Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна
Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.
Коррекционно-образовательные цели . Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.
Закрепление знаний о предложении.
Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;
совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.
Ход занятия
Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].
Постановка цели.
Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».
Повторение пройденного материала:
Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])
Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?
Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:
Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?
Какая птица лишняя? Почему?
(Лишняя птица - цапля, потому что в этом слове нет звука [К])
голубь дятел ворона ласточка
(Лишняя - ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).
Определение места звука [к] в слове.
У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.
Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.
РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.
Логопед: Звонко лапки ставит киска
Наша киска пианистка.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя:
К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ
Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.
Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ
Игра «Живые звуки»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.
первый - Стас - звук К.
вторая - София - звук О.
третий - Ратмир - звук Т.
Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
(хором читают КОТ )
КОТ - кто это?
Кот - это домашнее животное.
Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т
7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»
Динь-дон, динь-дон,
Гномы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Подметают все кругом.
Мы к ним в гости пойдем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
(Дети выполняют соответствующие движения)
8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.
Логопед: - Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово - КОТ.
Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ .
Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.
Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)
А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)
Логопед: - Молодцы, со всеми заданиями справились.
9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот-деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает все забор,
За забором - чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся: тук-тук-тук,
Кто-то к нам идет на стук…
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)
10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):
«Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я, друзья от вас не скрою - карандаш вот так возьму - показывают как надо правильно держать карандаш!
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола...)
Задания:
Логопед:Ребята, сначала
1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.
2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.
ИТОГ. Оценивание деятельности детей.
Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?
Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.
Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] - Карина, Максим, cо звуком [К’] - Никита, Кирилл.
занятие 12: 6-7 лет
Тема : Звук и буква К.
Цель: Учить называть и узнавать букву К, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.
На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.
Педагог сообщает, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, педагог добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК, ОК . К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое педагог предлагает детям, например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и т.д.)
Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).
У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.
Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).
Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.
Знакомство с буквой и звуком Кк.
На что похожа эта буква?
Выбор слов со звуком К из стихотворения:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе капустки –
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
Ножку выставила в бок,
Оперлась на каблучок,
Ручку выше поднимает,
Буква К плясать желает!
Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.
Пишем большую и маленькую букву Кк.
Чтение - Рак, сок, лук, лак, мак, ком, мука, куры, какао, канава, комары..
Игра с мячом «Измени слово».
Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа – …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.
А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.
Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.
Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают
карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.
Помогите детенышам отыскать своих мам.
Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.
(У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек)
Прослушать песенку с буквой К.
Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?
Разделы: Логопедия
Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.
Задачи:
- уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;
- познакомить с буквой В;
- продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);
- закреплять изученные буквы;
- закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);
- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к занятиям;
Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост ), наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
1. Оргмомент. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].
Фонетическая зарядка.
Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в, вь]
Как маленькие дети называют синяк, ссадину? (Вава).
Как дует ветер? (Ввв...)
Кто внимательный?
Какой одинаковый звук в словах: василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.
Послушайте загадки:
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)
- Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)
- Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)
Произнесение, характеристика звука [В]. Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:
Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;
Верхние зубки слегка видны;
Горлышко “работает”.
Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В. Она пишется вот так В.
Как вы думаете, на что похожа буква В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
Пальчиковая гимнастика
1) Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
2. Произнесите быстро и чисто чистоговорки
ВА – ВА – ВА – выросла трава.
ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.
ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.
3. “Найди место звука в слове”
У вас на столе лежат карточки со звуком В, давайте назовем их и определим место звука в слове, твердый или мягкий звук.
(карточки - вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост )
4. “Разноцветные квадраты”
Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.
Ветер, ваза, ведро
Вагон, Витя, вода
Ванна, весна, вата.
5. Физминутка
Стук, стук молотком,
Строим, строим новый дом.
Ты, пила, пили быстрей,
Домик строим для людей.
6. “Раздели слова на слоги”
ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ.
7. Работа в тетради
8. Работа в кассе букв
Выложи и прочитай слоги;
ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.
Выложи и прочитай слова
ВОТ, ВОДА, ВОН
Выложи и прочитай предложение
ВОТ ВОВА.
ВОТ ВОВА И ДИМА.
9. “Составь предложение, выложи схему”
ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.
Конспект логопедического фронтального занятия,
Продолжительность занятия: 30 минут
Тема: «Звуки [К], [К"]. Буква К. »
Тип занятия : занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками
Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К"] и буквой К.
Коррекционно-образовательные задачи:
-уточнение артикуляции звуков [к-кь];
Ознакомление с буквой К;
Закрепление образа буквы;
Формирование навыка чтения слогов с буквой К.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.
Оборудование : зеркала, кассы букв и звуков, индивидуальные тетради, картинки с изображением кота, клоуна, капусты, колокольчиков, карандашей, кекса, кисти, звуков К, К", синие и красные кружки, «слоговые елки», вагоны.
Лингвистический материал: [к], [к"], капуста, коньки, колокольчик, карандаши, кекс, кисть, ак-ок-ук-ик, ка-ко-ку-ки, коза, курица, корова, кролик, индюк, бык.
Ход занятия:
Психогимнастика:
У: Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
1. Организационный момент:
У: Сегодня к нам на занятие пришел кот Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве.
У: Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
У: Но прежде чем отправится нам нужно подготовится. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
«Улыбочка-хоботок»
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи
«Часики»
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Качели»
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
«Чашечка».
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Горка».
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Пальчиковая гимнастика:
У: (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
У:Но какие же его любимые звуки? У Кирилл имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята! Догадались, какие это звуки? («К и К*»).
У: Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
У: Где же мы будем искать звук «К»?
У: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
У: Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.
У: Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].
У: Произнесите звук К
У: При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*
У: При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.
У: Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
У: Верно. Какой же это звук? Согласный.
На картинке изображен «кот».
У: Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.
У: Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим - кружком зелёного цвета. Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.
У: Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой? (Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)
Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
У: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».
Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)
Игра: «Подними сигнал»
У: Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши
М, н, к, т, п, к
Та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
Стол, ком, зима, кот, мак, комар.
3. Динамическая пауза:
«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К».
Есть слова, где К - в начале, (наклон)
Есть слова, где К – в конце …» (наклон)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
Игра «Звуковой поезд».
У: «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова. Разложить предметные картинки:
коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.
У: В первый вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К», во второй - в конце слова.
У: «Что лишнее?» - лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
У: Во 2 вагоне едут?
«Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
Знакомство с буквой.
У: Что вы видите на этой картинке? Кто изображен?
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К.(Е. Тарлапан)
У: «На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит».
У: Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Упражнение в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.
У: Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».
«Лесная красавица в гости пришла,
На ветках зелёных шары принесла.
Внимательно эти шары рассмотри
И слоги на них поскорее прочти».
(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)
В ходе игры выполняется:
Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.
Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.
У: Придумайте слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).
У: Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую. Откройте свои тетради и запишите букву К.
Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)
Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?
5. Итог занятия
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.