Взаимодействие уровней научного знания

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Процесс взаимодействия уровней научного знания наиболее ярко просматривается в развитии общественных наук, хотя в гуманитарных и точных дисциплинах можно наблюдать реализацию похожей схемы или, по крайней мере, ряда ее элементов. Нижним уровнем научного познания выступают эмпирические факты, к ним относятся результаты научных наблюдений, измерений, экспериментов. А многочисленные эмпирические факты позволяют делать эмпирические обобщения. В различных науках могут быть выделены многочисленные уровни или степени обобщений и высшей ступенью таких обобщений являются эмпирические закономерности. Все эти элементы входят в состав эмпирического уровня науки. Над эмпирическим уровнем надстраивается теоретический, а именно, теоретическая модель изучаемых объектов явлений и процессов, т.е. модель изучаемой области действительности. Модель состоит из идеальных объектов, из их конструкций, из описания взаимоотношений между ними и все вместе это служит воспроизведением изучаемой реальности и объяснением имеющихся эмпирических фактов, обобщений и закономерностей.

Из теоретической модели при помощи логики, рациональных рассуждений, здравого смысла выводятся теоретические следствия. Эти следствия представляют собой своего рода предположения, которые предсказывают те или иные события в изучаемой реальности. При помощи следствий, таким образом, ученые получают новые эмпирические факты, а эти факты в свою очередь проверяют следствия, т е подтверждают или опровергают их. Если следствия подтверждаются достаточным количеством эмпирических фактов, то они включаются в состав теории и из них выводятся новые следствия, при помощи которых получаются новые факты и т.д. Если эмпирические факты не подтверждают выведенные следствия, то происходит поиск ошибок в рассуждениях, перестроение модели и получение новых следствий, соответствующих фактам. Что касается новых эмпирических фактов, которые получаются при помощи выведенных следствий, то они включаются в состав эмпирического уровня, в любом случае, даже тогда, когда они получены при помощи ложных, ошибочных следствий. Т.о. развитие научного знания происходит в наиболее общем виде путем взаимодействия эмпирического и теоретического уровней. Хотя при этом теория, в принципе, способна развиваться самостоятельно, без обращения к эмпирическому уровню (так и происходит в случаях, когда это необходимо), все же ученые стремятся подтверждать, проверять свои теоретические конструкции при помощи эмпирических фактов по возможности чаще. Как известно, эмпирический уровень базируется на определенном философском фундаменте, включающем в себя наиболее общие представл6ения о действительности и процессе познания. Теоретический уровень также опирается на философские основания и в развитых научных теориях имеет многочисленные фил проблемы и аспекты. Все вместе это можно в упрощенном виде представить в виде схемы.

 Взаимодействие уровней научного знания


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.