Игры для практики английской грамматики. Обучающие игры для детей на запоминание английских слов Грамматические игры на уроках английского языка

Игры для практики английской грамматики. Обучающие игры для детей на запоминание английских слов Грамматические игры на уроках английского языка
Борисенкова Алла Владимировна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №16

г. Коломна Московской области

Проект:

«Обучающие игры на уроках иностранного языка»

Для учащихся 8-9 классов

Возраст 14-15 лет

Предмет – английский язык

Введение

Возросла образовательная функция иностранного языка в школе, колледже, ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда. Это повлекло за собой усилия мотивации в изучении языков, возросла потребность в их использовании. Усиление (активизация) мотивации обусловлено обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов. В ходе обучения учащиеся постоянно развиваются, происходит развития личности.

Реформа школы ставит перед учителями серьезные задачи интенсификации учебного процесса, совершенствования приёмов обучения.

У школьников наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за болезней, а также по ряду причин, которые приводят к тому, что дети пропускают занятия, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимых.

Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Используют игры при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу.

На наш взгляд, ролевые игры следует классифицировать таким образом:

    лексические,

    грамматические,

    игры развивающие память,

    драматические игры для творческой интерпретации.

В наш век, когда компьютеризация стала занимать одно из первых мест в обучении, игра не утратила свою важность

В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности.

Включение иноязычного общения в процесс обучения иностранному языку определило использование групповых и коллективных форм работы на уроке. Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Ролевые игры способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к изучению иностранного языка. При подготовке к игре отрабатывается языковой и речевой материал. Роль учителя – руководящая и направляющая: вовремя поддержать ученика, помочь ему правильно сформулировать мысль, поддержать его. Ролевая игра сплачивает детей, стимулирует работоспособность и заинтересованность обучающихся, способствует лучшему усвоению лексического материала и ознакомлению с новыми словами. Могут быть следующие игры: «У доктора», «В магазине», «Моя семья», « Где ты живёшь?»

Творчески работающий учитель всегда находится в поиске новых эффективных приемов овладения иностранным языком, умело используя его, как средство общения.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно – образовательный процесс всех видов игр. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала ребенком, закреплению ранее полученных знаний, формированию различных умений и навыков

Таким образом, в любой вид деятельности и на любом этапе урока можно внести элементы игры и тогда любое занятие приобретает увлекательную форму.

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.

Цель:

Теоретически обосновать значимость применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Теоретически обосновать возможности применения игровых методов обучения лексики и проверить их эффективность на практике.

Задачи:

    изучить психолого-педагогические основы игровых методов обучения.

    выявить принципы обучения грамматики иностранного языка.

    разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения грамматики.

    показать различные формы и приемы обучения грамматики.

    опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения.

Объект исследования: игровые методы обучения.

Предмет исследования: игровые методы обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Гипотеза: игровые методы эффективны для обучения грамматике иностранного языка на старшей ступени обучения.

Грамматические игры на уроках английского языка

Грамматические игры на уроках английского языка преследуют следующие цели:

    научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

    создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;

    развить речевую активность и самостоятельность учащимся.

Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, must, конструкцию there is,временные глагольные формы: Simple, Progressive, Perfect, косвенную речь, сослагательное наклонение.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчётом очков. Игры могут проводиться между учащимися по принципу индивидуального первенства или по командам. В чём выражается повышение эффективности урока с помощью игры?

1. Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию языковой среды на уроке или вне его. Ученик мысленно переносится из стен школы в окружающую его жизнь и воображает, что принимает в ней активное участие. Так, он может "перевоплотиться" в переводчика, в гида, в туриста, в ученика беседующего с иностранцем и т.д. Это доставляет детям истинное удовольствие и в тоже время помогает учителю создать на уроке языковую среду, т.е. условия, приближающееся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке. А это является сейчас одной из самых насущных задач стоящих перед преподаванием иностранного языка в средней школе.

2. Опыт показывает, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в преподавании иностранного языка, если она применятся наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приёмами и формами обучения учащихся иностранному языку, если типы урока меняются по мере прохождения материала. Известно, что многие учителя испытывают большие затруднения при работе на уроке над развитием у учащихся умений и навыков практического владения языком. Главная причина - это неумение подобрать и правильно сочетать разнообразные формы работы. Игра помогает учителю преодолеть однообразие этой работы, провести тренировку в речевой деятельности в интересной и увлекательной форме.

3. Правильно организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка. Предвкушая радость игры, ребята с удовольствием занимаются на уроках иностранного языка. Когда проводится интересная игра, у учащихся появляется желание изучать, запоминать иностранный язык, практически овладевать им. Это одни из ключей для работы с пассивностью учащихся. Для всех , и особенно отстающих, игра является стимулом к овладению языком. Однако, нельзя чрезмерно увлекаться играми. Необходимо чередовать их с другими разнообразными форма и приемами работы, иначе игра станет чем-то обыденным и интерес к ней и, следовательно, к изучению иностранного языка понизиться. Кроме, того, как справедливо заметил К.Д. Ушинский, нельзя всё обучение строить на интересе, т. к. многое учащимся придется брать усилиями воли.

4. Игра вызывает непроизвольное внимание даже там, где в обычных условиях учителю приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз и к дисциплинарным мерам. Правильно проведенная игра способствует улучшению дисциплины. Интерес, внимание и сознательная дисциплина - залог прочности знаний.

5. Игры, особенно с ярко выраженным элементом игры, вызывают исключительную активность учащихся. Но задача учителя направить активность учащихся по нужному руслу на достижение поставленной цели. Необходимо не замедлять темп урока, а уделять должное внимание исправлению языковых ошибок требовать от учащихся исключительно внимательного отношения к языку,

Содержание обучающего эксперимента

Экспериментальное обучение проводилось с учётом условий обучения иностранному языку на старшем этапе общеобразовательной школы.

Экспериментальное обучение включало два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

    подбор дидактического материала

    организация отобранного материала в учебных целях

Подбор дидактического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы: “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Организация отобранного материала

Для проведения экспериментального обучения было составлено два комплекса упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”.

Конечная цель обучения“ Second Conditional ” и “ Present Perfect and Present perfect Continuous”, заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента - языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных (тесты) и устных (диалогические и монологические высказывания, ролевых игр) заданий.

В качестве эксперимента была применена игровая технология. Так как игра помогает сплотить подростков и в активную деятельность вовлекаются даже застенчивые и робкие. Учебный характер игры школьниками не осознается. А с позиции учителя, ее мы рассматривали как форму организации учебного процесса для формирования грамматических навыков и развития речевых навыков.

Структура опытного обучения была следующей:

    Промежуточный комплекс (Second Conditional) - 3 урока.


    Отсроченный срез – через 1 месяц.

    Промежуточный комплекс (Present Perfect and Present Perfect Continuous) - 3 урока .

    Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса.
    Отсроченный срез – через 1 неделю.

    Промежуточный комплекс по теме “Second Conditional”.

Материалы серии уроков с применением грамматических игр находятся в Приложении.

