История развития науки о металлах презентация. История науки о резании металлов. Возможно открытие металлов никак не повлияло на развитие цивилизаций

История развития науки о металлах презентация. История науки о резании металлов. Возможно открытие металлов никак не повлияло на развитие цивилизаций

Презентация на тему "Краткий очерк истории развития химии" по химии в формате powerpoint. В презентации рассказывается об истории возникновения и развитие химии как науки, отдельно рассмотрен вопрос становления химии в нашей стране. Автор презентации: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Яковлева Лариса Александровна.

Фрагменты из презентации

Химия в древности

Химическое производство существовало уже за 3 – 4 тысячи лет до н. э.

Египет

  • В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, получать их сплавы, производили стекло, керамику, пигменты, краски, духи, делали вино. Египтяне были непревзойдёнными скульпторами и строителями.
  • Египетские жрецы владели приёмами бальзамирования тел умерших фараонов и знати.

Древняя Месопотамия

Некоторые химические производства существовали в древности в Месопотамии,

Демокрит.

Жил в V в. до н. э., впервые высказал мысль о том. Что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых твёрдых частиц материи, которые он назвал атомами.

Аристотель

Считал, что в основе окружающей природы лежат четыре стихии.

Алхимия.

Цель алхимии – поиск путей превращения неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – философского камня.

Агрикола – «отец» металлургии

АГРИКОЛА Георг (наст. фам. Бауэр, Bauer) (1494-1555), немецкий ученый. Впервые обобщил опыт горно-металлургического производства в труде «О горном деле...» (1550, 12 книг, издан 1556), который до 18 в. служил основным пособием по геологии, горному делу и металлургии.

Парацельс – «отец» ятрохимии – науки о лекарствах

ПАРАЦЕЛЬС (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину.

Химия в Древней Руси

В Киевской Руси выплавляли металлы, производили стекло, соли, краски, ткани. При Иване Грозном в Москве в 1581г была открыта аптека.

Русские учёные - химики

  • М.В. Ломоносов;
  • Д.И. Менделеев;
  • А.М. Бутлеров;
  • Н.Н. Бекетов;
  • В.В. Марковников;
  • C.В. Лебедев;
  • Д.К. Чернов;
  • П.П. Аносов.
М.В. Ломоносов

Сформулировал закон сохранения массы веществ в химических реакциях

Д.И. Менделеев

Открыл периодический закон и создал Периодическую систему химических элементов.

А.М. Бутлеров

Создал теорию строения органических веществ.

Н.Н. Бекетов

Открыл ряд активности металлов.

В.В. Марковников

Работал в области теоретической химии

С.В. Лебедев

Получил первый синтетический каучук

Д.К. Чернов

Разработал наилучшие условия отливки, ковки и термической обработки стали.

П.П. Аносов

Металлург, изобрёл способ закалки стали. Раскрыл секрет получения булатной стали

«История металлов» - Медь. Первыми людьми из древнего мира которые выплавили бронзу были египтяне. Бронза. Тема: история цивилизаций – история металлов. Сейчас алюминий играет большую роль в нашей жизни. История алюминия. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. Металлы сыграли большую роль в развитии цивилизации.

«Элементы-металлы» - Золото. Золото обладает исключительно высокой теплопроводностью и низким электрическим сопротивлением. Бронзовый век. Скульптура «Рабочий и колхозница (нержавеющая сталь) скульптор Вера Мухина. Конная статуя Марка Аврелия (Рим). Чистое золото - мягкий металл жёлтого цвета. Железный век. Натрий. Олово было известно человеку уже в IV тысячелетии до н. э.

«Человечество в космосе» - Глобальные проблемы. Э. Циолковский. " На службе сельского и лесного хозяйства". Что же такое космизация производства? Создание специальных метеорологических станций. Полеты в космос открывали новую страницу в развитии систем и средств связи. Искусственные спутники Земли. Отметим три основные направления космизации производства.

«9 класс металлы» - Самый электропроводный металл… ? Самый легкоплавкий металл… ? Самый твердый металл… ? Самый тугоплавкий металл… ? Металлы Черные цветные благородные Щелочные щелочно - земельные. Кристаллическая решетка металла. Атом металла катион металла электрон, который свободно движется. Один из главных металлов…?

