Как сделать научно познавательный рассказ. Научно-познавательная детская книга. Научно-познавательные рассказы Толстого

Как сделать научно познавательный рассказ. Научно-познавательная детская книга. Научно-познавательные рассказы Толстого

Научно-познавательный рассказ - что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста - вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация - а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ - это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также общества - все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения - проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры - всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.

Научно-познавательный рассказ-это изложение в краткой форме, о

каком-либо научном факте.
Научно-познавательной литературы в книгах для чтения нет - встречаются лишь научно-художественные, очерковые тексты, в то время как во внеклассном чтении их много. Так называемые научно-познавательные статьи, учебные тексты составляют основу природоведения. Учить их читать и работать с ними необходимо. В отличие от художественной литературы в научно-познавательных статьях другой предмет познания- не образы, а понятия, соответственно, и цель чтения меняется- это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи. Научно-познавательные тексты отличаются от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте зарисовки детали объекта. Научно-познавательную литературу подразделяют на научно-популярную и научно-художественную. Каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи: - научно-популярная статья «призвана прямо сообщать детям определенные знания»; -научно-художественное произведение «как бы конкретизирует материал, данный в произведении научно-популярном, и развивает творческую любознательность читателя» В научно-художественном произведении сильнее художественный элемент, в научно-популярных – логический. В статьях для детей не исключается возможность использования образных средств языка. Рассмотрим на конкретном примере, как протекает на уроке работа над восприятием, пониманием, осознанием, воспроизведением научно- познавательной статьи, очерка. Рассказ К.Г.Паустовского, « Какие бывают дожди?»
Актуализация знаний(подготовка к чтению).

У. Посмотрите внимательно на репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Какие звуки вы слышите? А хотите побывать под дождём? (Включаю запись шума дождя, открываю зонт) У. Ну, бегите ко мне, прячьтесь под зонт. Что вы услышали? Д. Мы услышали дождь. У. А что такое дождь? Каким он бывает, вы знаете? (Дети говорят,то, что они знают о дожде, сообщают сведения из БЭКиМ). У. А разве может быть много дождей? Говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Почему о дожде говорят по- разному? Вам это интересно? Д. Да. Тема, цели урока. У. Я думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о дожде? Произведения какого автора мы изучаем? Д. Мы изучаем произведения Константина Георгиевича Паустовского. У.Тема сегодняшнего урока: Произведения К. Г. Паустовского. Какие бывают дожди? Кто поставит перед нами цели урока? Д. Будет знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения. У. Молодцы. Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, закрепить знания о видах рассказов, научиться работать с таким рассказом, вспомнить изученные произведения К.Г.Паустовского Проверка домашнего задания. У. Посмотрите на рисунки. Назовите произведения. (Дети называют произведения К.Г.Паустовского). У. Расскажите, что вы знаете о герое рассказа «Кот-ворюга». Какой это рассказ? (Дети отвечают на вопросы).
Изучение нового произведения.