Заключение

Игра – основной вид деятельности ребенка. Она неразрывно связана с мотивацией. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку облегчает учебный процесс. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность, обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психологов (А.А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе, наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Д.Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Е.И. Пассов выделяет шесть основных целей использование игры на уроках иностранного языка;

    Формирование определенных навыков.

    Развитие определенных речевых умений.

    Обучение умению общаться.

    Развитие необходимых способностей и психических функций.

    Познание в сфере страноведения и языка.

    Запоминание речевого материала.

На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

В ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Игры на уроках иностранного языка положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявить чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита – они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Цель нашей работы была достигнута, был разработан комплекс грамматических игр, некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической практики на уроках английского языка на средней и старшей ступени обучения.

Мы убедились, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

И, тем не менее, несмотря на очевидную привлекательность обучающих игр, они не достаточно используются на уроках иностранного языка, не стали подлинным средством обучения, частью общей системы. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке, учителя к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. Это и побуждает ещё раз заострить внимание на некоторых аспектах данной проблемы.

Приложение

1 урок.

Задачи:

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “ “ Second Conditional ” являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций“ Second Conditional ” –выражение возможного условия и предполагаемого результата.

В начале урока учащиеся слушают диалог:

Gill is going to Germany for a year to be an au pair/ Her mother is a little anxious.

Mother: Oh dear. I hope everything will be all right. You’ve never been abroad before.

Gill: Don’t worry. I’ll be OK. I can look after myself.

Mother: But what will you do if you don’t like the family?

Gill : I’ll find another one.

Затем учащиеся работают в парах и составляют похожие диалоги.

These are the other things her mother is worried about:

Perhaps Gill will:

Run out of money

Be lonely

Be ill

Get lost

Have to work too hard

После этого подводятся итоги с целью выяснить, какое грамматическое явление было использовано, в какой функции. После того, как было выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся установка на урок: “We already know what Englishmen usually say, when they want to express a real condition. Today we’ll learn to express unreal condition in a way Englishmen do”. Благодаря такой формулировке в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и, что более важно, двух функций грамматических явлений. Таким образом, в ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как следствия - функции явления, а наоборот. И далее : “ I am a teacher and I work at school. But if I were the President of my country I would work in the Kremlin. If I were a doctor I would work in a hospital. (при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом). Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams. Unfortunately, I am not a doctor and I am not the President.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевой образец, отражающий одну из основных функции “ Second Conditional”: нереальное условие:

What would you do in each situation? Write unreal present conditionals.

call an ambulance, complain to the manager, run away, try to catch it, walk to the nearest garage to get some, ring the police.

На основе представленных речевых образцов, после уточнения функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

    Т : What would you do if found a fly in your soup?

    What would you do if you lived in a palace?

    What would you do with the money if you had 1000$?

    P-P: Discuss the following situations with your partner.

Р 1- If I were you I would go to another restaurant.

P2 -…

В процессе таких упражнений функция грамматического явления усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например , такие упражнения :

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think are:

    possible

    possible in theory but probably won’t happen?

    rain at the weekend

    you win a lot of money

    you are president of your country

    you have nothing to do tonight

    you have a winter holiday

    you have three wishes

Затем идет игра “Аукцион”

Учитель готовит список из 10 предложений “Second Conditional” Две трети предложений содержат грамматические ошибки. Класс делится на команды по 4 человека. Надо просмотреть список предложений и решить, какие из них грамматически верны, а какие - ошибочны. Каждая команда получает определенную сумму денег. Далее начинается аукцион. Учитель зачитывает предложения в произвольном порядке, учащиеся ставят ставки только на правильные предложения. Выигрывает та команда, которая предложила цену выше. Если предложение верно, команда выигрывает. Если неверно - проигрывает эту сумму. Выигрывает команда, заработавшая больше всего очков.

    He smokes too much; perhaps that"s why he can"t get rid of his cough.

    If he didn"t smoke so much he might get rid of his cough or

    If he smoked less he might (be able to) get rid of his cough.

    We haven"t got central heating, so the house is rather cold.

    I have no dog, so I don"t like being alone in the house at night.

    He spends hours watching television; that"s why he never has time to do odd jobs in the house.

    I haven"t got a vacuum cleaner; that"s why I"m so slow.

    I don"t know his address, so I can"t write to him.

    He never shaves; that"s the only reason he looks unattractive.

    You work too fast; that"s why you make so many mistakes.

    I can"t park near my office; that"s why I don"t come by car.

    I live a long way from the centre; that"s why I am always late for work.

    I haven"t a map so I can"t direct you.

2. Составить монологическое высказывание по теме: “I have a dream. What would happen if my dream came true?”

2 урок .

Задачи :

Целью данного урока по теме “Second Conditional” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional – функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If we want to give someone advice what do we say?

For example: I lost my pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом, выясняется, что единственный способ выражения совета, известный учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ выражения совета, которым пользуются англичане”.

Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца:

Jenny is an overworked writer. Advise Jenny what to do in each situation.

Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при отработке функции нереального условия: Затем учащиеся слушают кассету и заполняют пробелы.

Listen to the people talking about what they’d do if they had lots of money and complete the sentences.

1. If Paul had lots of money, he’d…....................……..and…………………

2. If Annie had lots of money, she’d………………..and…………………….

3. If Josie had lots of money, she’d………………....and……………………

4. If Don had lots of money, he’d……..…………….and……………………

Следующий этап урока игра “The lady or the tiger?”

Учащиеся работают в группах по 4 человека. У каждого из них есть исходный текст. Они читают текст каждый и обсуждают вопрос части А в группе ("Which door would you choose for your lover if you were the King"s daughter chose? The lady or the tiger?”. Затем весь класс вступает в дискуссию и предсказывает свои варианты ответов. За каждое верно-составленное предположение команда получает звездочку. Перейдя к части «В» ученики выполняют задание, давая советы. Выигрывает команда с большим количеством звездочек .

Read this story and discuss these questions at the end.

The lady or the tiger?

A King built a big stadium. He told his people: "If someone does something wrong, my men will put him in the middle of the stadium. There are two doors at the far end of the stadium. Behind one door is a tiger. Behind the other door is a beautiful lady. The wrongdoer must choose one of these doors. If he opens the wrong door, the tiger jumps out and kills him. If he opens the other door, he finds the beautiful young woman. They must marry immediately. After that they can live happily together."

The King had a clever, beautiful daughter. But people were afraid of her because she could be angry and dangerous. One day the King found his daughter in the arms of a handsome gardener. The King said, "I will send your lover to the stadium."

The King"s daughter spoke to the workers at the stadium. "Which room is the tiger in?" she asked. They told her.

"And which girl will be behind the other door?"

"She is the daughter of your father"s driver," the workers answered.

The King"s daughter knew the girl well and did not like her. She began to think hard. "If my lover chooses the wrong door, he dies. But if he chooses the right door, he marries this cheap little thing. And I lose him - to her! So I must choose . .

That afternoon the young man stood in the middle of the stadium and looked up at the King"s daughter. Her eyes told him something. She looked down quickly at her hand. He saw her smallest finger move a little to the left. And immediately he knew. He turned and walked slowly to the left hand door .

