Игры на воображение в детском саду. Картотека игр по развитию воображения и художественно-творческих способностей. Задание «Нарисуй картинку»

Игры на воображение в детском саду. Картотека игр по развитию воображения и художественно-творческих способностей. Задание «Нарисуй картинку»

Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников

Развитие воображения

ворческое воображение – необходимая составная часть творчества

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное , деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие воображения - Целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения. Воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы. Как восприятие, память и внимание, выражение из непосредственного постепенно превращается в опосредованное, причем основным средством овладения им со стороны ребенка являются, как было показано А.В.Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны.
К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развивается достаточно быстро (такие дети, по данным О.М.Дъяченко, составляют примерно одну пятую часть всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана ее реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну - аффективно-защитную - роль, предохраняя растущую и легко ранимую, еще слабо защищенную личность ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое (образное) разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.
На первом этапе развития воображения связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребенок учится управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он еще не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Аффективное воображение у детей в возрасте от 2,5 - 3 до 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Первоначально отрицательные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных (в кино, по телевидению) сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я" (рассказы - фантазии детей о себе как обладающих особо выраженными качествами). Наконец, на третьем этапе развития этой функции развивается способность снять возникающее эмоциональное напряжение через механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, эмоционально и нравственно неприемлемые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.
К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире.
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Основные виды воображения

1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Дидактические игры на развитие воображения дошкольников

«Несуществующее животное»

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил».

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

Игра «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Игра « Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2задание.Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

Игра « Найди картину на палитре».

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход. 1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра «Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

Игра « Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра « Найди эмоцию».

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину

Игра – упражнение « Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Упражнение. «Волны шторма»

Цель. Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движения: первые волны можно изобразить сидя. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн - каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»…….. «девятый вал».

Перед упражнением рассматривается картина И.Айвазовского «Девятый вал».

Пластический этюд «Алёнушка»

Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние

Ход. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем предлагает свой вариант её действий дальше.

Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

3. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком. Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

4. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

5 . Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

6. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы. Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

7. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

8. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

Продолжи рисунок.

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг). Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Сладкий арбуз

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”.

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.

Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.

Посмотри в окошко

Увидив, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”. Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

Согреем птенчиков

Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным, если показать малышу несколько шариков и сказать: “Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?” Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, можно сказать: “Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?”. Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развития игры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: “Посмотри, вылупились птенчики, пищат “пи-пи-пи”.

Разноцветные салфетки

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

Найди зайчика

Если ребенк ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

Совушка-сова

Перед тем, как играть в эту игру, желательно познакомить малыша с изображением совы в книжке про птиц, вместе рассмотреть, какие у нее большие глаза, какой клюв.

Взрослый берет мячик среднего размера и рисует на нем мелком круглые совиные глаза, уши и клюв. Затем показывает “сову” ребенку, говорит: “Посмотри, какая птичка, это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?” и читает стишок:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела (вертит перед ребенком мячик)-

Во траву свалилася,

В яму покатилася!” (роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как катится “сова”).

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку самому повертеть сову в руках, показать, как она катится в яму.

Яблочко

Покажите ребенку маленький мячик или шарик (деталь от конструктора или пирамидки): “Посмотри, какое у меня яблочко”. Затем положите его на стол и подталкивайте, читая стишок:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду -

Бульк! (шарик падает со стола).

Игра повторяется несколько раз. Наверняка, ребенок захочет и сам покатать яблочко.

Дудочка

Покажите ребенку фломастер, карандаш или круглую палочку: “Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет”. Затем “играет” на дудочке: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду”. После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки.

Игру можно сделать совместной, если взять две “дудочки” и дудеть в них одновременно или по очереди.

Бабочки

Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: “Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели”. Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.

Курица и цыплята

Если ребенок передвигает с места на место кубики, придвиньте один из них к себе и разбрасайте рядом камушки (крупные пуговицы): “Посмотри, вот курочка. Она гуляет со своими детками-цыплятками. Она говорит им: “Ко-ко-ко. Клюйте зернышки, как я”. Положите руку поверх кубика с выставленным вперед указательным пальцем, имитируя им клев, затем предложите сделать то же самое ребенку с кубиком и с камушками, изображая писк птенцов.

Можно ввести в игру два кубика-курочки разных цветов и играть с ребенком параллельно.

Где мое окошко?

