы ли в математике черты необозримости доказательства.

Важной философской проблемой естествознания является определение принципиального различия между живой и не живой материей, проблема философского характера – оценка и истолкование малой вероятности происхождение человека эволюционным путем. Дело в том, что если учесть скорость эволюционных процессов, а также время существования земли, то вероятность происхождения человека на земле эволюционным путем оказывается ничтожно малой, сравнимой с вероятностью следующего события: над свалкой начинается ураган и продолжается в течение часа, затем прекращается и на месте свалки оказывается реактивный самолет Боинг. Столь малую вероятность эволюционного происхождения человека на земле можно истолковать разными способами: с одной стороны, ее можно понимать как свидетельство несостоятельности эволюционной теории происхождения человека, с другой стороны, ее можно понимать как свидетельство необозримости и даже бесконечности вселенной, в масштабах которой реализуется даже ничтожно малая вероятность.

В такой классификации переход от наилучшей к наихудшей форме государства связан с личностными качествами правителя. Добрый, справедливый – монархия (наилучшая). Жестокий тиран – тирания (наихудшая).

Вместе с тем, описание развития общества на основе выделения нравственно-этических, интеллектуальных, волевых качеств, особенностей того или иного народа имеет место в современных общественных науках, например это так называемый «цивилизационный» подход к описанию общественного развития.

Этот подход описывает одну из составляющих общественного развития, другую же компоненту описывает так называемый формационный подход, разработанный в марксизме и развивавшийся в нашей стране в советский период. В основу этого подхода положены материалистические принципы, а именно, принцип организации производства и принцип распределения материальных благ.

К числу философских проблем гуманитарного знания можно отнести: возникающую в эпоху возрождения и нового времени антропоцентрическую систему ценностей, являвшуюся прогрессивной для того времени, но, в тоже время, из-за этой системы ценностей возникают деструктивные установки, человек считает себя в праве неограниченно использовать природу в своих целях, считает себя высшим творцом природы,  а природу – неисчерпаемым источником благ для человека, формируется установка на покорение природы на благо человека, и такая деятельность рассматривается как антропоцентрическая (уничтожение природы для пользования человеком). В двадцатом веке вместе с обретением человеком избыточного научно-технического могущества, характер антропоцентрической деятельности искажается. Человек уничтожает природу в гигантских масштабах уже не ради своей пользы, а в ущерб себе, в ущерб своему будущему, ради прибыли, ради капитала, т.е. антропоцентризм превращается в капиталоцентризм – систему ценностей, в центре которой находится прибыль.

Особенностью глобальных проблем является также то, что они затрагивают не только всех без исключения людей, но и то что их решение возможно лишь совместными усилиями всего человечества. Капиталлоцентрическая система ценностей утверждается и сохраняется не столько волею отдельно взятых людей и групп, сколько формой существования коллективных субъектов, определяющих ситуацию в производственной и финансовой сфере, а именно тем, что эти субъекты (промышленные и финансовые корпорации) существуют в настоящее время и действуют в виде хищников под девизом: «прибыль – любой ценой!». Организация производства не учитывает интересов будущего человечества, а стремиться к извлечению максимальной прибыли, в значительной мере путем создания и удовлетворения искусственных и даже виртуальных потребностей.

К сожалению, изменить существующее положение дел не может отдельно взятый человек или достаточно большая их группа, пусть даже группа представителей капитала. Если доминирующие промышленные корпорации переориентируются с прибыли на интересы будущего человечества, то они моментально станут убыточными, поглотят любые финансовые вливания, обанкротятся, но не исчезнут, а будут поглощены более мелкими конкурентами и возродятся в виде охотников за прибылью.  Различные течения технократизма и сциентизма, антисуентизма предлагают неадыкватные пути решения современных проблем. Технократизм утверждает, что решение этих проблем возможны техническим путем, сциентизм – научным, антисциентизм – путем отказа от достижений науки и техники. Все это, по всей видимости, утопичные положения, и решение этих проблем, если оно возможно, лежит в сфере совершенствования общественных отношений.