В Work in pairs or groups of four.

1 If the King"s daughter chose the tiger what would this tell us about her?

2 If the King"s daughter chose the lady what would this tell us about the King"s daughter?

3 If you were the King"s daughter what would you do? Give her your advice.

В конце урока подводятся итоги по теме “Second Conditional”, а именно по функционированию этого грамматического явления в процессе коммуникации.

Write a letter of advice to a friend of yours who isn’t very healthy. (60-80 words)

You don’t feel well because you eat too much. If you ate less, you would feel better…

3 урок.

Задачи:

    Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном владении.

    Контроль сформированности грамматического навыка.

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования.

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Урок делится на две части:

Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к ролевой игре, которая занимает вторую часть урока.

1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например : my best friend steals money from other students, an antique vase, spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc.

Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу:

I know that my best friend steals money from other students.

What would you do if you knew it?

If I knew it I would try to talk to him.

Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом представить ситуацию по типу: I have a friend. But he became to steal money from other students and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача остальных – дать как можно больше советов.

2.Следующий этап урока - ролевая игра.

Перед началом ролевой игры учащиеся знакомятся с игровой ситуацией и формулируем главную задачу игры, уточняем их роли в игре.

Ролевая игра

На семейном совете обсуждается вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Великобританию. Члены семьи Петровых: бабушка, мама, дочь Анна. Каждый из участников игры высказывает свое мнение об этой поездке, использует карты, фотографии и предлагает маршруты путешествия семьи Петровых. Участники игры должны выбрать маршрут, способ путешествия, если бы они были на их месте. Сообщение каждого члена семьи осуществляется в зависимости от его характеристик и склонностей, которые описаны на ролевых карточках.

1. Grandmother doesn"t like travelling by plane and by car. But she likes travelling because of delicious food. Granny can use the following words and word combinations: I am afraid; so cold; tasty; rainy; expensive; air crash; car crash; carsick; airsick; homesick; I don"t know English well enough.

2. Ann likes travelling by ship. She also likes different kinds of entertainment. She plays tennis well. Ann can use the following words and word combinations: new friends; entertainment; tasty food; restaurant; shopping; tennis court; museums; art galleries.

3. Mother wants to know more about history, traditions of British people.

Mother can use following words and word combinations: I suppose; customs; traditions; old provincial towns; ancient castles, museums, art galleries

4. Father tries to understand the interests and the wishes of everybody in his family. He can"t decide what means of, travelling to choose and how to plan the holiday. He asks questions.

В конце игры анализируем итоги работы, оцениваем результаты и обсуждаем их с учащимися.

2. Промежуточный комплекс по теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous”

1 урок.

Задачи:

    Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала.

    Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных).

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ.

    Развитие памяти, мышления, воображения.

    Повышение мотивации изучения ИЯ.

Грамматический материал по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам.

Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.

Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.

Непосредственной перед презентацией грамматического материала была проведена речевая зарядка, направленная на повторение грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана серия вопросов типа:

    How long have you been studying English?

    How long have you been living in Kiev?

    Have you ever lived abroad?

    When did you move to Moscow? etc.

Необходимо заметить, что при “раздельном” употреблении двух грамматических явлений (Present Perfect and Present Perfect Continuous) у учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая установка на урок: “ When Englishmen talk about past they use several different means. You already know some of them. Today we’ll learn to talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible means.

При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип очень непросто. Таким образом, при работе над темой “Present Perfect and Present Perfect Continuous” представляется необходимым в ходе всего комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных грамматических явлений и невозможности их (Present Perfect and Present Perfect Continuous, Past Simple) взаимозаменяемости.

Презентация по теме “ Present Perfect and Present Perfect Continuous” выглядит следующим образом:

Ученики слушают диалог:

Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on problem, as our interviewer found out.

Interviewer: How long have you been trying to pass your driving test, Betty?

Betty: Seventeen years.

Interviewer: How many times have you taken it?

Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time. I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.

Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?

Betty: That’s right.

Interviewer: How many have you had?

Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two thousand pounds already. I’m taking the test again next week.

Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now. How long have you been saving?

Betty: Since 1992

Interviewer: And how much have you saved?

Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little second-hand car.

Interviewer: Well, all the very best with your next test.

Betty: Thank you.

После прослушивания диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does the interviewer ask? How long have you been saving?

but How much have you saved?

Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как формы, так и функции:

Ex.1. Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

A: I"m very tired.

B: That"s because you 1) ...have been working... (work) too hard.

A: I know. But at least I 2)....................................... (finish) my composition.

2. A: You look hot. What 3) ............................... (you/do)?

B: I 4)............................................................................. (play) tennis with Sarah.

A: Oh yes. I 5)....................................... (see) her play before. She"s good, isn"t she?

B: Yes, she is. She 6) ......................... (beat) me five times since the start of the summer.

Ex.2. Look at this dialogue and answer the questions below:

Albert: I’ve been reading the current issue of Plant News and so far I can’t see any mention of my research.

Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the last twenty years!

    When did Albert start reading Plant News?

    Did Albert finish reading all of Plant news?

    Did Bert finish reading all of the journal?

    When did their research begin?

    Is their research continuing?

    Is their research complete?

Ex.3. Tell your partner about the following:

    a sport or activity you’ve been doing a lot of recently

    a sport you haven’t done for a long time

    a book you have been reading

    a country you’ve always wanted to visit

Ex.4. В конце урока учащимся предлагается игра “Guess what I have been doing!”

Класс делится на команды. Раздается каждой команде комплект картинок, которые кладутся на середину парты изображением вниз.

The first player takes one card, but must not show it to the rest of the group. He/she should imagine they are the person depicted on the card and describe their appearance to the rest of the group, for example, I"m crying. The rest of the group must guess what activity the first player has been engaged in, for example, You"ve been quarrelling, You"ve been watching a sad film, You"ve been peeling onions. The player who guesses correctly is allowed to keep the card.

Выигрывает та команда, у которой больше всего карточек.

В течение первого урока происходит предъявление грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления, в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений, возможности их функционирования речи и использования данных грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ.

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Write to an English-speaking pen friend. Start by apologizing for not writing before and give reasons. Describe some of the things you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close the letter by sending greetings to any other people you know.

2 урок.

Задачи:

    Дальнейшая автоматизация грамматического материала

    Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической речи), чтения, аудирования

    Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ

    Развитие памяти, мышления, воображения

    Повышение мотивации изучения ИЯ

Целью данного урока по грамматической теме “Present Perfect and Present Perfect Continuous” является ознакомление учащихся с ещё одной функцией данных грамматических явлений – Present Result.

Предъявление данной функции происходит на основе следующих примеров

Ann"s clothes are covered in paint. She has been painting the ceiling.

Has been painting is the present perfect continuous.

We are interested in the activity. It does not matter whether something has been finished or not. In this example, the activity (painting the ceiling) has not been finished. Ann’s clothes are covered in paint. She has been painting

The ceiling was white. Now it is blue. She has painted the ceiling.

Has painted is the present perfect simple.