«История человечества» - Предмет, выставленный в музее. Наука, изучающая прошлое человечества. Книжка с перечнем всех дней в году. История – наука о прошлом. Тема урока: «Начало истории человечества». Первобытные люди появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Учреждение, где хранятся документы. Какой же была жизнь первобытных людей?

«Урок металлы» - Исторический этап. Интересные факты о воде. Ртуть. Организация и проведение интегрированных уроков. Самый распространённый металл на Земле – алюминий (более 8% от земной коры). Способы получения металлов. Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Металлы. Медь. Железо.

Цели урока:

Образовательные: Закрепить понятия “тело”, “вещество”, “физические явления”, “химические реакции”. Рассмотреть этапы становления химии как науки.

Развивающие: Развивать внимание, речь, память, познавательные интересы учащихся, учить сравнивать.

Воспитывающие: воспитывать чувство гордости за вклад русских ученых в науку, чувство патриотизма.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: фронтальный опрос, демонстрация опытов, лекция.

Приборы: спиртовка, стакан, пробирки, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, предметный столик.

Реактивы: сахароза, вода, медь, парафин, сода, уксусная кислота.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проверим, как вы поняли, что является предметом изучения химии, и какие явления окружают нас. А также познакомимся с историей становления химии как науки, чем может гордиться Российская наука, какие задачи стоят перед химией ХХ1 века.

II. Проверка домашнего задания.

Начнем с проверки домашнего задания (фронтальный опрос):

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое вещество?
  3. Что называется химическим элементом?
  4. Какие вещества называются простыми? Приведите примеры.
  5. Какие вещества называются сложными? Приведите примеры.
  6. Что такое свойство вещества?
  7. Какие явления называются химическими?
  8. Какие явления называются физическими?

Итак, мы все с вами повторили. Теперь попробуем применить наши знания на практике.

Шестеро учащихся будут работать по карточкам. Двое будут выбирать из перечня вещества и тела, двое – разделять, где речь идет об элементе, а где – о простом веществе, а оставшиеся будут по алгоритму описывать физические свойства вещества.

Теперь, класс, расчертите в тетрадях таблицу:

Ребята, сейчас я буду показывать опыты, отражающие физические и химические явления.

Ваша задача, на основе полученных знаний, разделить их по колонкам. Один учащийся будет работать у доски. Затем мы сравним и обсудим наши результаты.

Демонстрации:

  1. Горение лучины.
  2. Растворение сахара в воде.
  3. Почернение медной пластины в пламени.
  4. Плавление парафина.
  5. Гашение соды уксусом.
  6. Таяние льда.

Проверка и обсуждение результатов.

Выполняющие по карточкам задания сдайте свои работы.

Мы с вами закрепили знания, полученные на предыдущих уроках, а теперь перейдем к новой теме.

III. Объяснение нового материала(лекция).

Химия. Одна из древнейших наук.

Когда человек стал применять химические реакции? Да тогда, когда в пещерах синантропов – древнейших людей появился огонь. А это было 5 млн. лет до н.э. В Древнем Египте умели выплавлять из руд металлы (железо, свинец, олово, медь, сурьму), получать их сплавы, применяли золото, серебро, производили керамику, стекло, краски, духи.

Первыми учеными–химиками были египетские жрецы. Они владели многими до сих пор не разгаданными химическими секретами: бальзамирование тел фараонов, получение красок, которые и через тысячи лет остаются яркими. К сожалению, знания жрецов были элитными и передавались только касте жрецов, потому и не сохранились в веках.

Химические производства существовали в Греции, Месопотамии, Индии, Китае.

Но испокон веков человека интересовало золото.

Существует миф Древней Греции о царе Мидасе. За услугу, оказанную богам, он попросил у них, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось бы в золото. Вы скажете: “Вот хорошо!” А теперь представьте: он уже насладился видом золота вокруг себя – и диван, и подушки, и стол – все из золота. А он захотел есть: берет виноград – золото, берет хлеб – золото, мясо – золото. Так и умер царь Мидас от голода. Значит все-таки не это самое главное. Но человек упрям, он хочет богатства.