Эту игру можно организовать с дидактическими материалами, лучше всего объемными формами-вкладышами. Взрослый показывает ребенку объемную форму с вкладышами и говорит, что это домик, где живут малыши. Малыши отправились гулять, а потом захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки они могут попасть в дом. Предложите рассмотреть окошки и помочь малышам зайти в дом. Похвалите ребенка за старание, поблагодарите его от лица малышей.

Козлята и волк

Положите на стол коробку из-под обуви и несколько маленьких кубиков: “Это козлята, а это их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вдруг прибежал волк (с помощью большого кубика или, сжав кисть своей руки, изобразите волка), хотел съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в свой домик. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем”. Вместе с ребенком быстро спрячьте кубики в коробку. Волк убегает. По желанию ребенка игру можно повторить.

Эту игру можно разнообразить, играя, например, в “зайчиков и лису”, в “кошки-мышки”, “воробышки и кошка” и пр.

Качели

Привяжите ленточку или шнурок к небольшой крышке (от духов, пластмассовой банки и пр.), предварительно сделав в ней отверстия, и скажите ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика (качает). А сейчас посажу на качели птенчиков (кладет в коробку маленькие шарики или пуговицы). Хочешь их покачать?». По ходу игры можно спрашивать у пупсика или птенчиков, не боятся ли они, в зависимости от «ответа» качели можно раскачивать посильнее или послабее.

Качели можно превратить в карусели и весело раскручивать их.

Игры с проволокой

Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: “Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?” Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит.

Затем взрослый говорит: “А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех”. Покажите, как солнышко медленно поднимается. Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком.

После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. - “Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?”.

Взрослый: “ А теперь на что это похоже?” (снова сворачивает проволочку в кольцо). Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку.

Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции. Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик. Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в конфетки, катушку - в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

Солнечные зайчики

В эту игру весело играть в солнечную погоду. Возьмите маленькое зеркальце и пускайте солнечных зайчиков на потолок, на стены, на пол. Следите за ними вместе с малышом и читайте стихотворение:

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Мы зовем их –

Были тут –

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики?

Вы нигде их не нашли?

(А. Бродский)

На что это похоже?

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке. К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.). Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.

Волшебные фигурки

Достаньте коробку с небольшими кубиками и скажите ребенку: «Знаешь, это волшебные кубики. Из них можно сделать любую фигурку. Хочешь, я соберу из них звездочку?». Выложите кубики уголками так, чтобы получилась звездочка. Затем предложите малышу самому собрать такую же фигурку, спросите, что малыш хочет сделать еще.

От вашей фантазии зависит, сколько фигурок вы можете предложить ребенку. Это могут быть цветочки разных цветов и размеров, большая и маленькая клумбы, любые ритмические композиции.

Представь себе, что ты…

Эта игра - разновидность известного всем со студенческой скамьи «Крокодила». Она способствует развитию не только воображения, но и актерского мастерства. Играть в нее можно на занятиях, прогулках и даже в гостях. Причем число участников не ограниченно.

Ход игры:

  • Загадайте ребенку слово и попросите его изобразить. Начинать игру нужно со слов: «Представь, что ты… арбуз (медведь, грузовик, доктор, камень и т. д.)»
  • Сообщите, что вы забыли слово, которое загадали малышу, и постарайтесь «угадать» изображаемое ребенком. Не торопитесь с правильным ответом. Сделайте вид, что никак не получается - выдвигайте смешные версии. Но не переусердствуйте, 2–3 ошибки достаточно.
  • Потом обязательно похвалите ребенка и предложите ему угадать слово, которое вы будете изображать.

Со временем вы можете привлечь к этой игре всех домочадцев. В этом случае угадавший слово будет показывать следующее. Поверьте, такая игра хорошо развлечет вас и разовьет воображение ребенка!

Что будет, если…?

В этой игре вы и ребенок будете оперировать словесными образами. Для подкрепления фантазии продукт воображения можно фиксировать на бумаге.

Ход игры:

  • Попросите ребенка рассказать, что будет, если… любое фантастическое действие (у холодильника вырастут ноги, слон проглотит дом, рыба купит шубу и т. д.).
  • Внимательно слушайте рассказ малыша и можете даже нарисовать комикс на бумаге.
  • Если ребенок затрудняется самостоятельно фантазировать, помогите ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте свой вариант развития событий.

Если ребенку очень тяжело, начните игру с нефантастических идей. Предложите ему представить, что будет, если в гости придет его друг или бабушка испечет пирожки. И не переживайте, что к 5 годам ребенок может не справляться с продуцированием сложных фантазий. Всему свое время!