Here, the important thing is that something has been finished. "Has painted" is a completed action. We are interested in the result of the activity (the painted ceiling), n о in the activity itself.

После предъявления данных примеров, задаётся серия вопросов, уточняющих как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:

Why does A ask: How long have you been reading that book?

but How many pages of this book have you read?

Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous .

Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных упражнений типа:

Ex. Make up similar dialogues using the prompts below.

Example: covered in paint

decorating the living room

A: You looked very tired! What have you been doing?

B: I’ve been working too hard at my report.

A: Have you finished it?

B: Not yet. I’ve finished part 1, but I haven’t written part 2 yet.

    dirty hands/ repairing the car

    sour cream on your face/ making pancakes etc.

Затем следует следующее упражнение

Put the verbs in brackets into Present Perfect or Present Perfect Continuous.

На заключительном этапе урока проводится игра “A strange old man”

Учитель делит класс на команды по 4 человека. Ученики смотрят на картинку, и учитель представляет Мистера Мэя. Mr May is a strange old man. He doesn"t like changes. He has been doing the same things for years.

The teacher gives an example and students start the game. Teacher: He has been collecting butterflies for ten years

Team A S1: He has been reading the same newspaper for thirty years.

Team В S1: He has been living in the same house for fifty years, etc.

Команда с большим количеством очков выигрывает

Домашнее задание выглядит следующим образом:

Подготовить 5 вопросов (используя Present Perfect and Present Perfect Continuous) для человека, у которого Вы собираетесь брать интервью. (придумать сюжет интервью)

Список использованной литературы

    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.; Педагогика, 2007г.

    Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.; Просвещение, 2008г.

    Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - Иностранные языки в школе, № 4, 2009г.

    Равинская В. Игры как средство обучения. - Иностранные языки в школе, № 1, 2005г.

    Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.; Просвещение, 2008г.

    Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.; Просвещение, 2004г.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.; Наука, 1998г.

Игра для учащихся – путь к познанию, включаясь в игру ученик забывает, что идет урок. Часто игра воспринимается учениками как некое соревнование друг с другом, требующее смекалки, быстрой реакции, хорошего знания английского языка. Игра является очень сильным стимулом в овладении учащимися иностранным языком.

Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Она способствует усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к иностранному языку.

Приведем несколько примеров.

Кто больше знает?

Классу дается задание придумать как можно больше вопросов (или слов) по заданной теме. Класс разбит на три группы. Доска разделена на три части, у доски ученик, который палочкой отмечает правильно заданный вопрос (или слово), если неправильный вопрос (или слово), - палочка зачеркивается. Выигрывает группа, набравшая наибольшее количество палочек (число заданных вопросов или слов).

Цель игры: повторение лексики, развитие навыка устной речи, внимания, смекалки.

Кто лучше говорит по-английски?

Вывешивается картина. Класс ее описывает. Ученик у доски отмечает правильные предложения. Выигрывает ученик, с большим количеством очков (правильных предложений). Игра способствует развитию навыка устной речи, развитию мышления и внимания.

В магазине.

Игра приближает урок к жизненной ситуации. Ее можно разнообразить, покупая и продавая различные предметы. Играют 2 человека: Продавец и Покупатель.

1: Good morning!

2: I want to buy a toy.

1: We have hens, chicks, rabbits, frogs, monkeys, wolves, foxes…

2: Show me the fox, please.

1: Take it, please.

2: I like it. How much is the fox?

1: One hundred rubles.

2: I shall take it.

1: Take it, please.

2: Thank you, good-bye!

1: Good- bye!

А Clothes Shop.

Цель игры:

Запомнить цвета (со зрительными опорами).

Ход игры:

Учитель – продавец в магазине. Ученики подходят по одному к его столу или говорят с места.

Teacher: Good morning! Can I help you?

Pupil1: Yes, please. I want a sweater. Have you got sweaters?

Teacher: Yes, we have. What colour sweater do you want? The black or the green one?

Когда дети уже в основном запомнят цвета, учитель останавливается на вопросе: What colour sweater do you want? Ученик теперь вынужден сам называть цвет выбранной одежды.

Pupil 1: The green sweater, please.

Teacher: Here you are.

Pupil 1: Thank you.

Teacher: You are welcome! Со стола убирается свитер. Игра продолжается.

Продолжительность игры: 5 -7 мин.

Animal word.

Цель игры:

Закрепление лексики по теме, развитие практики устной речи.

Ход игры:

Teacher: Today we play, let’s imagine, you are animals, and I would like you to speak about wild animals.

Presenter: Our pupils tell us about some interesting, wild, strong animals. (Обращаясь к одному из учеников) – Who are you? What about would you like to tell us?

Pupil 1: I tell you something interesting, and you will guess, OK? It is a wild small animal, black or brown, it lives in Africa, and lives in a family. It talks with its hands and face. Can you tell what animal is it?

Pupil 2: Oh, I know, it’s a monkey.

Presenter: Yes, it’s right. And who can guess another animal?

Pupil 3: I can. It is a wild animal. It is yellow and brown. It lives in North and South America. It hunts small animals. It jumps and climbs trees very well. Do you know who is it?

Pupil 4: I do. It’s puma.

Presenter: You know these animals well. And do you know where do they live?

Pupil 5: I can tell you. They live in Africa, in Australia, in Russia, in the jungle, in water.

Presenter: Thank you. And do you know what wild animals can do?

Pupil 6: They can jump, run, swim, fly, and climb.

Presenter: Do you know many years ago there were dragons. They were very dangerous, strong and ugly. They lived in the forest and had long tails, big wings, sharp teeth, short legs. They could fly fast, hunt well, and hide. And where can we see wild animals now?

Pupil 7: We can see them in the zoo. The children like to go to the zoo and watch animals there. And many children have animals at home I know.

Presenter: You are right. Ira, please, describe your pet.

Irina: OK, I have a cat. Its name is Murka. It is small, two years old, it’s black and white. Murka likes to run, to play, to eat fish and to sleep. I like my cat.

Teacher: Thank you, children. I see, you know much about wild animals. Next time we play another game.

Christmas celebrations.

Цель игры:

Узнать о традициях празднования Рождества в Британии и других странах;

Закрепление лексики по теме;

Ход игры:

Teacher: Soon we have New Year; it’s one of the best holidays in our country. And now I would like to speak about great holiday in Britain. Do you know what holiday is it?

Pupil 1: It is Christmas. All British people celebrate it on the 25- th of December.

Teacher: It’s right. I think it’ll be interesting to speak about traditions of this holiday. Do you know them?

Pupil 2: The most people in Britain put Christmas tree, they decorate it with lights, tinsel and toys.

Teacher: And what do the children hang near the fireplace?

Pupil 3: They hang stockings for Father Christmas’ presents.

Teacher: And what do you know about another old tradition in Great Britain?

Pupil 4: Groups of children and adults in England, Canada, the USA go from house to house and sing Christmas songs, called carols. Some people give them money, sweets, small presents.

Pupil 5: And I would like to speak about Christmas parties. British families have traditional Christmas food – turkey, pudding, mince pies. British people have fun with crackers at Christmas lunch or dinner, they go bang and people can find a colouful paper party hat or crown, small presents, silly jokes.

