Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа.

Гуманитарные явления многообразны, сложны, разнолики. Чтобы иметь возможность говорить о гуманитарных науках как о некоем целом, нужно ввести некоторое средство, применить достаточно естественный (не нарочито искусственный) прием для упорядочения хаоса гуманитарных явлений. Этот прием должен быть сущностно связанным с эмпирией гуманитарных фактов, имманентно содержать в себе признаки, которые позволили бы развернуть методологию гуманитарных наук. Таким приемом, охватывающим многообразие явлений духовного мира человека и их объективации, выступает выдвижение на первый план методологических исканий понятия «текст». Предмет социально-гуманитарных наук (общество, история, культура, личность), пояснял М.М. Бахтин, не может быть дан как прямой и непосредственный объект естествознания, а только в знаковом выражении, реализации в текстах разного рода — и для самого исследователя, и для других. Человек всегда выражает себя (говорит), тем самым создает текст, хотя бы потенциальный (таковым, например, является человеческий поступок). Вот почему «там, где человек изучается вне текста и независимо от него, то это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)».

Мы «упрощаем» глубину и сложность гуманитарных явлений, «процеживая» их сквозь сито знаково-символических конструктов, концептуально связанных в целостный текст. Но это упрощение (мысленное абстрагирование) осуществляется не ради простоты как таковой, а является вынужденным приемом исследовательской деятельности, ставящей своей целью постижение смыслового единства текста, а значит, и выраженных в нем существенных свойств гуманитарных явлений.

Текст — это система знаковых элементов, способная быть носителем информации, обладающая многосмысловой структурой. Формируясь как смысловое единство, предназначенное для решения коммуникативной задачи, поставленной определенными условиями социального бытия, он выполняет функции регулирования социальных отношений и организует совместную деятельность людей.

Уникальные свойства текста обусловлены спецификой его организации. В основе текста заложена совокупность знаковых элементов. Знак — минимальный и основополагающий элемент коммуникативной системы, сущность которого состоит в замещении явлений материального и идеального мира и их переносе в пространство коммуникации. Поскольку знак не является точной копией обозначаемого им явления, или носителем постоянного содержания, между знаком и определяемым им фрагментом реальности всегда существует открытая лакуна, произвольно заполняемая человеческим сознанием. Это пространство неопределенности характеризует знак, создает специфику текста. Предопределяя некоторую степень свободы человеческого сознания, оно становится предпосылкой развития человеческого мышления и развития цивилизации через эволюцию текстовых форм.

В тексте актуализированы значения знаковых единиц, над ними надстраивается собственно текстовая смысловая структура, которая заключает в себе исторический смысл. Понять этот смысл значит, выражаясь словами М.М. Бахтина, «вжиться в его структуру». Наряду с устойчивым историческим смыслом текст несет в себе множество подвижных, изменчивых «трансисторических» смыслов, которые подлежат уже не реконструкции, а, говоря словами Р. Барта, «производству» со стороны интерпретатора.
Текстовое сообщение адресовано активному мыслящему началу — той системе, которая способна не только воспринять информацию, но и преобразовать ее в соответствии со своей уникальной природой. Безотносительно к тому, кто является субъектом взаимодействия — личности, группы, социумы, типы культуры, в процессе социального взаимодействия происходит выработка новой информации, которая несет в себе особенности субъекта — свободу действия и своеобразие индивидуального сознания.
Каждому поколению, эпохе, новому культурному образованию и адресату текст является в совершенно особом ракурсе, которого никогда не было раньше и не будет позже. Никакой интерпретатор ни в какое время не сможет исчерпать его бесконечной смысловой полноты.

Сфера воздействующих на текст факторов не имеет пространственных или временных ограничений. Так как в индивидуальном сознании явления, объекты и концепции способны функционировать исключительно во взаимном сцеплении, а идеи и представления обладают таким же реальным бытием, как объекты предметного мира, текст рассматривается в предельно широком контексте. Текст — это исторически порожденный и социально организованный феномен.

Основной задачей гуманитарных наук является постижение «глубинного смысла» текста. Точность в гуманитарных науках M.M. Бахтин связывает с «преодолением чуждости чужого без превращения его в чисто свое». Вживание в чуждую культуру, анализ произведения с точки зрения этой чуждой культуры недостаточны для полного понимания смысла произведения. Если остановиться только на таком методе, то возможно лишь дублирование, которое никогда не было истолкованием, так как не несло в себе элемента новизны. Творческое понимание, по мнению M.M. Бахтина, не должно отказываться от современности, от своей культуры. Субъективный фактор определяет диалогическую природу гуманитарных наук, однако его абсолютизация ведет к релятивизму и агностицизму.

Диалогическое движение понимания должно состоять из трех этапов. На первом этапе исходным моментом является данный текст. Точнее было бы сказать, что перенесение исследуемого текста в настоящее время (возможно, даже его перевод на современный язык) является исходной точкой движения понимания, так как тексты всегда принадлежат прошлому, сколь бы малый промежуток времени ни отделял их от настоящего. Содержание второго этапа составляет движение назад — изучение данного произведения в прошлых контекстах. Третий этап характеризуется движением вперед, стремлением к «предвосхищению будущего контекста». Понимание есть синтез многих интерпретаций на всех трех этапах.