Конспект логопедического занятия на тему: Звук (Н) и буква (Н). Занятие - Звук и буква Н. Понятие буква и звук Крепко за руки возьмёмся

Конспект логопедического занятия на тему: Звук (Н) и буква (Н). Занятие - Звук и буква Н. Понятие буква и звук Крепко за руки возьмёмся

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Тема: «Звуки Н - НЬ». Буква Н.

Цель: уточнение произношения звуков Н - Нь, знакомство с буквой Н.

Коррекционные задачи:

Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.

Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).

Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.

Развивающие задачи : развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.

Воспитательные задачи : воспитание навыков самоконтроля, самооценки.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.

Ход занятия

Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»

II . Работа по теме

1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.

Цель: формирование звукового анализа, синтеза.

Одежда - Кольцо - Диван - Пушка - ОКНА

3 1 3 5

Жук - Овощи - Бинокль - Флаги - КОНИ

- Назвать третий звук в получившихся словах.

2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.

Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

НЬ - губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,

Н - согласный, звонкий, твердый

НЬ - согласный, звонкий, мягкий

3. Выделение звуков Н - НЬ из слогов. Работа с сигналами.

Цель : развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.

НИК - НАР - НОД - ВЫМ - НЕФ - БЕНЬ - ПУН

МНА - КТУ - РНЕ - БНО - СНЯ - ПРО - ДНЫ

АСНЬ - ЫМН - УПР - ИБН - ИЗНЬ - ОЛП- ЮВН

4. Выделение звуков Н - НЬ из рассказа.

Цель: развитие памяти, фонематическоговосприятия.

Н ин апошла в зоопарк. Девочка приготовила гостин цы для животных. Обезьян ке - бан ан , н осорогу - ан ан ас, а слон у - кон фету.

Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н - Нь вы услышите в рассказе

Кто запомнил слова и сможет их повторить?

В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)

А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)

- Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.

5. Формирование звукового анализа

Цель : развитиемышления, звукового анализа, фонематического восприятия.

Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук - Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.

- Нина проверит, как Вы выполнили задания.

(Индивидуальный подход)

СОСНА - ЕЛКА НИТКА - ИГОЛКА ЗОНТ - ПЛАЩ

КНИГА - ТЕТРАДЬ ЛИМОН - ЯБЛОКО ДЫНЯ - АРБУЗ

6. Физминутка

Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.

- «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»

Хлопаем в ладошки - А когда скажу «Вставай»

Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.

Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,

По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки накрест - опускайся Ножки здесь и ножки там,

И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?

- Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Налево - направо снять - надеть короткий - длинный

Верхний - нижний веселый - грустный высокий - низкий

Высушить - намочить старый - новый опустить - поднять

- Какой звук повторялся во всех ваших словах?

7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.

А) Стоят два ровненьких столбца

И держатся за руки.

Им вместе весело всегда

Они не знают скуки.

Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).

В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)

Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)

Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.

Г) Работа по слоговой таблице.

- Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок

(Индивидуальный подход)

Написать в тетради слово, которое обозначает: (индивидуальное задание каждому ученику)

- предмет для шитья

- предмет для чтения

- южный фрукт

- ночное небесное светило

- название посуды

- короткий гольф

Д) - К какому слову предмету подходит данное слово признак?

Полная ………… (луна) Новая ………(книга)

Пустой ……. (стакан) Синий ……….(носок)

Тонкие …… (нитки) Вкусный …….(банан)

Е) Составить предложения из 4 - 5 слов с получившимися словосочетаниями. Выбрать схему своего предложения, начертить в тетради. (Схемы предложений начерчены на доске).

(Индивидуальный подход)

Ночью светит полная луна.

Пустой стакан стоит на столе.

Тонкие нитки купили в магазине.

У Кати есть новая книга.

Бабушка связала синий носок.

Дети ели вкусный банан.