Teacher: Do you know that in Australia and New Zealand December comes during the summer? Many people celebrate Christmas by going on a picnic or to the beach. Schoolchildren have a six-week holiday at that time. And what do you know about Christmas in Russia?

Pupil 6: Russian people celebrate Christmas on January, 7.We have Christmas tree and get presents too. Very many people go to the church and then have Christmas parties.

Pupil 7: And I want to tell that most Scottish families have a Christmas tree and sing carols, but they have their most important celebrations on New Year’s Eve, it is called Hogmanay.

Teacher: Thank you very much. It was interesting to know about all these facts. I think, next time we’ll speak about another holiday in Great Britain.

Грамматические игры по английскому языку.

Эти игры преследуют цели:

Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

Развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

What is this?

Класс выучил первое английское предложение, первый речевой образец This is a pen и первый вопрос What is this?, учитель сел на стул и сказал: «Oh, I’m so tied. Who can help me? Who wants to be a teacher?»

Katya: May I?

Teacher: Yes, you may.

Andrei: May I?

Lena: May I?

Желающих было много. Тогда решили играть по командам: команда «учителей» против команды «учеников». У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. «Учителя» расположились напротив «учеников», и игра началась.

После того как все «учителя» задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждые правильные вопрос и ответ давалось одно очко.

В игре также можно использовать варианты речевого образца – What are these? What are those?

What? Why? When?

Ученики делают уже меньше ошибок во временных формах, но употребляют их не сознательно, а скорее механически Особенно трудно им дается различие между двумя настоящими временами: Continuous и Indefinite. «Как создать им «среду», где бы наглядно ощущалась эта разница?»

Teacher: Katya, what am I doing?

Katya: Ah, again you are picking flowers.

Teacher: Yes, again, and why?

Katya: Because you like them.

Teacher: Yes, very. And what season is it?

Lena: It is summer.

Teacher: Why do you think it is summer?

Andrei: Because flowers grow in summer.

Эта игра построена на театрализации. Предлагаются далее следующие этюды. Вывешивается кртинка.

Ann is eating.

Teacher: What is Ann doing?

Jane: She is eating.

Teacher: What time of the day is it?

Lena: It is afternoon. She is eating soup and people eat soup in the afternoon.

Для закрепления можно предложить еще следующие ситуации: The pupil is watering flowers, drinking hot tea, dressing, skiing, playing snowballs, digging a flowerbed, catching fish, feeding birds, etc.

What have I done?

На столе учителя стоял стакан с водой. Учитель «нечаянно» качнул стол, и… вода пролилась. «What have I done?» воскликнул учитель.

Katya: You have spilt the water.

Учитель был огорчен, взял тряпку, и снова спросил: «What have I done?»

Mash: You have wiped up the water.

Это был наглядный урок употребления Present Perfect , начала игры. Ученики ждали, что еще сделает учитель. В это время он открыл окно и спросил: «What have I done?»

Misha: You have opened the window.

At the Zoo.

Цель игры: отработать употребление модального глагола can.

Cопуствующая грамматика: названия животных и всевозможные глаголы.

На партах в классе расставлены игрушечные животные.

Ход игры: один из детей – экскурсовод, остальные – посетители зоопарка. Дети походят, например, к медведю.

Pupil 1: This is a bear. It can run and jump. It can swim and climb but it can’t fly.

Pupil 2: Can it hop?

Pupil 1: No, it can’t.

Продолжительность игры: 7-10 мин.

The Know-Nothing Guy

(Незнайка).

Цель игры: Отработать вопрос и отрицание Does, Doesn’t.

Реквизит: игрушечные животные или картинки-опоры.

Ход игры:

Ученики задают заведомо смешные вопросы.

Pupil 1: Does the tiger live in the desert?

Pupil 2: No, it doesn’t. The tiger doesn’t live in the desert. It lives in the jungle. Does the crocodile live in the sea?

Варианты вопросов: the frog - in the house, the horse – in the forest, the bear – on the farm, the dolphin – in the pond, the camel – in the river.

Продолжительность игры: 5 мин.

Future Simple Tense.

Funny Questions.

Цель игры:

Ввести и отработать вопрос, отрицание, и утверждение в будущем времени.

Ход игры:

Учитель просит детей по цепочке задавать вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно, и начинает сам: Will you skate in summer?

Pupil 1: No, I won’t skate in winter. I will ride a bike in summer. Will you swim in winter?

Pupil 2: No, I won’t. I won’t swim in winter. I will ski in winter! и т. д.

Таким образом, кроме отработки будущего времени, эта игра имеет своей целью повторить времена года и характерные для каждого из них действия.

Teacher: Will you go to bed in the morning?

Pupil 1: No, I won’t. I won’t go to bed in the morning. I will get up in the morning. Will you have breakfast at night?

Pupil 2: No, I won’t. I won’t have breakfast at night. I will sleep at night!

Продолжительность игры: 3-5 мин.

What am I going to do?

Учитель вошел в класс, остановился и спросил: « Children, what am I going to do now?» Ученики вопросительно посмотрели на учителя, а затем один ученик ответил:

Kolya: You are going to the classroom.

Teacher: Oh, I am not going to the classroom, I am already in the classroom. But what am I going to do now? Am I going to sleep? Am I going to eat? What am I going to do?

Kolya: You are going to give us a lesson.

Teacher: Yes, Kolya, you are right, I am going to teach you, now I take a piece of chalk. What am I going to do now?

Andrei: You are going to write.

Teacher: That’s right. Now I am near the window. What am I going to do?

Sveta: You are going to open the window.

Teacher: Right, Sveta. Now I’ve taken a pen and opened the register.

Jane: You are going to mark the absenters.

Teacher: Now could you show some actions and I’ll try to guess what you are going to do.

Изображаемое действие подсказывает возможное намерение человека. Одно очко назначается каждой команде соответственно за изображенное действие и за правильный ответ.

Таким образом, мы видим, используя различные ситуации на уроке, учитель делает его интереснее, повышает заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка.

Разделы: Иностранные языки

Грамматика является «скелетом» любого языка, так как без знания грамматики о полноценном общении не может быть и речи. Словарный состав является той «одеждой» которую мы надеваем на грамматический «скелет», то есть он служит строительным материалом, одно лишь знание которого не может построить предложение и выразить мысль. Именно поэтому так важно обучать детей основам грамматики с самого начала изучения языка.

Существуют два принципиально отличающиеся друг от друга пути изучения грамматики для младших школьников:

1) имитативный, при котором детям не объясняется суть грамматического явления (без правила), а предлагается готовые речевые образцы, включающие новое явление, с дальнейшей его отработкой;

2) сознательный путь, при котором детям раскрывается суть нового грамматического явления, дается правило, где объясняется выполнение того или иного грамматического явления, с дальнейшей его отработкой.