У. К.Г. за свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».
Первичное чтение.
У. Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение такого замечательного автора, определите его жанр и тему. (Дети выполняют задание). У. Услышали дождь? Звуки? Запахи? Понравилось? (Дети делятся впечатлением от рассказа). У. Каков жанр, тема произведения? Д. Рассказ о природе. У. Похож ли этот рассказ на изученный рассказ о коте? Д. Нет У. А почему? Д.«Кот-ворюга» - юмористический рассказ, а этот другой? У. Какие ещё бывают рассказы? (Дети отвечают, или рассматриваем схему). У. Это ребята научно-познавательный рассказ и он отличается от художественного. Вы заметили чем? Сравним с рассказом «Кот-ворюга». Д. Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств. У. Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский? Д. Он даёт нам сведения о дожде. У. Да дети такие рассказы передают факты и их описание. Сейчас мы и будем искать факты, их описание, перечитывая текст.
У. Давайте изобразим движением дождь.
Вторичное чтение.
У. Мы часто на уроках говорим о широком потоке информации, которую вы получаете в школе, дома, на улице. Чтобы лучше запомнить её, нужно учиться запоминать самое главное. Как можно это записать, в виде чего? Д. Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное. У. На сколько частей вы разбили бы текст? (Дети называют свои варианты. Далее урок строится в зависимости от того, сколько частей выделят дети)). У. Используя прочитанный вами рассказ, мы рассмотрим такое явление природы как дождь и составим план. Можно ли как-то заранее узнать о приближении грозы, ненастья, дождя? Д. О приближении дождя мы узнаём по приметам. У. Какие приметы выделил автор? (Дети читают первый абзац)). У. Как понимаете слово «голосят»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Как К. Г. Паустовский передаёт состояние природы перед дождём? (Дети продолжают читать первый абзац, озаглавливают первый пункт плана). У. Как описано начало дождя? (Дети читают второй абзац). 8 слайд. У. Как понимаете слово «крапает»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Послушайте, какие звуки слышны в природе, когда капают первые капли. (Дети слушают запись «Начало дождя»). У. Какие ещё звуки вы услышали, кроме первых капель. Я подскажу: «О них не говорилось в рассказе! Д. Звуки грома и голоса птиц.
У. Как озаглавим эту часть. Д. Начало дождя. У. Что происходит дальше? (Дети читают третий абзац). У. Послушаем эти звуки, а запахи вспомним. (Дети слушают запись «Шум дождя», озаглавливают 3 часть). У. Какие дожди автор описал? Перечислите их. Д. Это дождь спорый, грибной, слепой и, как говорят, дождь льёт стеной. У. Как озаглавим эту часть. Д. Виды дождей. У. Давайте опишем эти дожди и составим таблицу «Виды дождя», используя данные БЭ и словаря – это задание первой группе, а вторая группа – использует описание К.Г. Паустовского и заполняют карточку, а третья группа – распределяют готовые описания и названия дождей у доски (Дети зачитывают отрывки, заполняют таблицы «Виды дождя»: 1 гр. – используя Толковый словарь, 2 гр. – используя материал рассказа в карточке, 3 гр. – распределяют готовые описания и названия дождей у доски). У. Проверим. Молодцы, хорошо справились с работой У. Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим!!! Посмотрите на слайд, какого вида дождя здесь нет? Виды дождя Название Описание Спорый (быстрый, скорый) Льёт отвесно, сильно, все г д а приближается с набегающим шумом.
Если на реке, то слышен звон капель. Грибной Сонно сыплет из низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет. Стеной Сплошной и напряжённый гул. Д. Нет слепого дождя. У. Заканчивается урок, описание дождей тоже закончилось, значит, дождь окончился. (Включаю запись «После дождя»). Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили, увидели капельки, которые падали с неба, с веток, с проводов после дождя? Положите их в мои ладошки. (Дети описывают капельки, передавая своё настроение, кладут их в ладошки учителю).

Хотя Л.Н. Толстой и известен всему миру как мастер монументальной прозы, среди творческого наследия писателя есть немало произведений небольшого размера. Отдельную их категорию составляют рассказы для детей, в том числе для воспитанников Яснополянской школы.

Произведения Толстого для детей

Среди произведений Толстого для детей можно выделить несколько основных жанров. Первый из них - это сказки. Большая часть сказок представляет собой обработанные народные сюжеты (как, например, "Три медведя"), которые были включены в состав знаменитой толстовской "Азбуки".

Еще один жанр, любимый Толстым, - это быль. В таких произведениях он описывает события, которые происходили в реальности, однако художественно обрабатывает их. К этому типу относятся знаменитые "Филипок" и "Лев и собачка".

Создал писатель большое количество реалистичных рассказов, героями которых часто являются сами дети. Сюда можно отнести произведения "Пожар", "Девочка и грибы" и т.д.

Наконец, последний жанр, в котором Толстой создавал истории для детей, это научно-познавательные рассказы. Поговорим о нем подробнее.

Научно-познавательные рассказы Толстого

К числу наиболее известных научно-познавательных произведений Толстого для детей относят рассказы:

  • "Зайцы".
  • "Какая бывает роса на траве".
  • "О муравьях".
  • "Как волки учат своих детей".
  • "Отчего в темноте видно?".
  • "Яблони".
  • "Как ходят деревья".