Ж) - Нина внимательно смотрела, как Вы работаете на занятии, и приготовила Вам конвертик с сюрпризом. Откройте его и посмотрите, что там находится. (Геометрические фигуры).

Составьте из геометрических фигур мордашку, которая подскажет нам, какое настроение у Вас и у нашей гостьи.

Посчитайте, сколько цветов вы использовали, и узнаете, какую оценку Вы получили.

III . Итог занятия.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»

«Звуки [н], [н’], буква: Н»

Учитель-логопед

Тема: Звуки [н], [н’], буква: Н. Чтение и составление слоговых таблиц.

Цели: Закрепить знания о звуках [н], [н’] и их графическом изображении. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Актуализировать знания о слогоразделе, развивать навыки слогового и звукового анализа и синтеза, корригировать фонема тический слух. Упражнять в чтении слогов, двусложных, трёхсложных слов. Закреплять умение работать с предложением. Корригировать мышление, внимание, память. Развивать пространственное и временное восприятия. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать культуру поведения, умение работать в парах, повышать мотивацию к занятиям.

Оборудование: Слоговая таблица, слоговые карточки, звуковые линейки, звуковики, предметные картинки, карточки со словами, конверты с предложением, зеркала, карточки с заданием, ножницы.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Повторение.

Ребята, догадайтесь, о чём я говорю: Их мы не видим, а только слышим и говорим. (звуки) А их мы видим и пишем. (буквы)

DIV_ADBLOCK256">


2) Артикуляционная гимнастика. - Мы печём, печём блиночки и для сына и для дочки. (немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая губами, произносить звукосочетания» «пя», «пя», « пя»… - Помешаем ложкой кашу и накормим дочь Наташу. (круговые движения языком). - Ах, какое наслажденье, есть вишнёвое варенье! (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху вниз).

3. Сообщение темы урока.

Послушайте внимательно загадку. Первый звук в этой отгадке укажет нам звук и букву с которой мы будем сегодня работать. Инструмент бывалый - Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет. (Ножницы)

4. Характеристика звука.

Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами. – При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы, воздух идёт через нос. - Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный) - Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.(звонкий: выставляется звоночек) - При произнесении звука [нь] – кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжён. - Звук [н] может быть твёрдым и мягким. (выставляются синий и зелёный звуковик)

5.Закрепление буквы Н.

На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост) - Как же получить печатную букву Н?

Вот буква Н - её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.

Покажите с помощью рук букву Н.

6. Звуковой анализ.

У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, определяют место звука в слове, (или обозначают на схеме-индив. работа).

7. Упражнение для глаз. - « стрельба глазами», « рисование», «бабочка».

8.Чтение и составление слоговой таблицы.

https://pandia.ru/text/78/542/images/image003_35.jpg" alt="D:\Новая папка\фото\граф\Новая папка\IMG00025.jpg" width="266" height="357">

10. Физминутка К нам весна шагает Дети идут,
Быстрыми шагами. высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
ноги у весны.

14. Итог. – С каким звуком и буквой мы сегодня работали?

Дайте им характеристику.

Дом. задание. Кроссворд. Отгадать загадки, отгадки начинаются со звука Н.

– Я думаю, наш урок получился интересным и познавательным. Спасибо!

Ольга Логинова
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию фонетической стороны речи «Звуки [н]-[н’]. Буква Н»

Структура подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной школе группе , развитие фонетической стороны речи по теме : «Звуки Н-Нь . Буква Н » .

Цель занятия : Знакомства со звуком и буквой Н .

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

1. Научиться четко артикулировать и произносить звук [Н-Нь] ,давать характеристику и артикуляционный уклад этого звука ; научиться отличать звук от буквы ;

2. Продолжать работу по коррекции фонематических процессов . Выделять звук [Н-Нь] из середины и конца слова;

3. Учить дифференцировать звуки .

4. Познакомиться с буквой Н ;

5. Тренироваться в образовании сложных слов;

Учиться делать звукобуквенный анализ слов .