Работая с детьми, младшего школьного возраста, мне стало очевидно, что использование только одного пути изучения грамматики в изучении английского языка неприемлемо, так как все дети имеют различные способности: кто-то лучше воспринимает имитацию на слух и ему сложнее понять правило, данное в сухой схеме, а кто-то, наоборот, визуал, и может связать грамматическое правило, данное в схеме и выразить его в речи. Работая в «простой» школе, постоянно сталкиваюсь с разным уровнем подготовки детей: хорошо, если в группа детей достаточно однородна и большинство из них мотивированы к изучению иностранного языка. Но есть группы, где всего лишь 2-3 лидера, а детей прикладывают минимальные усилия для освоения языка. И мне кажется, что игра является одним из ярких и увлекательных методов, который помогает решить проблему разного уровня детей, активировать даже самых пассивных.

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Игровая деятельность на уроке английского языка не только организует процесс общения на иностранном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей :

  • закрепить только что пройденный материал;
  • игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
  • игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;
  • игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
  • игра – это идеальная возможность расслабиться;
  • игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.

Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методическими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс познание, который становиться для учеников потребностью.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, но так как темой методической работы я выбрала использование грамматических игр, приведу несколько примеров подобных игр, которые я использую в своей практике.

Грамматическая игра «Horse and cart» (для отработки построения предложений со вспомогательными глаголами)

Напишите или составьте из карточек предложение, связанное с изучаемым временем, модальным глаголом или конструкцией, например «Ben is riding a bycicle» , и прикрепите над вспомогательным глаголом картинку с лошадью, объяснив, что лошадь это вспомогательный глагол “is”. Спросите детей, куда нужно переместить лошадь, чтобы задать вопрос, если материал новый, дайте объяснение, что в вопросительном предложении лошадь ставится на первое место. Роль отрицательной частицы «not» сыграет картинка с телегой “cart”. Оъясните детям, что для того, чтобы дать отрицательный ответ или составить отрицательное предложение нужно телегу прикрепить к лошади: No, Ben is not riding a bicycle./Ben is not riding a bicycle.

Грамматическая игра «Physical line - up»

Эта игра развивает навык построения предложения и сокращенных форм. Ученики делятся на группы по 4 человека и им даются карточки. Задача – составить короткое предложение, например: We are very hungry./ He has got a ball./ There is a monkey./ It is sunny and hot./ He does not like bananas. Попросите детей взять одну или две карточки (если предложение состоит из 5 карт) и встать в линию, составив предложение. Класс проверяет правильность. Затем объясните детям, что в разговорной речи мы сокращаем формы, например I+am=I"m и попросите детей с этими карточками объединиться в пару, взяв друг друга под руку. Остальной класс проверяет, правильно ли группа поняла и сделала задание. Вы также можете попросить отдельных детей записать сокращенные формы на доске с целью проверить хорошо ли усвоен материал. Эта игра помогает детям легче перейти на использование сокращенных форм в речи.

Игра «Грамматический детектив»

Эта игра учит детей анализировать то, что они видят. Объясните детям, что они собираются быть «грамматическими» детективами и «раскрыть» правило английского языка, раздайте ксерокопии или напишите на доске в разброс знакомые слова: а banana, an apple, a monkey, an elephant, an egg, a tomato…Попросите детей, работая в парах, найти правило в этом наборе слов. И первые «детективы» должны раскрыть правило перед классом: мы используем «а» перед словами, начинающимися с гласных, а «an» перед согласными. Объясните, что «an «используется перед гласными потому, что так легче произносить слова. Находя правило самостоятельно дети лучше запоминают его, чем если они просто прочитают его в тексте.

Эту игру можно использовать для анализа образования степеней прилагательных: tall-taller, short-shorter и любого другого грамматического правила.

Грамматическая игра для отработки Простого будущего времени

Игра будет наиболее актуальна накануне выходных, праздничных дней или каникул. Учитель задаёт условие для ученика (например: Masha, your friend invites you to his birthday party), а ученик в ответ говорит, что он будет делать в этих обстоятельствах (например: I will buy a present for him). Задача усложняется за счёт того, что учитель даёт условие в настоящем времени, а ученик должен ответить в будущем.

Грамматическая игра «Угадайка» для отработки общих вопросов в Простом настоящем времени

Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка (и) с предложениями (тематика может быть разной)

Например:

My favourite food is chips.
My favourite food is cheese.
My favourite food is milk
My favourite food is an ice cream.

Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.

Например:

Is your favourite food chips? (Yes, it is/ No, it is not)

Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и теперь его очередь загадывать. Также можно отработать специальный вопрос What food do you like? или предложения могут быть типа I like … most of all. В этом случае можно отработать вопросы с глаголом-помощником do.

Грамматическая игра «Отгадай вопрос»

Вызовите двух детей и посадите их так, чтобы они не видели доску и напишите на доске вопрос «What did you do last weekend?» Остальных детей попросите составить предложения-ответы на ваш вопрос. Дети, сидящие спиной к доске, вызывают по одному ученику, слушают предложение и пробуют предположить, какой вопрос написан на доске.

Эта игра помогает детям научиться слышать и извлекать нужную грамматическую информацию из утвердительного предложения, чтобы задать вопрос. Вы можете выбирать степень сложности вопроса ориентируясь на уровень детей, например: How do you come to school?/ Where are you going for holiday?

Это, конечно же, не полный перечень игровых заданий, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Хотя нужно помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только учесть, что при всей привлекательности игровой формы обучения дети в младшем школьном возрасте быстро утомляются и могут терять интерес к происходящему, особенно, если их знания отличаются от знаний одноклассников. Игры на уроках английского языка нужно использовать регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

Список используемой литературы и информационных источников:

  1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-2544 («Обучающие игры на уроках английского языка» Климонова Ольга Борисовна).
  2. «500 Activities for the Primary Classroom» Carol Read Macmillan books for teachers.

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от свободного обнаружения своих способностей,

какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер.

Использование игр на уроках английского языка даёт хорошие результаты, повышая интерес ребят к обучению и позволяя сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, т.е. общения во время игры.

На мой взгляд, игры способствуют выполнению следующих методических задач:

Стремясь привить детям любовь к иностранному языку, учитель должен так строить свои занятия, чтобы ребенок испытывал от них такое же удов-летворение, как и от игры. Ведь именно в игре способности ребенка могут проявиться особенно полно, а порой и неожиданно.

В книге «Уроки иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «Игра – это:

Деятельность;

Мотивированность, отсутствие принуждения;

Индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

Развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Дети над этим редко задумываются. Для них игра просто увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить».

Детская игра – понятие широкое. Она представляет собой определенную ситуацию, причем в ходе игры данная ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Таким образом, игру можно рассматривать как упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению.

Во время игры я, как правило, перехожу от одной группы к другой, отмечая ошибки для того, чтобы после игры (или на последующих уроках) приступить к их устранению. При этом очень важно сделать так, чтобы учащиеся сами дали правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки. Мне остается только написать их на доске и сопроводить коррективными упражнениями, которые наилучшим образом способствуют отработке правильного варианта самими учащимися.

В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин подразделяет игры на следующие категории:

Фонетические;

Лексические;

Грамматические;

Орфографические;

Творческие.

