Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Неопозитивизм. Проблема демаркации научного знания, фальсификационизм Карла Поппера

Во второй четверти 20 века возникло течение неопозитивизма, представителями которого являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Нейрат и другие (представители венского кружка). Иногда историки философии указывают, что неопозитивизм является частью аналитической философии. Центральной идеей неопозитивизма являлась установка о необходимости логико-семантического исследования языка науки с целью устранения из него псевдонаучных метафизических высказываний. В аналитической философии в целом доминирует установка на логиколингвистическое исследование проблем и философского и научного методологического характера и в этом течении осмысленность метафизических проблем преимущественно признается, но в неопозитивизме предложена очередная безуспешная попытка обоснования отказа от философских представлений и вопросов. В числе прочих остро встает в неопозитивизме вопрос о критерии научности высказываний, вопрос о том, как отличить научные высказывания от псевдонаучных, от метафизических высказываний. С этой целью в Венском кружке был выдвинут так называемый принцип верификации высказываний. Он должен был играть роль критерий демаркации – критерия разделения высказываний на научные и ненаучные. В приближенном виде - высказывание можно считать научным, если оно сводимо в конечном итоге к так называемым атомарным высказываниям, фиксирующим непосредственные данные опыта. Выдвижение этого принципа вызвало острую критику и в частности серьезное затруднение представляло то, что наиболее общие законы естествознания оказались не верифицируемы. Тогда этот принцип был уточнен и требование его состояло в том, чтобы научное высказывание допускало возможность его сводимости к атомарным высказываниям в принципе. Однако, хотя такое дополнение несколько расширило действие принципа проблемы не были решены, наиболее общие законы естественных наук оказывались не верифицируемыми высказываниями и более того критиками было показано, что сам принцип верификации является не верифицируемым высказываемым высказыванием, то есть имеет метафизический псевдонаучный характер против чего собственно и боролись неопозитивисты. Эти результаты еще раз показали неубедительность позитивистских установок и невозможность устранить из научного знания философские аспекты, вопросы, проблемы. Кроме вышеназванных результатов, следует отметить, что течение неопозитивизма вопреки своим установкам и принципам вырабатывает ряд философских результатов и положений, которые были признаны определенным вкладом в развитие философии науки. Одним из главных критиков неопозитивизма был представитель следующего течения – Карл Поппер. Его принято относить к так называемому постпозитивизму (другие представители – Локатос, Т.Кун, Фейерабенд). Поппер предлагает новый подход к разработке проблем философии науки, его учение, вместе с учением Локатоса дает начало новой социокультурной версии философии науки. Вместо принципа верификации Поппер предлагает собственный принцип – фальсификации, который был также призван служить критерием демаркации (разделения) высказываний, относящихся к эмпирическим наукам и не относящихся к ним. Принцип фальсификации гласит, что высказывание принадлежит к научным, если оно в принципе допускает возможность своего эмпирического опровержения, т.е. если оно в принципе фальсифицируемо. Например, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси – научное высказывание. Высказывание является научным и истинно, но можно себе представить ситуацию его эмпирического опровержения, например если произойдет столкновение с метеоритом. Принцип фальсификации до определенной степени расширял принцип демаркации. Он был более универсальным, чем принцип верификации. Тем не менее, принцип фальсификации также не мог служить универсальным методологическим принципом, поскольку научное знание не может быть описано лишь при помощи обращения к эмпирии (к опыту). В науке, в том числе в естествознании неустранимым образом присутствует творческая компонента, которая позволяет ученым получать результаты, необъяснимые с позиций одного лишь эмпиризма. Карл Поппер в своей концепции предлагает учение о так называемом третьем мире. Первые 2 мира – это материальный мир, действительность, а также мир состояний человеческого сознания (мысли…), третий мир - результаты духовного производства человека (литературные, музыкальные произведения, научные теории, поэмы и …). В него входят литературные и музыкальные произведения, научные теории, поэмы и т.д. Этот 3-й мир образуется благодаря интеллектуальной и творческой деятельности человека, но затем обретает значительную степень самостоятельности. Из этого мира, говорит Поппер, мы можем почерпнуть больше, чем вложили, также, например, как это происходит с детьми, которые не только усваивают результаты воспитания, но и развиваются самостоятельно. Поппер указывает, что третий мир в своем развитии подчиняется определенным собственным законам и в то же время испытывает влияние человека, задача философии науки – исследование закономерностей этого третьего мира….