Помощь художнику

Эта игра направленно развивает творческое воображение ребенка. Вариантов ее несколько. Это и рисование по точкам, и дорисовывание второй половинки картинки, и раскрашивание, и детализация рисунка, и многое другое.

Кстати, для подобной игры вовсе необязательно самостоятельно подготавливать исходный материал. Можно приобрести уже готовые раскраски с заданиями для детей 4–5 лет. Нужно сразу отметить, что такие же дидактические материалы есть и для более старшего возраста. Они помогают развивать творческое воображение и мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на подготовке к школе.

Развитие творческого воображения у детей очень важно, так как оно закладывает фундамент для всей дальнейшей жизни, чем бы ребенок ни решил заниматься в будущем. Он может не стать великим писателем или музыкантом, но в любом деле будет изобретательным и креативным, а значит, успешным.

Вот несколько советов для того, чтобы помочь детям развить свое творческое воображение.

1. Читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, на экскурсии.

2. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. Обсуждайте вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности, в котором развивается творческое воображение.

6. Приобретайте малышам всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

Кроме этого, используйте специальные игры для развития творческого воображения у детей .

Игра «У меня в руке кузнечик»

В эту игру можно играть и на улице, и дома. Сначала взрослый проводит с детьми беседу про кузнечиков. Спрашивает у детей, как он прыгает, что кушает, где живет? Внимательно слушает ответы.
Затем вместе с детьми представляет, что они ловят кузнечиков на лесной полянке. Вот они прыгают вслед за ними по траве, вот накрывают кузнечика своей ладонью или панамой. Затем аккуратно зажимают кулачок.
После этого ведущий спрашивает детей: «Что ваш кузнечик делает?», «А какого он цвета?», «Есть ли у него детки?». Внимательно выслушивает ответы детей. А затем предлагает им отпустить кузнечиков. И самим на время превратиться в кузнечиков. Дети начинают прыгать как кузнечики, играть на воображаемой скрипочке. Взрослый должен позволить детям свободно выразить свое представление о жизни кузнечиков.

Игра «У меня растут года…»

В игру можно начать играть после прочтения . Или разговора о том, кем работают папа, мама, бабушка и дедушка ребенка.

Письмо в будущее

Необходимый инвентарь: стеклянная бутылка с закручивающейся пробкой, лист бумаги, ручка.
Взрослый вместе с ребенком пишет «письмо в будущее», например для младшего братика, сестренки. Он может написать письмо и для самого себя, но старше на 3 — 4 года.
Письмо кладется в бутылку и закапывается. Затем рисуется карта с указанием места закопанного послания.
Очень увлекательное занятие, в котором сочетаются математика (посчитать нужное количество шагов для правильного маршрута к посланию по карте), навыки письменной речи, активно задействуется воображение.

Игра «Продолжи сказку»

В этой игре можно использовать любые литературные произведения, знакомые ребенку этого возраста, и постепенно знакомить его с новыми сказками, рассказами и стихами.
Взрослый садится рядом с детьми и просит их внимательно послушать сказку, которую он хочет им рассказать. Через некоторое время взрослый должен «забыть» сказку и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим рассказать сказку до конца.

Другие игры на основе сказок Вы можете найти в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)».

Эта книга не обращена непосредственно к детям, хотя в конечном счете написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности «феномена» фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания.

Игра «Мешок с историями»

Для чего нужны все эти мелкие фигурки животных и людей, малюсенькие куколки, смешные существа, сюрпризы из киндер-сюрпризов? С ними можно придумывать разные волшебные истории! Соберите все мелкие фигурки, какие у вас имеются, в один красивый мешочек. Правила, по которым сочиняются истории, очень просты. Если дети еще совсем маленькие, взрослый выступает в роли ведущего, если дети уже могут сами рассказывать истории и придумывать новые повороты, то участников становится больше. Итак, первый участник достает из мешка, не заглядывая в него, сразу несколько фигурок, например, три. И придумывает историю с ним, точнее, ее начало. Например, «Жила-была принцесса и была у нее говорящая лиса. Однажды они пошли гулять в лес и нашли волшебную репу, которая исполняла желания. Стали они ее тянуть, вытянуть не могут…». Следующий участник или тот же опять достает 2-3 фигурки и уже с ними сочиняет продолжение сказки. И так пока не будет конец или не надоест. Можно ограничить число фигурок-участников, например, не больше 10. Можно смешивать сюжеты разных сказок, почему нет?
Такая сказочная игра учит развивать фантазию, сочинять, придумывать, рассказывать, подбирать нужные слова, узнавать новые слова, думать!