Новой эпохой в развитии химии стала алхимия, цель которой – поиск философского камня, а уж он и железо превратит в золото, и от болезни излечит, и обеспечит бессмертие.

А теперь представьте себе германский средневековый город, узенькие улицы, готические дома и среди них – какой-нибудь ветхий, считающийся необитаемым, дом. По его потрескавшимся стенам лепится мох, ползет сырость. Окна наглухо заколочены. Это жилище алхимика. Ни что не говорит в нем о присутствии живых. Но в гулкую от тишины ночь из трубы вылетает дым, который доказывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но все еще живущего надеждой.

“Чтобы подготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философскую землю, положи в реторту и прокаливай ее, покуда не превратится в Зеленого Льва. Прокаливай далее – и Зеленый Лев обернется Красным. Киммерийские тени покроют реторту темным покрывалом, а внутри ее ты увидишь Черного дракона, который пожирает собственный хвост…”

“Что это?” – спросим мы, не привыкшие в такой манере изъясняться.

Бормотание колдуна, заклинание или просто сочетание слов? Все понемножку, но давайте не будем строгими. Хотя на первый взгляд это мало похоже на описание научного опыта, там содержится зашифровка настоящего химического эксперимента. Поэтому мы не можем сказать, что алхимия – это бесполезный этап в истории развития химии. Вот послушайте:

Алхимики считают, что ртуть – в любом металле …
Алхимики мешали буру и купорос.
Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Все в печки обжигали, а после возгоняли
И снова очищали, добавив, волчий ус.
И, выпарив искусно, рассматривали сгусток,
И падали без чувства, попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть Природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор.
А это чем не клад?
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам спасибо говорят. (Ефимовский).

Серная, соляная, азотная кислоты, царская водка, аммиак, поташ, щелочи, уксусная кислота и многое – многое другое открыто и описано алхимиками. Однако алхимия – это еще не наука. Наукой химия стала гораздо позже благодаря ученым, которые открыли ее законы.

А что же Россия? Какое место она занимает в истории становления химии?

Истории химии как науки связана в России с именем М.В.Ломоносова.

Ребята, а что вы слышали об этом ученом?(Дети рассказывают о сведениях, которые они уже получили о М.В.Ломоносове на других уроках: русском языке, литературе, географии, истории).

Да, это был человек, который оказал огромное влияние на развитие науки и культуры в России: он и поэт, художник и создатель грандиозных мозаичных панно, автор первого русского учебника древней истории России и картограф, геолог и один из создателей первого в стране Московского университета в 1755 году.

М.В. Ломоносов внес огромный вклад в создание атомно-молекулярного учения, в 1748 году первым сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы веществ.

Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые А.М.Бутлеров, создавший теорию строение органических соединений, и Д.И.Менделеев, открывший периодический закон.

Мы можем гордиться Российской химической наукой и великими русскими химиками: В.В.Морковников, С.В.Лебедев, Н.Ю.Зелинский, Г.И.Гесс, Н.Н.Семенов и другие.

Чем же занимается химия сейчас?

И можем ли мы обойтись без достижения химии? (Обсуждение).

Подводим итоги: краски, волокна, пластмассы, медикаменты, бумага – вот небольшой перечень того, без чего мы не можем представить своей жизни.

Но задачи химии на данном этапе более сложные: создание веществ с заданными свойствами. Например, нужна сталь, которая не будет ржаветь, будет устойчива к агрессивным средам, выдерживающая высокие температуры. И ученые – химики создают необходимое.

Но давайте не будем забывать, что химия – волшебница, кудесница и очень интересная наука. Давайте вместе в этом убедимся.

Проводим занимательные опыты по алгоритму подготовки и демонстрации (“Вулкан”, “Молоко, компот, газировка”, “Дым без огня” или любые другие опыты)

IV. Заканчиваем урок переходом к следующей теме.

Вы посмотрели опыты, которые проходят между веществами, последние состоят из молекул, молекулы из атомов, а определенный вид атомов – это химический элемент. В честь кого или чего его назвали? Где он живет? Это вы узнаете на следующем уроке.


Самое обсуждаемое
Простейшие тригонометрические уравнения Простейшие тригонометрические уравнения
Урок Урок "Арктангенс и арккотангенс
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести


top