Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания

Научное познание, как и все формы накопления культурных ценностей, необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. На ранних стадиях развития общества познание отображает способы практического изменения объектов, включая в их характеристику цели, способности и действия человека, т.е. субъективный фактор. Известно, что в мифах древних народов силы природы всегда уподобляются человеческим силам, а ее процессы –человеческим действиям. Первобытное мышление при объяснении явлений внешнего мира неизменно прибегает к их сравнению с человеческими поступками и мотивами. Бушмены, например, объясняют происхождение огня вследствие трения таким образом: Если дерево долго тереть, оно потеет, дымится и сердится, –вспыхивает.

В процессе эволюции общества познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений. Наука ставит своей конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности. Это преобразование всегда определено сущностными связями, законами изменения и развития объектов. Сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами. Поэтому основная задача науки –выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Первая особенность научного познания –ориентация науки на изучение объектов, исследование объективных законов их измене и развития.

Эта особенность отличает научное познание от других форм познавательной деятельности человека. Так, например, в процессе художественно-образного познания действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются субъективных факторов, а берутся в своеобразной склейке с ними. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в сое получаемого знания. Законы Ньютона не позволяют судить о том, любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлено его мироощущение и личностное отношение к изображаемым социальным явлениям.

Цель науки –получение знаний о реальности. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности –и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве, и в инженерном деле, но только в науке получение знаний является главной целью.

Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общества типов деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам и форм практического изменения мира. Как выражение этих целей в науке ведутся не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и исследования, результаты которых смогут найти применение только в практике будущего. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научно познания.

Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено практику и развивается на ее основе. Как и наука, последнее может правильно отражать действительность, давать истинное знание. Практическая связь человека с миром, его многочисленные наблюдения, приводят к убеждению, что, например, кусок железа тяжелее такого же по размерам куска дерева, что солнце –источник тепла и света, ч тело, лишенное опоры, падает и т.п. Эти знания играют важную роль жизни людей. Однако в них не раскрываются сущность процессов, их законы.

Обыденное познание пользуется естественным языком, наука, хотя и использует естественный язык, не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, естественный язык приспособлен для описания объектов, включенных в практику человека (наука же выходит за ее рамки); во-вторых, понятия естественного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения. Наука же стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ею объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является специфической особенностью научного познания, отличающей его от обыденного.

Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных средств, которые позволяют выявить возможные состояния объекта в определенных условиях. Орудия, применяемые в производстве и в быту, как правило, непригодны для этой цели, поскольку объекты, изучаемые наукой, и объекты, преобразуемые в производстве и повседневной практике, чаще всего отличаются по своему характеру. Отсюда необходимость использования специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборов, установок), которая позволяет науке экспериментально изучать новые типы объектов.

Обыденное знание не систематизировано, это –набор сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Научное знание –систематизировано, упорядочено.

Таким образом, мы получаем характеристики системности и обоснованности научного знания, отличающие его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

Еще одним отличительным признаком науки при ее сравнении с обыденным познанием является необходимость применения научных методов. Приемы обыденного познания формируются в повседневной практике, вплетены в обыденный опыт. Совокупность данных приемов, как правило, не осознается субъектом как метод познания. В науке же изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект.

Итак, можно перечислить специфические особенности научного познания:

1. Научное познание ориентировано на выявление объективных законов изменения и развития объектов окружающего мира.

2. Научное познание нацелено не только на изучение объектов, включенных в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.

4. Научное познание использует особые методы, с помощью которых изучаются ее объекты.

5. Научное познание вырабатывает специальный язык, на котором описываются объекты науки.

6. В научном познании используется специальная научная аппаратура.