Подобных игр и упражнений на развитие творческого воображения у детей можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Воображение – одна из самых загадочных сфер нашей психики. С одной стороны, оно стоит особняком от всех других психических процессов, с другой – является чем-то промежуточным между мышлением, памятью и восприятием. Ученые даже сегодня не могут точно сказать, в каких зонах нашего мозга оно локализовано. Но без воображения невозможно представить себе разумное человеческое существо. И развивать эту удивительную способность нужно с детства. Какие игры на развитие воображения можно использовать в дошкольном возрасте? Для чего вообще человеку нужна способность воображать?

Полезная функция

Умение воображать, безусловно, необходимо человеку. Ведь это его способность представлять предметы или явления, которые отсутствуют в данный момент или не существуют в принципе, а также мысленно манипулировать ими в сознании. Это полезно, когда нет возможности (или необходимости) совершать с этими предметами практические действия в реальности. С помощью воображения можно отправиться в прошлое или будущее, представить возможный результат какого-либо замысла.

Другими словами, без этого невозможна творческая деятельность. То есть, не умей человек воображать, мы никогда бы не узнали, что такое:

  • музыкальные произведения;
  • картины;
  • литературные произведения;
  • скульптура;
  • архитектура;
  • прикладное творчество.

Умение представлять замысел и мысленно оперировать им лежит в основе всех научных открытий и изобретений. Получается, без воображения невозможно развитие человечества.

В каждом ребенке с рождения заложен этот потенциал. Но его развитие и совершенствование происходит только во время решения различных творческих задач. Наиболее активно эта функция развивается у детей дошкольного возраста – примерно с 4 до 10 лет. И если в этот период не способствовать ее совершенствованию, она перейдет в пассивную форму.

Возрастные особенности

Развитие способности воображать невозможно без фантазии. Ярче всего эти способности проявляются в игровой и творческой деятельности ребенка. Совершенствуются они, проходя два возрастных этапа.

  1. 2–4 года. Представления малыша пока непроизвольны, они возникают под воздействием конкретной ситуации, спонтанно.
  2. 4–6 лет. Представления и фантазии становятся произвольными. В это время игры превращаются в сюжетные, окружающие предметы становятся материалом, с помощью которого ребенок воплощает образы своего воображения. При этом оно не только выполняет познавательно-интеллектуальную функцию, но и регулирует психическое состояние. В игре малыш может стать героем-спасателем, покорителем морей, космоса, мужественным, смелым, наделить себя качествами, которых ему не хватает в реальности. Это помогает развитию интеллекта, нравственных, эмоциональных сфер, познанию окружающей действительности, становлению личности, развитию самосознания, мышления, произвольности, речи. Расширяются познавательные возможности.

Одним из нежелательных «побочных действий» развития воображения является появление страхов. Ребенок может начать бояться выдуманных чудовищ, призраков, невидимок и т. д. Если это случилось, постарайтесь оградить малыша от ситуаций, которые могут спровоцировать появление таких страхов (просмотр страшилок, компьютерные игры со страшными персонажами). И, конечно, примите меры, чтобы избавить ребенка от страхов. Не бойтесь обратиться к детскому психологу.

Ребенок развивается и получает новые навыки в процессе игры. А основой любой игровой и творческой деятельности у дошкольников является именно способность воображать.

Сюжеты игр, придуманных рассказов, рисунков со временем становятся все богаче. Но в возрасте 4 и 5 лет дошкольник не может фантазировать, не производя каких-то действий (ему нужно рассказывать, рисовать, конструировать). Наглядная опора для фантазии отходит на второй план примерно к началу школьного возраста.

Примите участие в сюжетных играх ребенка. Это поможет вам узнать его лучше. Ведь в процессе таких игр малыш переносит на главного героя свои черты, характеристики, страхи, мечты. Возможно, вы обнаружите скрытые проблемы, требующие коррекции.

Развиваем с малых лет

Итак, способность воображать и фантазировать наиболее активно развивается у детей с 4 до 10 лет. Но это не значит, что до этого времени не стоит совершенствовать эти навыки. Уже примерно с 2 лет можно начинать обучать ребенка умению представлять. Это станет хорошим фундаментом для совершенствования его в будущем.

Как побуждать малыша воображать?