Фонетические:

Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Игра в мяч «A funny ball». Ход игры: учащиеся встают в круг; учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое английское слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.

Игра «Построй башню». Ход игры: детям выдаются карточки со словами, ребята складывают башни. Например: Cinema Circus Concert Cat City Cosmonaut Crocodile Circle

Crocodile Circus

Cosmonaut Cinema

Игра «Широкие и узкие гласные». Цель: формирование навыков фонема-тического слуха.

Ход игры: учитель называет слова, ученики поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

Игра «Кто правильнее прочитает?». Цель: формирование навыка произ-ношения связного высказывания или текста.

Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учащимися. После этого даются 2 – 3 минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, а ученики должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки, за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Игра «Who knows the symbols of the sounds better?». Ход игры: учитель произносит английские звуки, а ребята показывают соответствующие транскрипционные знаки. Можно видоизменить условия игры: учитель показывает транскрипцион-ные знаки, а вызванные ученики произносят соответствующий звук или слово, содержащее данный звук.

Игра «Sending a telegram». Ход игры: класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму, т.е. сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

Лексические игры:

Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближен-ных к естественной обстановке;

Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся.

Варианты заданий:

1. Выскажи свое мнение.

Используй фразы: I like …, because he is …

2. Оцени свои умения

Используй фразы: I can … well / very well

3. Обсуди с партнером меню на обед.

Используй фразы: I like …/ I don’t like

4. Обсуди с партнером, какой подарок на день рождения можно подарить вашему общему знакомому.

Используй фразы: It’s great! I like it. It’s awful. I hate it.

Вышеприведенные примеры заданий направлены на оценку предметов, явлений окружающего мира. Такие задания являются подготовительными для ролевых игр, проигрывание которых позволяет закрепить лексические и грамматические навыки в говорении и ведении диалога.

Игра «Отгадай цвет». Ход игры: учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос:

I’ve got a pencil. What colour is it?

Дети пытаются отгадать:

Тот, кто угадал, становится «ведущим».

Игра «Отгадай слово». Ход игры: учитель назначает ведущего, который задумывает слово (название какого-либо предмета), хорошо знакомое учащимся.

Ученики по очереди задают вопросы ведущему:

What is it? Is it a pen?

What is it? Is it Mary’s desk?

What is it? Is it Pete’s bag?

What is it? Is it a flower?

Тот, кто отгадал задуманное слово, занимает место ведущего.

Игра «Кто убежал?». Ход игры: учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-1,5 минут. Затем показываю другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.

Игра «Кто больше?». Ход игры: за определенное время (2-3 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например: examination, constitution.

Загадки по теме «Colours».

Поля с пшеницей спелою

Радуют нас цветом yellow.

Кудрявый очень негр Джек

От солнца стал совсем уж black.

Синеву небес люблю,

Ношу я джинсы цвета blue.

Вот Санта Клауса портрет,

Он там в наряде цвета red.

У ёлки цвет всегда один,

Зимой и летом – это green.

Игры-загадки. Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (an elephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

Игра «Учитель и ученик». Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. Большую помощь в усвоении слов оказывает игра в «Учителя и учеников». Ход игры: ученик в роли учителя задает вопросы другому ученику, показывая картинку с изображением определенного предмета, на которые тот отвечает. Затем играющие меняются местами. Желательно чтобы в паре работали слабо подготовленный ученик с сильным.

Игра «Стрельба по мишеням». Ход игры: ученик пишет или называет слово, которое начинается с последней буквы слова, сказанного предыдущим учеником и т. д.

Игра «Собери портфель». В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Давайте поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box).

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.

Игра «Цветик-семицветик». Оборудование - ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Ход игры: группа делится на две команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала:

P1: This is a blue leaf.

P2: This is a red leaf., etc.

Игра «Собери картинку». Ход игры: каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур: I see …; This is …; He has got…;

She has got…; It is blue (grey, etc.).

Грамматические игры:

Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

Игра «Что в моем портфеле?». Для проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или картинки с изображениями предметов), которые могут находиться в чьем-либо портфеле. Отбор предметов должен соответствовать реальному запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее ознакомлен с содержимым портфеля, обращается к классу с вопросом: «What’s there in my bag today?» (What have I got in my bag today?) Учащиеся по очереди отвечают:

За каждый правильный ответ учащиеся получают очко. Ведущий выполняет свои обязанности до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле.

Игра с картинкой.

Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картинкой. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например:

P1: Is the girl sitting at the table?

T: No, she is not.

P2: Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

Игра «Комментатор».

Ход игры: учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting. I am standing up. I am going to the window.

Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, кто набрал большее количество карточек.

Игра «What do you like to do?». Цель – активизация в речи общих вопросов.

Ход игры: один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы, например: Do you like to swim?; Do you like to play football? Отгадав-ший становится ведущим.

Игра «Подарки». Цель - закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: группа делится на две команды. На доске учитель записывает два ряда слов: наименование подарков, список глаголов. Играющие должны сказать, используя глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием и составит предложения без ошибок.

Игра «Цифры». Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: группа делится на две команды. Справа и слева на доске учитель записывает вразброс одинаковое количество цифр, а затем называет их одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Игра «Кругосветное путешествие».

В игровой форме можно проводить и физминутку. При изучении тем «Глаголы движения» и «Глаголы can, must» можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе учитель сам называет и показывает движения, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика более-менее освоена учитель, а позже уже и ведущий из учеников, только показывает действия, а учащимся необходимо его повторить и назвать самостоятельно. На обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: группа делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них дается «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их, ведущий должен показать движение, а команде нужно быстрее соперников угадать, повторить и назвать данный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Команда, набравшая больше баллов, становится победителем. Таким образом, в ходе игры происходит закрепление лексики и проводится физминутка.

Орфографические:

Цель - формирование навыков сочетания букв в слове.

Игра «Лучшие»/«The best». Ход игры: разбить группу на 2 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать слова по пройденной теме. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названное слово, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует слова в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

Игра «Буквы рассыпались». Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы. Затем он говорит: «У меня было слово, но оно рассыпалось на буквы». Учитель показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее соберет слово?». Выигрывает тот, кто первым правильно запишет слово на доске. Выигравший придумывает свое слово, и действие повторяется.

Игра «Телеграммы». Цель: развитие орфографических и лексических навыков.

Ход игры: учитель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе - со второй буквы и т. д.

Игра «Слова с определенной буквы». Цель: формирование навыка орфо-графической памяти.

Ход игры: учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

Игра «Где буква?». Цель: формирование навыка дифференциации звукобуквенных соответствий.

Ход игры: учитель пишет на доске несколько слов и предлагает учащимся найти среди них три, в которых буква … читается как … . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Игра «Word-building».

Ход игры: учитель записывает на доске длинное слово. Ученики (за определенный промежуток времени) должны составить слова из его букв. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов.

Творческие:

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных структур в устной речи.