Коррекционно - развивающие :

1. Совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой

моторики пальцев рук;

2. Активизировать словарный запас на звук

3. Продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно.

4. Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Коррекционно-воспитательные :

1. Формировать положительное отношение и интерес к занятиям .

2. Формировать положительную самооценку.

3. Воспитывать отзывчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Предметные картинки на звуки Н-НЬ ;

Тетради, карандаши, разрезные азбуки,

Наборы для составления схем слова;

Демонстрационная карточка с буквой Н и картинка-символ звука .

1. Организационный момент.

Лог.:Ребята отгадайте загадки :

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

(конь) Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос тыщу рос. (слон)

Какие слова со звуком Н или Нь встретились нам в загадках? – Какой общий звук есть в этих словах ? (Н – Нь)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н .

Где спрятался звук Н в слове СЛОН ? – В конце слова.

А Где спрятался звук Н в слове КОНЬ ? – В середине слова

2. Работа над новой темой.

а) Акустико – артикуляционный образ звуков .

Произнесение звуков Н , Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков :

Звук Н – согласный , звонкий, твердый

Звук Нь – согласный , звонкий, мягкий

3. Артикуляционная гимнастика.

Улыбочка

Лопаточка

Чашечка

Вкусное варенье

Лошадка

4. Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

Произношение чистоговорок.

На-на- на- На холме сосна. Ны-ны- ны- На небе нет луны

Но-но-но На дворе темно. Онь-онь-онь - Зажигай огонь.

Связь звуков и букв

Буква Н , сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

5. Пальчиковая игра «Гномики-прачки» :

Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики :

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать : (трут кулачки друг о друга)

Токи-рубашки, (загибают пальчики, начиная с больших)

Пики-платочки,

Лики-штанишки,

Чики-носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

6. Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение :

НА НО НИ НЫ НУ

7. Игра «Четвертый лишний» .

Помидор, ЛИМОН, репа, огурец.

КОНФЕТА, яблоко, груша, абрикос.

кофта, куртка, шорты, НОСКИ.

ЛИМОННН, КОНННФЕТА, НННОСКИ – картинки с каким звуком мы выбрали ? – Со звуком Н .

КОНЬКИ, туфли кроссовки, тапочки.

Медведь, КОНЬ, лиса, заяц.

ОЛЕНЬ, индюк, утка, курица.

Выбирают лишнюю картинку и объясняют.

КОНННЬКИ, КОНННЬ, ОЛЕНННЬ – картинки с каким звуком мы выбрали ? – Со звуком Нь .

Попеременное произнесение звуков Н и Нь логопедом , детьми, хором, индивидуально, громко, тихо. Характеристика звуков , сравнение звуков .

8. Работа над предложением

Составьте из слов предложения по опорным словам :

Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок

9. Упражнение с разрезной азбукой.

АН – НА – НАМ – НАС – НОС – СОН – СЫН – СЫ – УСЫ

НО – НОТЫ – НОТА – Ната

(повторение правила написания большой буквы в именах собственных).

10. Физминутка.

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны )

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны )

11. Закрепление :

а) Обведение по контуру и печатание буквы

Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее . (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).

б) Звуковой – анализ слова Нина ,слон

Выкладывание звуковой схемы слова . Составление слова из ранее составленных слогов .

14. Итог занятия .

С какой буквой познакомились ?

Какие звуки эта буква обозначает ?

Дайте характеристику звуку Н , звуку Нь , чем они похожи, чем отличаются?

Какие еще согласные звуки вы помните ?

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.


Самое обсуждаемое
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Экосистема: структура экосистемы, определение, понятие, виды и интересные факты Экосистема: структура экосистемы, определение, понятие, виды и интересные факты
Мавритания. Полезные ископаемые. Доклад: Мавритания Мавритания эгп Мавритания. Полезные ископаемые. Доклад: Мавритания Мавритания эгп


top