  • Полезно играть с ним в «придумки». Делать это можно в любой ситуации. Например, гуляя на улице. Можно показать малышу облака и спросить, на что они похожи (для начала свою версию может предлагать мама). В этом возрасте образы будут возникать совсем простые, известные крохе (лошадка, домик, птица, цветок). Спрашивать можно о чем угодно. Скажем, о чем чирикают воробушки: обсуждают вкусные зернышки или страшную кошку? О чем шепчутся листики на дереве: о теплом солнышке, о злом ветре, о вредных букашках? Куда бежит кошка: за мышкой, к своим деткам, к хозяину за угощением? Таким образом маленький ребенок будет развивать мышление, речь, наблюдательность.
  • Дома и на улице можно искать сходства предметов со знакомыми крохе игрушками (что похоже на мячик, кубик, кирпичик, пирамидку?).
  • Весьма полезно конструирование с использованием мелких деталей (кубиков, лего). Можно добавить к арсеналу «стройматериалов» различные коробочки.

Игры растут вместе с малышом

После 4 лет игры на развитие воображения становятся более сложными, что обусловлено совершенствованием психических процессов. Можно предложить, например, следующие игры для детей этого возраста.

  • «Изобретатель». Задача малыша – придумать прибор, которого пока не изобретено, но который, по его мнению, может пригодиться в домашнем хозяйстве. Затем его нужно назвать, рассказать о его пользе, изобразить на бумаге. Вариант посложнее – сконструировать при помощи подручных материалов.
  • «Волшебники». Ребенок должен представить себя добрым, а затем злым волшебником. Пусть он изобразит, какая у них мимика, перечислит волшебные дела каждого из них. Полезно нарисовать этих персонажей, чтобы их можно было узнать по внешности, чертам лица, мимике, одежде, атрибутам, волшебным предметам.
  • «Выдуманное животное». Дошкольник должен придумать животное, которого не существует (рыба-кастрюля, зайкожаб, крылозуб – малыш может нафантазировать кого угодно). Пусть расскажет, как животное выглядит, где живет, чем питается, а затем изобразит результат на бумаге.
  • «Новое назначение». Игра групповая. Дети садятся кругом, им предлагается несколько привычных предметов. Передавая их по кругу, они должны по очереди придумывать предметам новую функцию. Например, утюг может стать гирей или молотком, зонтик – парашютом или плавсредством. Побеждает тот, кто придумает самое оригинальное назначение.
  • «Музыка рассказала». Ребенок слушает классическую музыку, а затем рассказывает и изображает все, что она ему навеяла.
  • «Сочинялки». Придумывать можно рассказы по картинкам или по заданной теме, сказки с заданными или произвольно выдуманными героями, придумывать окончание известных сказок (например, «волк не съел семерых козлят, а…», «колобок не сел лисичке на язычок, он ушел от нее и…»).
  • «Говорящий танец». Можно тоже играть группой. Малышам предлагают изобразить в танце какое-либо животное, насекомое, транспорт, явление природы. Более сложный вариант – станцевать удивление, радость, горе, страх, счастье, печаль.

Полезное рисование

В процессе рисования дети прекрасно развивают способность воображать. Можно придумать множество нестандартных вариантов рисунков.

  • Из простого – сложное. Малышам предлагаются простейшие нарисованные фигуры (круг, восьмерка, квадрат, две параллельные прямые), которые нужно дорисовать до чего-то более конкретного (восьмерка может стать очками, круг – солнцем или колесом машины).
  • Кляксы. Дошкольнику дают изображение какой-то кляксы. Его задача – сказать, на что она похожа, перебирая множество вариантов. Другой вариант — дорисовать кляксу до узнаваемого изображения.
  • Картинки из точек. Перед малышом кладут лист, на котором в хаотичном порядке расставлены точки. Его задача – соединяя их, получить какое-либо конкретное изображение.
  • Настроение. Подобно «тематическим» танцам можно устроить «рисовальную» игру. Ребенок изображает свое настроение в данный момент, либо настроение по заданию взрослого (нарисуй страх, радость, злость, веселье).

Все эти игры помогут малышам развить свои творческие навыки и способность воображения. Можно придумать и другие, используя уже фантазию взрослых. Главное – мотивировать ребенка что-то придумать. С возрастом эти игры могут стать еще сложнее. С началом обучения в школе их полезно связывать с полученными на уроках знаниями, мотивируя ребенка к познанию и созданию новых продуктов воображения. Ну а чем это полезно – повторять не нужно.



top