Краткий пересказ рассказа заколдованное место. Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место. Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Краткий пересказ рассказа заколдованное место. Сочинение Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Заколдованное место. Н. В. Гоголь, «Заколдованное место». Главные герои произведения

Повестью «Заколдованное место» (четвёртой ), заканчивается вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Впервые была напечатана в 1832 г. во второй книжке «Вечеров». Отсутствие рукописи делает невозможным определить точную датировку написания повести. Предполагается, что она относится к ранним произведениям Н.В.Гоголя и относится к периоду 1829 - 1830 гг.

В сюжетной линии переплетаются два главных мотива: поиск клада и безобразия, творимые чертями, в заколдованных местах. Сама повесть берёт начало в народных фольклорных рассказах, в которых основным лейтмотивом проходит мысль о том, что богатство, полученное у нечистой силы, счастья не приносит. В чём-то она перекликается с «Вечером накануне Ивана Купалы». Автор обличает жажду обогащения, неуёмную страсть к деньгам, которая однозначно приводит к катастрофическим последствиям, а приобретённые деньги превращает в мусор. В основе повести лежат народные поверья и легенды о заколдованных «обманных местах».

Анализ произведения

Сюжет произведения

Основан на народном фольклоре, с которым Николай Васильевич был прекрасно знаком с детства. Легенды и поверья о «заколдованных местах» и сокровищах существуют у большинства народов мира. У славян бытовало поверье, что клады можно найти на кладбище. Над могилой с кладом вспыхивала свеча. Традиционно и народное поверье, что неправедно добытое богатство превращается в мусор.

Повесть богата сочным, ярким самобытным народным украинским языком, который осыпан украинскими словами: «баштан», «курень», «чумаки». Максимально точно отображён народный быт, гоголевский юмор создаёт неповторимую атмосферу. Повесть построена так, что появляется ощущение личного присутствия, будто вы сами находитесь среди слушателей дьячка. Это достигается за счёт точных комментариев рассказчика.

В основе сюжета рассказ дьячка местной церкви Фомы Григорьевича, знакомого многим читателям по повести «Пропавшая грамота», о случае из жизни его деда. Рассказ его, яркий и запоминающийся, полон юмора. Автор не случайно дал повести название «Заколдованное место». В нём переплетаются два мира: реальность и фантастика. Реальный мир представлен бытом людей, фантастический - это могила, клад и чертовщина. Воспоминания дьячка уносят его в детство. Отец со старшим сыном уехал продавать табак. Дома остались мать с тремя детьми да дед. Однажды, загуляв с заезжими торговцами, стал дед плясать в огороде, пока не дошёл до одного места на огороде и не остановился, как вкопанный, возле грядки с огурцами. Огляделся и не узнал места, однако понял, что он находится за гумном писаря. Кое-как нашёл тропинку и увидел, как на ближней могилке вспыхнула свеча. Заметил ещё одну могилку. На ней тоже вспыхнула свечка, а за ней другая.

По народному преданию, такое происходит там, где закопан клад. Дед обрадовался, но с собой у него ничего не было. Отметив место большой веткой, пошёл домой. На следующий день пытался найти это место, но ничего не нашёл, лишь случайно ударив заступом по огуречной грядке, он снова оказался на прежнем месте, возле могилы, на которой лежал камень.

И тут началась настоящая чертовщина. Не успел дед достать табаку, чтобы понюхать, как кто-то чихнул у него за ухом. Начал копать и откопал котелок. «А, голубчик, вот где ты!». И следом за ним эти же слова повторили птица, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед перепугался, схватил котёл и кинулся бежать. В это время его стали искать мать и дети. Поужинав, мать вышла вылить горячие помои и увидела, что на неё ползёт бочка. Решив, что это шалящие дети, женщина вылила на неё помои. А оказалось, это шёл дед.

Решили посмотреть, что за клад принёс дед, открыли котелок, а там оказался мусор «и стыдно сказать, что такое». С тех пор дед стал верить только во Христа, а заколдованное место огородил плетнём.

Главные герои

Дед Максим

Герой повествования дед Максим. Судя по словам дьячка, дед его был человеком весёлым и интересным. В ироничном описании автора это весёлый, живой старик, любящий повеселиться, пошутить, где-то прихвастнуть. Большой любитель послушать рассказы чумаков. Внуков своих именует не иначе как «собачьи дети», но ясно, что все они его любимцы. Внуки отвечают ему такой же любовью.

Заколдованное место

Само заколдованное место можно назвать героем повести. По современным понятиям его можно назвать аномальным местом. Дед Максим обнаруживает это место случайно во время танца. Внутри зоны пространство и время меняют свои свойства, которые старик приписывает нечистой силе. Сама аномальная зона тоже имеет свой характер. К чужим оно не проявляет особой любви, но и не вредит явно, только пугая. Большого вреда от присутствия этого места в реальном мире нет, за исключением того, что здесь ничего не растёт. Более того, оно готово поиграть со стариком. То скрывается от него, то легко открывается. К тому же в его распоряжении немало средств для запугивания: погода, исчезающая луна, говорящие бараньи головы и чудища.

Демонстрация всех этих чудес на какое-то время пугает старика и он бросает свою находку, но жажда получить клад оказывается сильнее страха. За это и получает дед наказание. Котёл, который он с таким трудом добыл, оказался набит мусором. Наука пошла ему впрок. Дед стал очень набожен, зарёкся связываться с нечистой силой и наказал это всем своим близким.

