Новые технологии и «информационная экономика».
|
Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
|
Главные характеристики современного этапа развития науки.
|
Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
|
Специфика социально-гуманитарного познания.
|
Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках.
|
Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
|
Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания.
|
Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания.
|
Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.
|
Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании.
|
Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании.
|
Понятие факта в социально-гуманитарном познании.
|
Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании.
|
Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.
|
Проблема истины в социальном и гуманитарном познании.
|
Прогностические возможности социального и гуманитарного познания.
|
Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания.
|
Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.
|
Экономическая теория и философия науки.
|
История экономической науки и разработка философских проблем экономической науки.
|
Потребности, интересы, деятельность.
|
Позитивный компонент экономической теории.
|
Модели человека в структуре научной экономической мысли.
|
Ценностные аспекты научного экономического мышления.
|
Проблема соотношения этики и экономики.
|
Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора.
|
Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
|
Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
|
Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения.
|
Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.
|
Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
|
Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
|
Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
|
Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.
|
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.
|
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
|
Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.
|
Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.
|
Возможности применения количественных методов в современной науке.
|
Компьютеризация науки, её проблемы и следствия.
|
Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания.
|
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
|
Процедуры обоснования теоретических знаний.
|
Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
|
Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
|
Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
|
Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть.
|
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.
|
Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
|
Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
|
Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.
|
Проблемы возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука.
|