Консультации учителя логопеда для музыкальных руководителей. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации аопдо гбдоу. с музыкальным руководителем

Консультации учителя логопеда для музыкальных руководителей. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации аопдо гбдоу. с музыкальным руководителем

Консультация логопеда для музыкального руководителя. В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия, и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, Фонетическая, логопедическая ритмика). Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений. Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Проанализировав рекомендуемые разными авторами схемы занятий по Консультации логопеда логоритмике, мы пришли к выводу, что логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Используется различный материал для коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием и с задержкой психического развития: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения на освоение основных движений.На занятиях по логоритмике используем упражнение на освоение разных видов ходьбы (спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на месте, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки). Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях и досугах; воспитателем на физкультминутках и в повседневной жизни; музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике, на музыкальных занятиях и досугах. В этой работе мы используем: упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения; упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки. Упражнения: «Шаг и бег» муз. Ф.Найдененко. «Зайцы и медведи» муз. Т. Ломова, Г.Фрид. «За флажком» фр.нар.п. «Большой олень» «Марш» С. И Е. Железновы «Большие ноги» муз. В. Агафонникова Консультации логопеда Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Развивая ориентировку в пространстве, учим детей ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции; Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну; Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию; Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой; Различать правую и левую руку; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве. Во время занятий используются следующие упражнения: Двигательное упражнение «Домик»; «Запомни своё место»; Игра «Жучки»; Игра – миниатюра «Весёлые хлопушки»; «Запомни свою позу»; Игра – упражнение «Смотрим влево, смотрим вправо»; «Слушай хлопки». Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения). Разучивание танцевальных движений мы начинаем без музыки, чтобы дети лучше освоили технику движений. Сложные движения учим поэтапно. При выполнении движений сразу же следим за правильной осанкой. В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения), свободная пляска. Для этого блока занятий используются аудиозаписи С. и Е. Железновых: «Аэробика для малышей»,«Топ – топ, хлоп – хлоп». Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки. Проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. В работе с детьми мы используем: – пальчиковые игры; – игры с пением (Е. Железнова «10 мышек» кассета 1,2); «Веселые ладошки», «Разминка», «Пальчики шагают» муз. Е. Макшанцевой); – логопедические распевки; – упражнения на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением («Ворон», «Весёлые слоги» О. Громова, «Туки – тук» О. Громова, «Это я» Л. Гавришева, «Семья» Л.Гавришева). – Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Такие упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одной группы мышц на другую. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе. Используемые упражнения: «Флажки», «Погремушки», Консультации логопеда «Бубен», «Снежки», игра – забава «Солнышко», игра – миниатюра «Шарик», «Кораблик», этюды «Солнышко и тучка», «Спать хочется», «Верёвочки», этюды – упражнения «Качели», «Кукушонок кланяется». – Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство.Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально-дидактические игры, танцы. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах и всегда ждут этого момента. На занятиях мы используем различные игры «На чём играю?», «Тихо – громко», «Музыкальная лесенка», «Тихие и громкие звоночки», «Мы играем и поём». – Особенно нравятся детям «Сказочки – шумелки» Е. Железновой, где вместе с музыкальными инструментами используются различный материал: бумага, фольга, целлофановый мешок, деревянные палочки и т.д. – В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, благодаря логоритмическим средствам, можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). – – Литература 1. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006. 2. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: КОРОНА принт, 2005. 3. Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 4. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
восприятия;
2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
ритмико­мелодической стороны;
3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
– логопедом лексическим темам;
5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
ритмического движения, игры на детских инструментах.

Подготовительная логопедическая группа
МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
2015­2016 уч. год.

Сентябрь
Занятие № 1 (4 неделя)
Речедвигательное упражнение «Гудок»
Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
речевого выдоха
Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
дирижерским жестом: «У ­у – у!»
Октябрь
Занятие № 2 (1 неделя)


голосового аппарата.
Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
«Ягоды, грибы»:
Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
Занятие № 3 (2 неделя)
движений
Музыкальный материал: попевка на двух звуках
Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
сопровождая движениями
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Испечем мы каравай,
Переваливай, валяй!
Выполняют разминание рук.
Берутся за руки и сужают круг
Кладут руки на плечи соседей
Покачиваются с ноги на ногу. Не
опуская рук.

Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
Занятие № 4 (3 неделя)
Речевая игра «Лес»
Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
памяти, артикуляционной моторики.
Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
деревья с нами разговаривают:
«У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
обрадовался лес. (Гости пришли)
Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
Са – а – а – в лесу бегает лиса
Дети изображают лису, используя мягкие
движения рук.
Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
Бу – у – у – сидит ворон на дубу
Под музыку на сильную долю передают
игрушку по кругу
Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
Занятие № 5 (4 неделя)
Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Музыкальный материал: музыка Бетховена
Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
различной амплитудой.
Ноябрь
Занятие № 5 (1 неделя)
Логопедическая распевка «Брюки»

Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
Сшила бабушка из плюша.
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я..
Показывают, как бабушка шила брюки.
Идут по круг у, взявшись за руки,
Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
Занятие № 8 (4 неделя)
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций

повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка

сведенных бровей


Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
растопырены, рот открыт


Декабрь
Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
1. Игрогимнастика «Ходьба»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
Логопедическая распевка «Ёлочка»
Январь
Занятие № 11 (2 неделя)
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
темпа и ритма, координации движений и музыки.

Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
фразировкой
Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Тот станцует танец нам.
Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
Логопедическая распевка «Кормушка»
Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
Февраль
Занятие № 14 (1 неделя)
Машинки
Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
слухового внимания и быстроты реакции
Методика проведения:
Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
и т.д.
Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
частник не продолжит звук.
Фонопедическое упражнение: «Муха»
Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

Занятие № 17 (4 неделя)
Март Занятие № 18 (1 неделя)
Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
Речедвигательное упражнение «Кричалки»
Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
голосового аппарата.
Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
«свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
в «замок» ­ тишина.
Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
Занятие № 21 (4 неделя)
Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
Цель: Развитие чувства ритма
Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
Апрель
Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
Логоритмическое упражнение «Капель»
Цель: Развитие чувства ритма
Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
Раз, два (два хлопка).
Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
другой)
Три, четыре (два хлопка)
Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
Семь, восемь (два хлопка)
Песни льются (вытягивают руки вперед)
Девять, десять (два хлопка)
Все смеются (поднимают руки вверх)
Упр. «Заботливое солнышко»
Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
Занятие № 25 (4 неделя)
Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
Мимическая зарядка
Цель:
выражение эмоций
Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
повторяют за ним.
Здесь живет Хмурилка
Здесь живет Дразнилка
Здесь живет Смешилка
Здесь живет Страшилка
Это носик Бибка!
А где твоя улыбка?
Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
сведенных бровей
Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
растопырены, рот открыт
Указательные пальцы сведены на кончике носа
Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
Май
Занятие № 26 (1 неделя)
«Ветер, Ветер,…..»
Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
длительность выдоха.
Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
используя разные фонемы
У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
У осени прохладный – сссссссссс
У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
Занятие № 27 (2 неделя)
Подготовка к выпускному утреннику

Использованная литература
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика

«Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя» Мы работаем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида 68. В коррекционных группах проводится коррекционное обучение и воспитание детей общего недоразвития речи разного уровня. Тяжелые дефекты речи сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентировки в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицитом внимания и памяти).


Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой в речевой группе. Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка. Задачи - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирования правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - развитие и коррекция музыкально-ритмических движений В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играет совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи. Во время проведения совместной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что в свою очередь активизируют их познавательную деятельность и эмоциональную сферу. Совместное коррекционное воздействие устраняет нарушение речевых функций, и развивают функциональные системы ребенка: движение, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, который планируется в соответствии с лексическими темами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательном процессе

учитель-логопед Бабкина С.Н.

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

При воспитании в общеобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».

    выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

    осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

    возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.

Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.

Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй .

Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя, представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

    диагностическое;

    коррекционно-развивающее;

    информационно-консультативное.

Осуществляя взаимодействие следует:

    Учитывать структуру речевого нарушения;

    Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционно-развивающие

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда

с музыкальным руководителем

    Планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.

    Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.

    Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

    Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.

    Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

    Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

Педагогические задачи

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на поддувание.

Дифференциация ротового и носового дыхания.

Выработка нижнедиафрагмального дыхания.

Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.

Движения с речью

Развитие артикуляции под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен.

Драматизация.

Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие монологической и диалогической речи

Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря

Формирование навыков составления диалога.

Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения монологической речью.

Драматизация.

Кукольный театр и куклы бибабо.

Музыкальные спектакли

Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.

Таким образом, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.

Взаимодействие учителя-логопеда

с воспитателями

и музыкальным руководителем

в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем

Коррекционная работа

Профилактическая работа

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Воспитатель

Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.

Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на математике, рисовании, лепке и конструировании.

Проводит работу над лексико-грамматическими конструкциями, пополнением активного и пассивного словаря.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

Воспитатель

Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться.

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Закрепляет с детьми комплекс артикуляционных упражнений.

Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления.

Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, стихов и т.д.

Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

Воспитатель

Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п.

Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.

Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;

  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.

На фронтальных занятиях формулирует темы;

  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Функционал логопеда

Функционал воспитателя

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

1. Коррекционно-развивающее;

2. Информационно-консультативное.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и учитель-логопед и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия.
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Направления коррекционно-развивающей работы

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание :

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологоией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.


Самое обсуждаемое
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести
Теория пространственных аномалий Теория пространственных аномалий
История науки о резании металлов История науки о резании металлов


top