Специфика научного познания отражается в критериях научности, отличающих научное знание от ненаучного:

1. Истинность научного знания. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Только истинное научное знание дает возможность человеку преобразовать действительность, позволяет прогнозировать ее дальнейшее развитие. Истинное знание может быть получено не только в результате научных исследований, но и в обыденной жизни. Может быть и научное знание, представляющее собой научную гипотезу, которая не подтвердилась в дальнейших исследованиях, т.е. знание является научным, но не истинным. Однако наука стремится к получению истинных знаний, используя различные способы установления достоверности научных знаний.

2. Интерсубъективность знания. Научное знание представляет собой стройную систему логически связанных между собой предложений, в которых зафиксировано знание объективных связей и законов действительности. Научное знание общественное достояние, социальное явление, принадлежащее всему обществу, а не являющееся достоянием отдельной личности. Из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия.

3. Системность и обоснованность научного знания. Научные утверждения находятся в логически необходимой связи, т.е. определенным образом систематизированы. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем. Стремление к обоснованности, к доказательности полученного знания настолько значительно для науки, что с его появлением нередко связывают сам факт ее рождения. Практически полезные знания о численных отношениях и свойствах различных геометрических фигур накапливались столетиями, однако, только древние греки превратили их в систему научных знаний, придали высокую ценность обоснованные и доказанным знаниям, безотносительно к возможности их непосредственного практического использования. Важнейшими способами обоснования полученного знания на эмпирическом уровне являются многократные проверки наблюдениями и экспериментами, а на теоретическом уровне определение логической связности, выводимости знаний; выявление их непротиворечивости, соответствия эмпирические данным и установление возможности описывать известные явления или предсказывать новые.

Обоснование научного знания, приведение его в стройную единую систему является одним из важнейших факторов развития науки.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно –в совокупности специфических своих элементов.

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

а) Субъект науки –ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п., в конечном счете –общество в целом. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных, мировоззренческих и нравственных ориентации и целевых установок, специфичных именно для научного познания.

б) Объект – это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п. В качестве объекта изучения какой либо науки всегда выступает та или иная сфера окружающего физического или социального мира, которая обладает своими специфическими свойства. Иными словами, объектом изучения какой-либо науки считается то множество предметов, явлений, процессов, на которые направлены интересы ученых. В широком смысле предмет – это, во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, сторона объект, интересующая субъекта познания.

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

г) Специфический язык –как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п.).

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Традиционно единицей логико-методологического анализа научного знания выступала научная теория как достаточно замкнутое и стабильное концептуальное образование. Однако к настоящему времени развивается и множество ругих подходов. Здесь достаточно привести несколько примеров:

1)      изучению подлежат общепризнанные образцы научной деятельности и связанные с ними, разделяемые научным сообществом системы представлений –«парадигмы» (Т. Кун);

2)      наука рассматривается как совокупность моделей, где теоретические знания непосредственно опираются на системы приложений –структуралистский подход Дж. Снида, В. Штегмюллера и др.;

3)      предлагают анализировать научное знание в терминах познавательных традиций –исследовательские традиции (Л. Лаудан), экспериментальные традиции (П. Галисон);

4)      предлагают изучать краткосрочные периоды конкретных научных практик (Ф. Китчер).

Предлагают использовать в качестве единицы анализа и такие более крупные, чем теория, образования, как:

1)      взаимосвязанные серии теорий, или научно-исследовательские программы (И. Лакатос);

2)      научные домены (области) (англ. domains) (Д. Шейпир) и научные дисциплины (B.C. Степин) как системы сложно организованных теоретических знаний.

Во всяком случае, на фоне этого многообразия предложений разумно выдвинуть следующее требование: концептуальные образования, претендующие на роль базовых структур научного знания и, соответственно, на роль единиц логико-методологического анализа, должны обладать такими свойствами, как самостоятельность, т.е. несводимость к другим концептуальным формам и возможность существовать в относительно изолированном виде; наличие в них устойчивого содержания, которое является относительно замкнутым и может быть интерпретировано в других концептуальных формах; достаточная информативность заключенного в них содержания, т.е. они должны репрезентировать действительно существенные для науки массивы знаний.