Философские проблемы и установки на эмпирическом и теоретическом уровнях научных дисциплин

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Если считать возможным демона Лапласа, то все события оказываются точно предопределенными, заданными, в том числе все действия человека, вплоть до ежесекундных действий (мимики), тогда свободы воли нет, тогда преступник и злодей оказываются безвинными и безгрешными, т.к. его действия предопределены и не зависят от его воли, и, напротив, праведный человек не имеет никаких заслуг, поскольку его поступки предопределены и от него не зависят.

В 20 в в связи с кризисом классического естествознания и переходом к неклассической науке, механистические представления устаревают и выясняется, что установка о предопределенности всех событий не может быть универсально применима не только к гуманитарным знаниям, но и в сфере изучения природы, в сфере естествознания. Фактически, современная наука склоняется к утверждению о вариативности  развития материального мира. В связи с этим большое значение в современной науке приобретают вероятностные теории, которые предлагают вариативные прогнозы и результаты, имеющие математическое описание, математическое распределение вероятности. В гуманитарных науках философские проблемы и установки обладают спецификой, связанной с тем, что эти науки исследуют деятельность субъекта, в связи с этим, помимо онтологических и теоретико-познавательных оснований и проблем в гуманитарном знании большую роль играют этические основы и проблемы.

В советский период нашей истории в общественных науках были распространены ряд принципов, установок, определений, которые раскрывали материалистическую компоненту общественных отношений (например, «политика – это история, опрокинутая в прошлое»).

Если в естественный и точных науках этическая составляющая играет меньшее значение, то в гуманитарных, прежде всего общественных, науках она выступает неотъемлемой частью, поскольку без нее ни одна интерпретация, ни одна теоретическая модель, описывающая прошлое, перспективы развития, не может быть принята.

В точных науках, т.е. математики, существует множество проблем философского характера, которые образуют обширнейшую область философии математики. Например, к числу таких проблем относится проблема существования математических объектов и истин: являются ли они элементами действительности, независящими от нашего сознания или они субъективны, изобретены человеком. Другая проблема – проблема надежности математического доказательства: каковы критерии доказательства, приемлемы ли в математике черты необозримости доказательства.

Важной философской проблемой естествознания является определение принципиального различия между живой и не живой материей, проблема философского характера – оценка и истолкование малой вероятности происхождение человека эволюционным путем. Дело в том, что если учесть скорость эволюционных процессов, а также время существования земли, то вероятность происхождения человека на земле эволюционным путем оказывается ничтожно малой, сравнимой с вероятностью следующего события: над свалкой начинается ураган и продолжается в течение часа, затем прекращается и на месте свалки оказывается реактивный самолет Боинг. Столь малую вероятность эволюционного происхождения человека на земле можно истолковать разными способами: с одной стороны, ее можно понимать как свидетельство несостоятельности эволюционной теории происхождения человека, с другой стороны, ее можно понимать как свидетельство необозримости и даже бесконечности вселенной, в масштабах которой реализуется даже ничтожно малая вероятность.

В такой классификации переход от наилучшей к наихудшей форме государства связан с личностными качествами правителя. Добрый, справедливый – монархия (наилучшая). Жестокий тиран – тирания (наихудшая).

Вместе с тем, описание развития общества на основе выделения нравственно-этических, интеллектуальных, волевых качеств, особенностей того или иного народа имеет место в современных общественных науках, например это так называемый «цивилизационный» подход к описанию общественного развития.

Этот подход описывает одну из составляющих общественного развития, другую же компоненту описывает так называемый формационный подход, разработанный в марксизме и развивавшийся в нашей стране в советский период. В основу этого подхода положены материалистические принципы, а именно, принцип организации производства и принцип распределения материальных благ.

К числу философских проблем гуманитарного знания можно отнести: возникающую в эпоху возрождения и нового времени антропоцентрическую систему ценностей, являвшуюся прогрессивной для того времени, но, в тоже время, из-за этой системы ценностей возникают деструктивные установки, человек считает себя в праве неограниченно использовать природу в своих целях, считает себя высшим творцом природы,  а природу – неисчерпаемым источником благ для человека, формируется установка на покорение природы на благо человека, и такая деятельность рассматривается как антропоцентрическая (уничтожение природы для пользования человеком). В двадцатом веке вместе с обретением человеком избыточного научно-технического могущества, характер антропоцентрической деятельности искажается. Человек уничтожает природу в гигантских масштабах уже не ради своей пользы, а в ущерб себе, в ущерб своему будущему, ради прибыли, ради капитала, т.е. антропоцентризм превращается в капиталоцентризм – систему ценностей, в центре которой находится прибыль.

Особенностью глобальных проблем является также то, что они затрагивают не только всех без исключения людей, но и то что их решение возможно лишь совместными усилиями всего человечества. Капиталлоцентрическая система ценностей утверждается и сохраняется не столько волею отдельно взятых людей и групп, сколько формой существования коллективных субъектов, определяющих ситуацию в производственной и финансовой сфере, а именно тем, что эти субъекты (промышленные и финансовые корпорации) существуют в настоящее время и действуют в виде хищников под девизом: «прибыль – любой ценой!». Организация производства не учитывает интересов будущего человечества, а стремиться к извлечению максимальной прибыли, в значительной мере путем создания и удовлетворения искусственных и даже виртуальных потребностей.

К сожалению, изменить существующее положение дел не может отдельно взятый человек или достаточно большая их группа, пусть даже группа представителей капитала. Если доминирующие промышленные корпорации переориентируются с прибыли на интересы будущего человечества, то они моментально станут убыточными, поглотят любые финансовые вливания, обанкротятся, но не исчезнут, а будут поглощены более мелкими конкурентами и возродятся в виде охотников за прибылью.  Различные течения технократизма и сциентизма, антисуентизма предлагают неадыкватные пути решения современных проблем. Технократизм утверждает, что решение этих проблем возможны техническим путем, сциентизм – научным, антисциентизм – путем отказа от достижений науки и техники. Все это, по всей видимости, утопичные положения, и решение этих проблем, если оно возможно, лежит в сфере совершенствования общественных отношений.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.