Заключение

Данной историей Гоголь показывает, что впрок идёт лишь то богатство, что нажито честным путём, а то, что нажито нечестным путём - призрачно. На примере истории с дедом он даёт нам возможность верить в доброе и светлое. Современники писателя, среди которых Белинский, Пушкин Герцен, приняли повесть восторженными отзывами. Уже более 150 лет эта повесть вызывает у читателя улыбку, погружая его в удивительный гоголевский мир остроумия, фантастики, народной поэзии, в которой оживает сама душа народа.

"Заколдованное место" уникально умелым использованием фольклора и народных легенд. Даже введённая в повесть нечистая сила не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекательна для нас своей бытовой простотой, наивной и непосредственной. Поэтому все герои Гоголя насыщены яркими жизненными красками, полны задора и народного юмора.

Наше краткое содержание «Заколдованного места» может быть использовано для читательского дневника. Ещё более краткий пересказ произведения есть в статье Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» . На нашем сайте вы может прочесть полный текст этой повести , а также полный текст сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» , в который она входит

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» является частью сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повествование ведется от лица дьячка – про историю, которая случилась с его дедом Максимом, когда самому дьячку было всего 11 лет.

Н.В. Гоголь является автором повестей – он реальный человек, живущий в реальном мире. Он придумывает сюжет рассказа, героев, дает им имена, наделяет теми или иными способностями, делает персонажей злыми или добрыми. Автор дает название своему творению, разбивает рассказ на главы и части, придумывает концовки.

В повести «Заколдованное место» в роли рассказчика выступает пасечник, которому про случившееся рассказал дьячок, таким образом как автор Н.В. Гоголь в этой повести не выступает. Самому же дьячку историю поведал дед Максим.

В данной повести говорится о том, как дед Максим, танцуя перед своими знакомыми чумаками, возле грядки с огурцами почувствовал, что у него деревенеют ноги и неизвестно как попал в заколдованное место, при этом он слышал позади себя чей-то смех. Дед назвал это место дьявольским. Он подумал, что там должен быть спрятан клад, даже видел огонек вспыхнувшей свечке на одной из могил. Дед Максим хотел раскопать землю, но у него не было с собой ни лопаты, ни заступа. Он решил вернуться уже с лопатой, но когда пришел, то не смог отыскать именно то место, где был спрятан, по его мнению, клад. Так как начался ливень, дед ни с чем побрел домой.

На следующий день дед взял заступ и пошел на то самое место в своем огороде, где у него не получалось танцевать, и ударил заступом в землю. Дед Максим опять очутился там, где был клад, начал копать и нашел котелок. Время от времени он говорил сам с собою, и кто-то повторял за ним его же слова. Дед испугался и подумал, что это нечистый не хочет отдавать клад, но все равно донес котелок к внукам. В результате оказалось, что в котелке не золото, а всякий мусор. С тех пор дед огородил заколдованное место плетнем и сбрасывал туда бурьян и всякие отходы, да и в той части огорода никогда не было хорошего урожая. А если дед замечал что-то необычное, то начинал креститься.

Н.В. Гоголь как бы отгородился от этой повести и тем самым доверил ее рассказ другому человеку. Я считаю, что таким образом писатель хотел показать, что особо не верит в подлинность рассказа, но в то же время повесть передает русский фольклор – во что верили люди, чего боялись и как с этим боролись. Читая это повествование, чувствуешь себя частью случившейся истории и как будто слышишь голос самого рассказчика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

План пересказа

1. Рудый Панько вспоминает историю из своего детства.
2. Дед идет на баштан (на бахчу) с внуками гонять воробьев и сорок.
3. Приезд чумаков (крестьян, занимавшихся торговлей солью, рыбой).
4. Ребята и старый дед танцуют.
5. Герой попадает в заколдованное место, где, как он думает, находится клад.
6. Поиски заколдованного места на следующий день.
7. Встреча старика с нечистой силой.
8. Клад оказался обманом.
9. Дед решил больше никогда не верить черту.

Пересказ
Главный герой, Рудый Панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, подтверждающее поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». Он вспоминает давнюю историю, случившуюся с его дедом.

Однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. Проезжали мимо знакомые чумаки. Стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. Да сам не усидел и пустился в пляс. И случилась здесь чертовщина какая-то. Только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». Пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. Стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. В стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. Решил он, что это клад, да копать было нечем. Чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.

На другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. Но так и не нашел, только дождь его замочил. Обругал дед сатану и вернулся ни с чем. На следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. А когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. И вдруг опять очутился в том же самом поле. Нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. Вдруг кто-то чихнул сзади. Огляделся - никого. Стал копать, увидел котел. Тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. Страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. Схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам...»

Уже давно с хутора пришла мать с горшком горячих галушек, все повечеряли, мать вымыла посуду, а деда все нет. Вымыла она горшок и вышла на кухню, а там дед оказался. Он расхвастался, открыл котел, а там: «Что ж бы, вы думали, такое там было? ну по малой мере, подумавши хорошенько, а? золото? Вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».

С той поры дед и внукам наказал не верить черту: «И бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. А место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который выгребал из баштана, бросал туда. Так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло».


Самое обсуждаемое
Категория «Образ Мира» в современной психологии Категория «Образ Мира» в современной психологии
«Становление профессиональной ментальности инженера в образовательном процессе вуза» Профессиональная ментальность педагогов и психологов «Становление профессиональной ментальности инженера в образовательном процессе вуза» Профессиональная ментальность педагогов и психологов
Никола тесла и его великие изобретения Никола тесла и его великие изобретения


top