Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Методы метатеоретического познания.

Научно-исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком культурно - историческом контексте включает в себя два уровня - предметный, когда активность ученого направлена на познание конкретной совокупности явлений, и рефлексивный, когда познание обращается в самое себя. В первом случае результаты деятельности выражаются в виде массива экспериментальных данных, графиков, формул, цепочки суждений, теорий и т.п., во втором - подвергаются анализу сами эти результаты. Здесь конечная цель - выявить, насколько достоверны, надежны полученные результаты, насколько они обоснованы, точны, истинны. Сосуществование и взаимодействие указанных уровней важнейшая предпосылка, конструирующая научную рациональность. Диалектика рефлектируемого и нерефлектируемого знания с необходимостью обнаруживается и в самом акте рефлексии, ибо каждая процедура рефлективного анализа предполагает некую нерефлектируемую в данном контексте рамку неявного обосновывающего знания.

В зависимости от того, на каком этапе находится развитие той или иной отрасли знания и какие исследовательские задачи выдвигаются на первый план, в ней доминирует и соответствующий тип рефлексии. Первый тип-это рефлексия над результатами познания второй тип анализ познавательных средств и процедур, третий тип выявление предельных культурно-исторических оснований, философских установок, норм и идеалов исследования.

В научном познании можно выделить насколько тесно связанных между сбой стадий. Первая стадия обнаружение противоречий, неувязок, сомнительных элементов в старом знании и осознание на этой основе проблемной ситуации, вторая стадия поиск и выдвижение принципиально новых идей, третья стадия - обоснование, проверка новых результатов. Вторая и третьи стадии соответствуют тому, что Райхенбах в сове время назвал контекстом открытия и контекстом подтверждения. Что касается первой стадии, то ее можно было бы соотнести с контекстом рефлексии. Подобно тому, как переход от контекста подтверждения к контексту открытия представлял собой поворот в методологическом сознании к существенно иной проблематике и новым концептуальным средствам, также и переключение внимания методолога с проблем структуры и роста знания к исследованию рефлективных процедур позволяет говорить о серьезном проблемном сдвиге в современной теории познания и методологии науки.

Развитие науки иногда сравнивают со строительством замка, верхние этажи которого воздвигаются раньше, чем закладывается фундамент. Этим сравнением хотят, очевидно, подчеркнуть следующий факт, чем более зрелой ступени достигает в своем развитии та или иная область знания, тем углубленнее становится ее интерес к своим собственным основам, к тем первичным абстракциям и исходным допущениям, на которых покоится все здание теории. И то, что в течение долгого времени принималось как нечто простое и очевидное, оказывалось в результате методологической рефлексии сложным и проблематичным.

Необходимость рефлексии над основаниями знания возникает тогда, когда обнаруживаются симптомы неблагополучия в теории - контпримеры, парадоксы, неразрешимые задачи и т.п. В самом деле, если ученых в рамках математической дисциплины доказал определенную теорему, по каждому математику интуитивно ясно, что соответствующее предложение действительно есть теорема. Но если некоторое, сформулированное на языке данной теории предложение долгие годы не удается доказать, то может возникнуть вопрос о его праве вообще называться теоремой. Однозначный ответ не может быть получен до тех пор, пока отсутствует строгое определение понятия теорема на определенном этапе развития математической культуры возникает такой момент, когда нужно точно знать, что такое теорема вообще, что значит доказать теорему. Именно необходимость уточнений такого рода стимулировали в свое время исследования в области оснований математики и математической логики.

Таким образом, все многообразие методов научного исследования можно разбить на три относительно независимых кластера (множество внутренне взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга элементов, образующих некоторую целостность):

1) Методы эмпирического познания (научное наблюдение, эксперимент, измерение, использование приборов, эмпирическое обобщение, выдвижение эмпирических гипотез, формулировка эмпирических законов, их эмпирическое подтверждение, фальсификация, экстраполяция и др.)

2) Методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическая гипотеза, логическое доказательство, формализация, конструирование теоретических схем, их интерпретация, построение научных теорий и др.)

3) Методы метатеоретического познания (выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира, рефлексия, экспликация философских и социокультурных оснований отдельных наук и парадигмальных теорий и др.).