Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Роль аномалий и парадоксов в развитии науки

В глубокой древности известно много антиномий, парадоксов, лишь часть из которых в настоящее время удается разрешить. Философским обобщением наличие парадоксов в человеческом познании, мышлении, выступает признание диалектичности (противоречивости, изменчивости) бытия и процесса его познания. В конкретных науках возникновение парадоксов и аномалий прежде всего служит указанием на необходимость пересмотра, расширения философских методологических и теоретических установок научной отрасли. Например, в древней математике была обнаружена проблема несоизмеримости стороны и диагонали квадрата. А также проблема несоизмеримости длины радиуса и длины окружности. Эти аномалии указывали на недостаточность существовавшей в то время базы арифметики, а именно на необходимость дополнения множества рациональных чисел иррациональными числами (алгебраическими -  Роль аномалий и парадоксов в развитии науки и трансцендентными -  Роль аномалий и парадоксов в развитии науки), т.е необходимость введения в рассмотрения множества действительных чисел. Примерами аномалий и противоречий являются апории Зенона, аномалии, вызвавшие кризис классического естествознания – корпускулярно-волновой дуализм. С древности известен парадокс лжеца (Критянина).

Парадокс юриста – софист договарив с учеником, о том, что оплатит свое обучение после первого выигрышного процесса. Когда обучение завершилось, ученик не стал заниматься юриспруденцией. Учитель подает в суд.

Казнить в 1 из дней след недели, причем так, чтобы вечером перед казнью, он не знал, что завтра его казнят.

http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=8726p_page=4

Указанные аспекты преодолеваются в модели внутреннего функционирования И. Лакатоса — «модели научно-исследовательских программ». В качестве единицы анализа науки И. Лакатос предлагает брать целостную научно-исследовательскую программу, а не единичную изолированную теорию, как это делает К.-Р. Поппер. Программа представляет собой не просто совокупность теорий. Она имеет двойную структуру: «ядро» и «защитный пояс» вспомогательных гипотез. Ядро состоит из методологических правил двух типов. Одни правила указывают, какими путями нужно следовать, чтобы достичь результата. Это — «положительная эвристика», по Лакатосу. Вторые указывают, каких путей следует избегать, — «отрицательная эвристика». Кроме того, ядро содержит неопровергаемое — жестко установленную программу познания и обоснования познанного. Развитие науки достигается проверкой и опровержением т. н. «защитного пояса вспомогательных гипотез».

 Внутри научно-исследовательской программы одна теория заменяется другой — лучшей, а именно, имеющей большее содержание, чем предшествующая теория. Сталкиваются теории не между собой, а внутри программ. Основой этого является фальсификация или опровержение. Однако у Лакатоса это не просто столкновение между теорией и эмпирическим базисом, что видим у Поппера. Фальсификация Лакатоса — многостороннее отношение как между теориями, так и между эмпирическим ростом и эмпирическим базисом. В столкновении мы видим совершенствование логического механизма функционирования теорий внутри т. н. программы. Совершенствование логического механизма и представляет внутреннюю историю программы. В детальном освещении совершенствова ние логического механизма функционирующих теорий реализуется через их столкновение с контрпримерами или аномалиями. Àномалии — загадка, проблема, парадокс, не объясняемый теоретическими суждениями. С другой стороны, аномалия есть контрпример для теории, эмпирический факт, опровергающий систему доказательств.

 Внутренняя история или рациональная реконструкция первична в науке, поскольку определяет направленность ее развития и механизмы функционирования. Второй компонент истории — внешняя истории — у Лакатоса суть социально-психологическая история. Направленность и содержание науки определяется всей логикой функционирования научно-исследовательской программы, а потому опосредованно задается внутренней историей и внутренним функционированием программы.

 Если внешнее функционирование (К.-Р. Поппер) реализуется через столкновение единичных теорий, созданных гениальными индивидами, то функционирование внутреннего плана (И. Лакатос) есть результат деятельности некоей группы индивидов. Одни высказывают догадку, другие выдвигают контрпример, третьи устраняют аномалии. Таким образом, несколько конкурирующих теорий позволяют функционировать всей программе. И научность определяется по отношению не к отдельному предложению, высказыванию или отдельной теории, а к серии сменяющихся теорий — «последовательность теорий» у Лакатоса. Им выделяются «прогрессивная» последовательность теорий и последовательность «дегенеративная». «Прогрессивная» последовательность имеет большее эмпирическое содержание и приводит к открытию новых фактов. Àномалии, встречающиеся на пути теории, не столько опровергают ее, сколько стимулируют развитие через новое теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение примерами и контрпримерами. Как только программа перестает предсказывать неизвестные факты, от жесткого ядра программы отказываются. Таким образом, история науки оказывается историей функциональной борьбы теорий в рамках научно-исследовательской программы.