Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Типы научной рациональности

Тип рациональности - совокупность когнитивно-ценностных критериев, познавательных идеалов, текущих, стандартов обоснованности и доказательности и других базисных представлений формирует определенный тип рациональности. Различают следующие «большие» периоды истории науки, характеризующиеся устойчивыми чертами и особенностями рационально-познавательного проекта: это классический и неклассический типы научной рациональности. Имеются также соображения в пользу того, что сегодня уже можно говорить о становлении особого новейшего, постнеклассического типа, Какими атрибутами характеризуются указанные типы рациональности?

Классическому типу рациональности присущи:

1) прямой онтологизм — непосредственное отнесение знаний к самой реальности;

моиотеоретизм — представление о том, что должна существовать единственная теория, истинно описывающая реальность;

2) объективизм - предельная десубъективизированность знаний, устранение из теории всякого субъективного вклада.

Неклассическая рациональность, выступившая на сцену в начале XX в., серьезно усложняет представления о научном познании, Она, в отличие от классического идеала, акцентирует:

1) методологизм — понимание того, что содержание знания может быть во многом коррелятом самого же метода: например, математическая гипотеза вводит сложные конструкции, которые (пока) но могут быть проинтерпретированы онтологически, так что вопрос об их онтологическом статусе становится отложенным; неклассическая рациональность допускает, что знания и реальность могут соотноситься непрямым, довольно сложным образом;

2) политеоретизм — возможность сосуществования нескольких альтернативных описаний реальности;

3) неустранимость субъекта — признание и изучен; субъективной составляющей науки (прежде всего в виду методологических средств и возможностей субъекта); кроме того, понимание того, что научные знания могут относиться не к самому объекту, а к сложному комплекссубъектно-объектных взаимодействий.

Черты постнеклассической рациональности заостряют неклассическое мышление в направлении:

1) признания ограниченности научных знаний и сверхсложности реальности; мы располагаем лишь грубыми теоретическими моделями, недостаточно отражающими высокий уровень спонтанности и самоорганизации мира;

2) требования учета ценностных параметров мира, так как даже малое вмешательство в сложные системы может приводить к катастрофам и разрушению сложившихся в мире состояний и систем,

Итак, черты научного проекта той или иной эпохи оказываются сложной результирующей многих факторов. Параметры научной рациональности существенно опираются на базисные социокультурные ресурсы. Сегодня такие направления исследование как, например, когнитивная социология, отстаивают тезис: социальной рациональности. Он означает расширенное понимание рациональности, признание множества и своеобразия возможны ее форм, ее зависимость от социально-исторического контекста эпохи.

В философско-методологической литературе активно разрабатывается проблема каналов взаимодействия науки и культура и анализа их функционирования. Имеется немало интересных исследований, которые изучают взаимоотношения когнитивных и социокультурных  факторов в научном познании (В.П.Визгин, П.П.Гайденко, Е.А.Мамчур, З.А.Сокулер идр). Безусловно в этой области еще есть много перспектив и тем для новых плодотворных разработок.