Уже из названий произведений видно, что большая их часть посвящена описанию природных явлений. Толстой рассказывает во всех подробностях о повадках животных, различных растениях и т.д. При этом стиль изложения является достаточно лаконичным, но емким. Это помогает детям лучше воспринимать материал и усваивать самые главные моменты, касающиеся той или иной темы.

Научно-познавательные рассказы Толстого - прекрасный пример того, как художественное произведение может сочетаться с образовательной функцией. Дети хорошо запоминают яркий образ, а вслед за ним и главные факты, которые касаются научной характеристики предмета повествования.

Мария Пригожина

Познавательные рассказы

Предисловие

Жил-был мальчик по имени Кирилл. Он очень любил читать. И не только сказки, но и научно-познавательные книги -- о звёздах и планетах, о животных и растениях, о природных явлениях и много ещё о чём. Друзья то и дело его расспрашивали, и он всегда всем отвечал, да не просто так, а с подробными объяснениями. -- Ты, наверное, большим учёным будешь, -- говорили ребята, получив ответ на очередной вопрос. -- Почему обязательно учёным? -- удивлялся Кирюша. -- Просто мне интересно обо всём узнавать. Каждый должен уметь разбираться в вещах, которые нас окружают. Не только мальчики и девочки приходили к Кириллу со своими вопросами о природе, о космосе, о нынешних и прошлых обитателях земли, но и сами эти обитатели иногда заглядывали и тоже о чём-нибудь спрашивали. А потом друг другу о тех встречах пересказывали. Хотя как они могли спрашивать и пересказывать? Ведь животные не умеют разговаривать! Но если умели бы, то обязательно спросили бы. Возможно поэтому Кирюша немного приукрасил некоторые из историй, просто чтобы интереснее было. Так появились познавательные рассказы.

Рассказ 1. Почему паук не насекомое

Рассказ 2. Шоколадное дерево

Пришёл к Кирюше в гости маленький мальчик Саша, который в соседней квартире жил. Он очень любил всякие сладости, особенно шоколадки, а его мама их от него прятала, чтобы не переел и не заболел какой-то непонятной страшной болезнью под названием "Аллергия". Саша по этому поводу переживал и, о чём бы ни говорили, всегда вспоминал о шоколадках. -- Если б не Ал-лер-гия, -- сокрушался он, -- я мог бы хоть целыми днями шоколадки жевать! И зачем их сделали и вкусными и вредными одновременно? -- Об этом ты спроси у шоколадного дерева, -- усмехнулся Кирюша. -- Ха-ха-ха! -- расхохотался Саша. -- Шоколадное! Оно что, из шоколада сделано? Ещё скажи, от него можно кусочки коры отрезать, кушать и чаем запивать. Тебя послушать, так и конфетное дерево есть! -- Есть, -- подтвердил Кирюша. -- Конфеты, которые на нём растут, по вкусу изюм напоминают. А шоколадное дерево, конечно, не из шоколада, но из его семян шоколадки делают. Добавляют сахар, молоко, орехи, изюм и прочее. Много всякого можно добавить, но главное в любом шоколаде -- семена шоколадного дерева, какао-бобы. А ещё есть земляничное дерево, и растут на нём ягоды, очень на землянику похожие. Маленький Саша так и ушёл к себе домой с открытым ртом -- наверное, забыть боялся о сказочном шоколадном дереве. Оно ему потом ночью приснилось и очень вежливо извинялось за Аллергию.

