Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике

Традиционно к естественному относят то, что совершается без постороннего вмешательства, под действием законов природы, обусловленное общим, привычным ходом вещей. Искусственное же понимается как нечто, сделанное наподобие натурального, природного. То есть естественное связано с природой, с тем, что не является результатом человеческой деятельности, возникает и развивается самопроизвольно и стихийно, в то время как искусственное обусловлено человеком, связано с его искусством, мастерством и означает преднамеренное воздействие на природу и сознательное ее преобразование.

Особое внимание в современном мире проблема соотношения искусственного и естественного приобретает в условиях стремительного развития техники и, в частности, в контексте рассмотрения перспектив создания искусственного интеллекта.

Искусственная интеллектуальная система активно взаимодействует с внешней средой, то есть воспринимает воздействия окружающей среды и соответствующим образом реагирует на них. Получив воздействие среды, система по тем или иным правилам формирует «ответ» (реакцию) на данное воздействие. Характер активного взаимодействия со средой, реализуемого системой, определяется свойствами данной системы и ресурсами, которыми она располагает. В процессе формирования реакции на то или иное воздействие среды система может опираться на свои ресурсы, так и использовать некие информационные источники и управляющие воздействия внешнего характера. Чем меньше система зависит от информационных источников и управляющих команд, тем выше степень ее автономности. Искусственные интеллектуальные системы – это в определенном смысле самодостаточные системы, на которые может возлагаться решение определенного комплекса прикладных задач. Искусственные интеллектуальные системы нацелены на то, чтобы в максимальной степени самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

Они способны: достигать поставленных целей; корректировать поставленные цели; формировать новые цели и комплексы целей, исходя из заложенных в систему установок (мотиваций); получать новые знания, накапливать опыт решения задач, модифицировать свое поведение (реакции на изменение ситуации) на основе полученных знаний и накопленного опыта, в том числе обучаться решению задач, не предусмотренных первоначальным проектом системы; образовывать коллективы из искусственных интеллектуальных систем (сообщества искусственных интеллектуальных систем), направленные на взаимодействие их членов при решении некоторой общей задачи исходя из текущей и прогнозируемой ситуации; осуществлять самовоспроизведение с привлечением местных ресурсов. При таком подходе поведение искусственных систем становится практически неотличимым от поведения естественных систем.

Массовое практическое использование средств информатики традиционно называют информатизацией общества. Естественные и искусственные интеллектуальные системы в определенных случаях целесообразно рассматривать в качестве репрезентантов естественного и искусственного интеллекта. Существует принципиальная возможность сведения различных организационных систем к системам интеллектуальным, для этого реальные объекты заменяются их моделями.

Искусственный интеллект как научное направление занимается исследованием интеллектуальной деятельности, которая подчиняется «заранее известным законам и связана с «поиском решений, действий, закономерностей в новых, нестандартных ситуациях» . Термин «искусственный интеллект» был введен Дж.Маккарти в 1956 году и имеет два основных значения: во-первых, под искусственным интеллектом понимается теория создания программных и аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека; во-вторых, сами такие программные аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью деятельность.

Проблема соотношения естественного и искусственного интеллекта подразумевает поиск ответа на вопрос: «каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом?» Вопрос о сходстве и различии между искусственной интеллектуальной системой и человеческим разумом связан с вопросом о перспективах искусственного интеллекта как научного направления. При этом стратегической линией может быть или все большее приближение возможностей искусственной системы к возможностям человеческого интеллекта, или, напротив не моделирование человеческого мышления, а изобретение способов обработки информации, принципиально отличных от человеческих и применяемых там, где человеческое мышление не эффективно или где его использование нецелесообразно. Определенные аналогии между искусственным и естественным интеллектами очевидны. Об этом, в частности, говорит тот факт, что между исследованиями искусственного интеллекта и когнитивной психологией установились своего рода симбиотические отношения, когда один выигрывает от развития другого. Действительно, для того, чтобы искусственным способом сделать точную копию человеческого восприятия, памяти, языка и мышления, необходимо знать, как эти процессы происходят у человека. В то же время, развитие искусственного интеллекта дает новые возможности для понимания человеческого познания. Сама сфера ИИ включает в себя такие взаимосвязанные фундаментальные разделы, как представление знаний, манипулирование знаниями, общение, восприятие, обучение и поведение. Однако, есть существенное различие между программируемыми разумными способностями мозга и непрограммируемой чувственной, иррациональной сферой. Логика человеческого мозга основана на конструировании образов, логика машины, основана на распознавании образов. Машина «схватывает» объект в статике и характеризует его по принципу «да» или «нет», «либо – либо», «если то – то...». Человек способен принять противоречивую природу объекта по принципу «и да и нет», «и то и другое», выразить и охарактеризовать любой объект в его динамике, как процесс, как его становление.