Игра «Tourist Agency» по теме «New York». Ход игры: учащиеся делятся на две команды - операторы тур агентства и туристы. Затем одна команда задает вопросы, а другая - отвечает. Учитель фиксирует количество вопросов, их логичность, грамотность. Затем команды меняются местами, и уже туристы выступают в роли операторов турагентства. Команда, которая задала больше правильных и логически верно выстроенных вопросов, побеждает.

Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, и, кроме того, дает широкие возможности для активизации учебного процесса, поскольку ее участники вовлекаются в условия реального общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. В игре следует учитывать возрастные особенности учащихся, а также их интересы. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, вежливо прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Все направлено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Я считаю, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитание чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Использование игровых методов позволяет:

Общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

Учащимся запомнить коммуникативно-значимые фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

Делать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать;

Активизировать резервные возможности учащихся;

Практически применять знания;

Вносить разнообразие в учебный процесс;

Развивать творчество школьников;

Учить организовывать свою деятельность.

Использование игр на уроках английского языка даёт, на мой взгляд, хорошие результаты, повышая интерес ребят к обучению и позволяя сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, т.е. общения во время игры.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать. Во время игры учащихся не следует прерывать, чтобы не нарушить атмосферу общения. Исправления следует делать тихо или в конце урока.

В заключении хочется отметить, что использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, а также поддерживает интерес к иностранному языку. Естественно, в данной статье перечислен не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка, его можно пополнять бесконечно. Главное нужно помнить, что игра лишь элемент урока, поэтому всегда необходимо точно знать какой именно навык или умения отрабатыва-ются в проводимой игре.

Разумное применение игр на уроках и сочетание их с другими методичес-кими приёмами способствуют качественному усвоению материала и делают процесс обучения потребностью для учеников.

Литература:

1. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. - 2008. - № 4.

2. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы. М.: «Экзамен», 2008.

3. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 10.

4. Данилова Г.В. Английский язык 5-9 классы. Обучающие игры / авт.-сост. Г.В.Данилова – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Жаркова Л.А. Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1.

6. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4.

7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006.

8. Петринчук И.И. Ещё раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008 – № 2.

9. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: «Просвещение», 1981.

10. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8.

Преподаватель английского языка в Бiлiм Инновация Лицее для одаренных детей. Учитель-блогер, исследователь трендов. Пишет в инстаграм-канал Proactive.teacher о современных техниках и методиках преподавания, делится книжными отзывами. Фанат личной эффективности.

Что делать, если ваши ученики пришли на урок уставшими? Например, если это утро понедельника или ваш урок оказался следующим после сложного теста по алгебре?

Кинетические игры обеспечат ваших учеников необходимой энергией и добавят разнообразия на уроке английского языка. Использование подвижных игр, или просто предоставление ученикам возможности двигаться на вашем уроке – отличный способ активизировать творческие способности, развить их физические и интеллектуальные качества, такие как ловкость, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Данные упражнения и игры могут быть адаптированы под разные возраста, но в основном рассчитаны на учеников 7-9 классов, с уровнем английского языка elementary, pre-intermediate.

Игра “Мухобойки”

Для этой игры учитель заранее готовит карточки с пройденными или новыми словами и прикрепляет их к доске. Нужен также один судья, который будет считать баллы команд.

Ученики делятся на две команды. Команды становятся в две линии. Двое первых учеников с команд подходят ближе к доске. Учитель выдает им мухобойки (fly swatters). Затем учитель называет слово на русском языке и задача учеников – как можно быстрее ударить по карточке с английским эквивалентом, «прихлопнуть» это слово. Тот, кто был первым – приносит один балл своей команде и передает мухобойку следующему игроку своей команды. Ученик из другой команды, который не успел первым ударить по слову, остается у доски, пока не ударит первым по следующему слову. Если ученики ударяют по слову, которое не является правильным переводом – они теряют один балл.

Потанцевать под Classroom Energizers video

На канале Learning Stations (YouTube) собраны английские детские песни и энергичные танцы.

Эти танцевальные видео инструкции – не только возможность практиковать английский, но и отдохнуть от изучения грамматики.

Изменить расположение парт и поиграть в Табу

Речь идет об организации работы детей. На некоторых занятиях, ученикам будет интереснее работать в группах, иногда можно вообще убрать все парты, сесть в круг и поиграть в Табу.

Правила игры: учитель заранее готовит карточки со словами на английском языке, например, 30 слов по последнему юниту, затем ученики по очереди берут эти карточки и стараются объяснить их другими словами, то есть передать смысл слова, не называя его. Например, на моей карточке есть слово «Ambitious», это слово можно объяснить так – «A person who wants to be successful». Отгадавший слово получает карточку. Выигрывает ученик, который собрал больше карточек.

Изменить «seated activity» на «walk around» activity

Можно организовать «Mingling» – это когда ученики берут карточки с вопросами на Speaking, свободно передвигаются по кабинету, задают друг другу вопросы на английском языке и заполняют свои карточки.

Можно раздать всем ученикам такие таблицы, как «Найди человека, который…» и они могут просто ходить по кабинету, задавать вопросы и отмечать в своих списках одноклассников, которые, например, умеют плавать, или играть на музыкальном инструменте. Или можно поделить учеников на пары и дать каждому по карточке А и Б, ученик с карточкой А будет задавать вопросы ученику с карточкой Б, и наоборот.

Можно поиграть в баскетбол

Хорошая идея также выйти за пределы класса, например, в холл школы, во двор или в спортзал. В спортзале вы можете поделить учеников на две команды, дать каждой команде по баскетбольному мячу и назначить лидера. Лидеры будут по очереди называть определения на английском языке, и при правильном переводе ученики получают право закинуть мяч в корзину (+1 балл за попадание и +1 за правильный перевод слова).

М&Мs activity

Для этой игры вам понадобятся две упаковки сладких драже М&Мs. Вы готовите заранее карточки с заданиями по цветам драже, например,

  • Красный – расскажите о своем хобби.
  • Желтый – расскажите о своей семье.
  • Коричневый – расскажите о своих планах на лето.

Затем вы делите учеников на две группы, просите каждую группу встать в круг, даете им М&Мs и карточку с заданиями. По очереди ученики угощаются драже и, в зависимости от цвета говорят в течение минуты на определенную тему.

Прикрепить задание на чтение на стене

Вместо того, чтобы давать детям задание прочитать текст в учебнике, можно перенести эти тексты на стены в классе или за его пределами. Таким образом, вы дадите возможность ученикам двигаться и обсуждать задания.

Running dictations

Можно поиграть в Running dictations, разделить учеников на пары и предложить им выбрать роли, кто-то из них будет записывать информацию (writer), а кто-то – находить ее (reader/runner). Учитель включает таймер. Первый ученик выходит, читает информацию, старается запомнить ее и передать своему партнеру. Партнер записывает информацию, и затем учитель проверяет, кто справился с заданием быстрее.


Самое обсуждаемое
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Экосистема: структура экосистемы, определение, понятие, виды и интересные факты Экосистема: структура экосистемы, определение, понятие, виды и интересные факты
Мавритания. Полезные ископаемые. Доклад: Мавритания Мавритания эгп Мавритания. Полезные ископаемые. Доклад: Мавритания Мавритания эгп


top