Рассказ 3. Зачем кефир пьют вечером

Один мальчик по имени Славик не любил кефир. И каждый раз, когда вечером мама наливала ему полную чашку этого кислого напитка, Славик морщился, капризничал и требовал конфеты. -- Перед сном только кефир, -- говорила мама и конфеты не доставала. -- Но почему? -- спрашивал Славик. -- Почему самой последней едой вечером должен быть именно кефир? -- Не знаю, -- призналась мама. -- Спроси у кого--нибудь ещё. Зашёл как-то Славик к Кирюше и увидел у него множество интересных вещей и книг. -- Ты так много читаешь, -- сказал Славик. -- Может быть, знаешь, зачем кефир пьют вечером и без конфет? -- Конечно, знаю, -- ответил Кирюша, -- об этом в книжках написано. Кефир хорош тем, что в нём полезные микробы живут. Они очень слабые, плохо приживаются в кишечнике, где должны жить и работать, помогать нам пищу переваривать. Зато плохим, вредным микробам там раздолье! Вот поэтому кефир и пьют перед сном, чтобы слабые полезные микробы могли за ночь хоть как-то прижиться и вредных потеснить. -- Понятно, -- сказал Славик и вздохнул. -- То есть совсем непонятно. И почему эти полезные микробы в кефире живут, а не в конфетах? Я на их месте конфеты выбрал бы.

Рассказ 4. Такие разные о блака !

Однажды поросёнок по имени Кабачок кувыркался в песке и вдруг увидел облака. Раньше он никогда на небо не смотрел и не знал, что там облака бывают, да ещё такие разные -- белые, серые, кудрявые, пухлые и всякие другие. И решил поросёнок спросить у крота, откуда облака берутся. Он ведь такой величавый, вдумчивый с виду, значит, должен много всякого знать. Но крот ни разу в жизни никаких облаков не видел по той простой причине, что без конца рылся под землёй, где видеть вовсе не нужно. Однако ему не хотелось признаваться в невежестве, и, высунув нос из норы, он недовольно пробубнил: -- Облака, облака... Делать некоторым нечего! Я подземные туннели прокладываю, пропитание добываю. Не до облаков мне! Тогда Кабачок задал свой вопрос петуху, который часто на высокий забор взлетал и подолгу там сидел. Он-то уж должен был знать об облаках, раз так высоко залезал. Недаром у него перья на перистые облака похожи! Петух не хотел признаваться, что облака от него так же далеки, как и от поросёнка, а о перьях он задумывался, лишь когда дощипывал их после очередной драки, и потому высокомерно заявил: -- Некогда мне на небеса попусту пялиться, облака выискивать. Я только за солнцем слежу, чтобы прокукарекать вовремя. И тогда пошёл поросёнок к Кирюше. Выслушал Кирилл Кабачка и рассказал ему всё, что знал об облаках. И о том, что состоят они из водяного пара, то есть из мельчайших капелек воды, а когда холодно, из ледяных кристалликов, и что на разной высоте облака разными бывают, и даже о самых редких и неизведанных перламутровых и серебристых облаках, которые очень высоко в небо забираются. Те необыкновенные облака днём не увидишь, солнечные лучи их затмевает. Они заметны или рано утром, или поздно вечером, когда солнце освещает их из-за горизонта. Стоит лучам света прорваться и посветить чуть ниже, и необычные облака словно исчезают. -- Все облака необыкновенные и каждое неповторимо прекрасно, -- объяснял мальчик поросёнку, не замечая как тот растерян, -- но как они выглядят, и что из них выпадает, зависит от того, что в облаке есть. А там может быть только водяной пар, только льдинки или то и другое вместе. Если капли воды или кристаллики льда в облаках становятся слишком большими, они тяжелеют и падают на землю. И тогда у нас идёт дождь, снег или град. Например, перистые облака, которые так назвали за внешнюю схожесть с пёрышками петуха, состоят только из кристаллов льда. А град... Так долго говорил Кирюша, так подробно объяснял, что поросёнок совсем запутался и попросил: -- Давай, я ещё раз к тебе зайду, тогда и про град расскажешь. -- Пожалуй, ты прав, -- согласился Кирилл. -- О граде в следующий раз. Приходи, всегда рад помочь.