Блай Уитби в книге «Искусственный интеллект: реальна ли матрица», говоря о нейросетях пишет: «Было бы слишком самонадеянно называть искусственные нейросети симуляцией деятельности мозга. Даже в сравнении с простейшим мозгом животного эти сети слишком малы, грубы и одномерны.

Количество возможных конфигураций человеческого мозга значительно превышает количество атомов во вселенной. Предсказать погоду всего на несколько дней очень, очень сложно. Предсказать поведение человеческого мозга в следующую долю секунды вряд ли удастся в обозримом будущем… Человеческий мозг  - это огромная необъятная нейросеть, включающая в себя от ста до двухсот миллиардов нейронов. Сети, составляющие даже одну тысячную от подобного объема еще только предстоит создать. Требуются невероятно мощные компьютеры и значительные упрощения для того, чтобы приблизиться к количеству нейронов, сравнимому с мозгом даже простейших существ.

В вопросах проектирования искусственного интеллекта определенного внимания заслуживает так называемая нечеткая логика, в основе которой лежит изложенная в работах Л.Заде теория нечетких множеств. В них рассматриваются элементы множеств, для которых функция принадлежности это не жесткий порог (принадлежит/не принадлежит), а плавная сигмоида (часто упрощаемая ломаной линией), проходящая непрерывный спектр значений от нуля до единицы. «Понятие нечеткого множества вполне согласуется с нашими интуитивными представлениями об окружающем мире, так как большая часть используемых нами понятий по своей природе нечетки и размыты, и попытка загнать их в шоры двоичной логики приводит к недопустимым искажениям» .

С гуманитарной точки зрения соотношение «человеческий мозг и машина» – это в определенном смысле проблема сохранения человеком свободы, индивидуальности и уникальности, что дает повод расценивать позицию рассмотрения компьютеров в качестве абсолютной модели человека, как угрозу человеческому существованию. Успехи в развитии техники приводят к тому, что «человеческий интеллект можно будет определить как нечто, что нельзя сделать с помощью машин». Изучение соотношения естественного и искусственного интеллектов подводит к вопросу о творческой природе культуры, то есть, с одной стороны, о технике как результате творения человека, а с другой - о потенциале техники, усиливающем его творческие возможности и способности. «Проблемы искусственного интеллекта сейчас становятся еще более сложными в силу возможного подключения мозга человека к Интернету. Здесь возникает фундаментальная проблема сохранения личности, самоидентификации человека, что связано с комплексом вопросов». Трудности в ответе на вопросы: «какое место занимает искусственный интеллект в бытии в сравнении с разумом человека, способны ли искусственно генерированные интеллектуальные системы подняться до уровня человеческого разума и даже превзойти его?» возникают скорее не из-за того, что человек не способен отдать себе отчет в устройстве искусственной интеллектуальной системы (ведь такая система генерирована самим человеком - он вполне может со всей тщательностью проследить шаги ее построения), а в виду затруднений современной науки и философии относительно четкой фиксации характеристик человеческого разума. Именно в том, что до сих пор не существует однозначного и общепринятого определения и понимания интеллекта естественного заключается основная проблема определения интеллекта искусственного.

В целом, проявляется общая тенденция «использования естественных аналогов при создании моделей, технологий, методик, алгоритмов для решения тех или иных задач человечества. Например, открытие массового воздушного транспорта связано с появлением самолета, крыло которого является аналогом крыла птицы. Говоря об аналогии развития естественного и искусственного, интересно, например, существование компьютерных вирусов. Они представляют собой программы, конкурирующие с другими программами за время доступа к процессору и место в памяти компьютера. Такие программы напоминают животных, ведущих борьбу за пищу и территорию, причем они самовоспроизводят себя. В средствах массовой информации сообщалось об особом компьютерном вирусе “666”, который выводит на экран монитора определённую цветовую гамму, разрушительным образом действующую на человеческий мозг, то есть компьютерные вирусы способны парализовать и деятельность естественного организма.