Рассказ 5. Град

Кабачок пришёл, как и обещал, в следующий раз. Но наступил тот следующий раз не скоро, а только когда большая градина о себе напомнила. Сделала она это довольно бесцеремонно -- просто упала поросёнку на спину. За ней и другая, и третья, и четвёртая... Бедняга еле добежал до спасительного сарая, в котором жил, и тут же дал себе слово, что непременно разберётся с бессовестными осадками, которые воспользовались его нежной спинкой, словно барабанные палочки барабаном. В тот же вечер поросёнок, мокрый и сердитый, явился к Кириллу и уже с порога закричал: -- Град -- самое ужасное из всего, что падает с облаков! Просто каменный дождь какой-то! -- Ну, не каменный, -- поправил мальчик, -- а ледяной. Но бывает, градины вырастают до значительных размеров. Тогда, конечно, неприятно у них на пути оказаться. -- Не я у них, а они на моём пути оказались, -- пробурчал поросёнок. -- И почему такие здоровенные ледышки продолжают за облако держаться, а не падают на землю, пока маленькие? Маленьких я ещё как-нибудь вытерпел бы. И вообще, разонравились мне твои хвалёные облака! -- Зря ты на них обижаешься, -- улыбнулся Кирилл. -- Они много пользы нам приносят. Воду, например, поставляют и солнечные лучи регулируют. А не падать градинам помогает ветер или, по-научному, вертикальные потоки воздуха, которые, кстати, и птиц удерживают, позволяют им парить подолгу на большой высоте, не размахивая крыльями. -- Я думал, ветер только вбок дует, а он, значит, и вверх может? -- И вверх, и вниз, и даже по спирали, -- усмехнулся Кирюша. -- Тогда он циклоном называется. Но давай, про него как-нибудь ещё в следующий раз, а пока слушай дальше про град. Облако для маленьких льдинок -- что для тебя твой сарай, дом родной, не спешат они его покидать, "питаются" холодными каплями воды и толстеют, обрастая ледяными чешуйками. И приходит время, когда градинок в облаке становится очень уж много. Тесно им, стукаются толстушки друг об друга, и тогда у нас идёт снег, но если они вдруг столкнутся с каплями воды, получится град. И выпрыгивают растолстевшие ледышки, никакой ветер их уже не остановит, и падают на землю, и колотят зазевавшегося Кабачка. -- Да, -- задумался поросёнок. -- Знать бы их расписание. -- О предсказании погоды тоже в следующий раз, -- засмеялся мальчик.

Рассказ 6. Происхождение людей

Узнали как-то два друга о биологической эволюции, а именно, что всё живое постоянно изменяется и развивается, и из простых существ возникают более сложно устроенные. И поспорили ребята о том, как появились люди на земле. Один говорил, будто тут прямо и появились в результате этой самой чудесной эволюции, а второй утверждал, что из космоса прилетели. -- Я ваш спор очень просто разрешу, -- сказал Кирюша. -- И кто же прав? -- спросили ребята хором. -- Оба вы правы! -- Это как же? Не может такого быть! -- А вот и может! Потому что и эволюция есть, и из космоса мы. Всё живое из космоса, а точнее, из звёзд. Дело в том, что в звёздах образуются --сложные-- составные частицы, из которых потом, почти как из кубиков, складываются живые существа. Звёзды тоже не бессмертны, и время от времени какая-нибудь из них взрывается, и тогда те удивительные частицы разлетаются по Вселенной, но далеко не везде находят подходящие условия. На нашей планете когда-то очень-очень давно такие условия были, вот и появились, сначала примитивные, а затем, в результате эволюции, и более сложные живые создания.

Рассказ 7. Как рак сдался пинцету

Летом Кирюша принёс из школьного живого уголка красного болотного рака. Мама купила аквариум и фильтр для воды и сделала два грота из пластмассовых упаковок. Получилось, если уж не болото, то зато почти настоящее прибрежье. Раку, который жил в школе в тазике, должно было понравиться. Наверное, ему понравилось, потому что вёл он себя подобающе, как и положено членистоногому представителю водной фауны вести себя в естественных условиях -- делал вид, будто давно умер, даже наверняка протух, и по этой причине не представлял никакого интереса для окружающих хищников, которые только тем и занимались, что без конца носились поблизости, орали, стучали и разбрасывали остатки вкусной добычи. Нерасторопностью своих врагов рак очень умело пользовался, подбирая лакомые кусочки, пока крикуны убегали охотиться в другие места. А ночью он изучал гостеприимное жилище, отдыхал возле фильтра, который приметил с первого дня, переставлял гроты и проверял, не осталось ли чего из съестного. К сожалению, ничего никогда не оставалось, зато утром еда вновь появлялась, так что поводов для расстройства не было. Однажды электрическая розетка, к которой подключался фильтр, вышла из строя. Оказалось, она была слишком перегружена. Причину определил вечером папа, а до того времени вода в аквариуме не очищалась и вскоре стала напоминать не слишком приятную жижу, в которой рак жил в школьном тазике. Поэтому, когда фильтр заработал, хозяин "прибрежья" рванул к нему что было сил и, по-видимому, решил не выпускать более столь полезный предмет из поля зрения. Однако позже выяснилось обратное. Рак принял очистное устройство за конкурента, завладевшего самым лучшим уголком аквариума, и, как только мама вытащила фильтр, чтобы его промыть, тут же занял элитное место. Мама попыталась оттащить своего питомца проверенным способом -- с помощью пластмассового пинцета. Раньше получалось... И теперь рак исправно хватал его клешнями, но как только нападавшее на него страшное двурогое чудовище начинало тащить добычу (ну, разумеется, чтобы сожрать или, в лучшем случае, прогнать и завладеть чудесным местом!), сразу же отпускал пинцет. Тогда мама просто сдвинула упрямца в сторону и установила фильтр. И с удивлением обнаружила, что рак перевернулся на спину и поднял клешни кверху. -- Он сдался! -- воскликнул папа. И все с ним согласились. Только один рак, наверное, ничего не понял. Ведь его не выгнали и не съели, а оставили жить в прекрасном прибрежье с такими ужасными, но абсолютно безобидными хищниками!

Научно-познавательный рассказ - что такое? Популяризация научных знаний об окружающем мире - необходимое звено в системе образования. Она дает возможность донести сложную информацию о содержании различных отраслей науки (естественных и гуманитарных) в доступной форме, литературным языком. К научно-популярной литературе относятся и биографии исторических лиц, деятелей науки и культуры, и повествования о путешествиях, рассказы о природе и физических явлениях, исторических событиях.

Оптимальный жанр

Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.

Художественность или информативность?

Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.

Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.

Писатель использует известный ему фактологический материал не для того, чтобы кого-то познакомить с ним и пополнить знания о предмете, а чтобы, во-первых, создать убедительный образ (нарисовать словом), а во-вторых, выразить свое отношение к изображаемым реалиям: свои чувства, мысли - и заразить ими читателя. То есть выразить свой творческий потенциал.

К какому разряду можно отнести прозаические миниатюры М. Пришвина о природе? «Гаечки» - художественный или научно-познавательный рассказ? Или его же «Верхоплавки», «Говорящий грач»?

С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.

Художественно-познавательная литература

Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.

На этом примере хорошо видно, что понятие «научный познавательный рассказ» вряд ли может иметь точно очерченные и ограниченные рамки. Строго говоря, надо признать, что его функции служат в первую очередь учебным целям. Имеет значение не только содержание - определенная информация, необходимая для усвоения, но и то, как она организована, каким образом сообщается читателю.

Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции

Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.

Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.

Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.

Познавательная литература и воспитание

Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста - вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.

Усвоение материала намного успешнее происходит на фоне заинтересованности. Научный познавательный рассказ должен вызывать желание прочесть что-то новое, формировать стремление к познанию. Поэтому личное отношение, личная авторская интонация - а это черта художественной литературы - все-таки являются необходимым компонентом такого произведения.

Неизбежность художественного уклона

Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.

Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.

Научно-познавательный рассказ (определение)

Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ - это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.

Авторы подобных произведений, со своей стороны, применяют различные приемы, облегчающие понимание и запоминание изложенной информации. Повествование строится в форме вопросов и ответов, в форме диалога с читателем. Автор, ведущий повествование от первого лица, выступает в роли наставника, друга, советчика. Научно-познавательный рассказ - это и руководство по выполнению различных опытов и экспериментов, он включает в себя их описание и инструкции.

Познай самого себя

Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества - все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.

Первостепенная необходимость для подрастающего поколения - проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры - всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.


Самое обсуждаемое
Научно-познавательная детская книга Научно-познавательная детская книга
Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год
Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха


top