Николай коперник родился. Николай Коперник: краткая биография и его открытия. Начало духовной карьеры и астрономические изыскания

Николай коперник родился. Николай Коперник: краткая биография и его открытия. Начало духовной карьеры и астрономические изыскания

Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде откры­тий первостепенной важности. Осо­бенно большие успехи сделала математика. Строитель­ство больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле, значительные изменения в системе и способах хозяйствования - все это требовало применения науки к производству. Раз­витие математики в Италии и в других странах Запад­ной Европы в XV-XVII вв. вызывалось именно этими потребностями. Так, в XV в. получили всеобщее рас­пространение арабские цифры, были воскрешены из забвения произведения античных математиков - Евк­лида, Архимеда и др. В конце XV и в XVI в. появля­ются произведения, в которых были превзойдены дости­жения античной математики. Ученые, занимающиеся математикой, стремились поставить ее на службу раз­вивающейся производственной практике; подобные устремления были почти неизвестны античности и тем более средневековью.

Исключительное значение в это время имело воз­никновение экспериментального естествознания. Как указывает Энгельс, именно в эту «грандиозную эпоху» были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествозна­ние,- единственное, о котором может идти речь как о науке...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 608.)

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на раз­витие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие от­крытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, раз­витие которой было обусловлено прежде всего потреб­ностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку богословско-схоластическое ми­ровоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих от­крытий была гелиоцентрическая система великого поль­ского ученого Николая Коперника (1473-1543), зало­жившая основы научной астрономии.

Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Коперником в книге «Об обращени­ях небесных сфер» (1543), следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как счита­ли Аристотель, Птолемей, а за ними все схоластики и церковники, но вращается вокруг своей оси; 2) Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Все­ленной. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Движением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение Солнца относитель­но звезд, а также петлеобразное движение планет при наблюдении их с Земли.

Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля - Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля - Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля- Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.

Коперник Николай (1473-1543) – выдающийся польский астроном, медик, механик, богослов, математик и экономист. Жил и совершал открытия в эпоху Возрождения. Ему принадлежит авторство о гелиоцентрической системе мира, Николай опроверг геоцентрическую систему древних греков и предположил, что центральным небесным телом во Вселенной является Солнце, а вокруг него вращаются Земля и другие планеты. Таким образом, сменив модель мироздания, Коперник положил начало первой научной революции.

Детство

Николай родился в городе Торунь Королевской Пруссии 19 февраля 1473 года. Его отец, Николай Коперник-старший, был купцом из Кракова. Мама, Барбара Ватценроде, имела немецкое происхождение.

Прошло более пятисот лет, менялись границы государств и их названия, поэтому до сих пор ведутся споры, в какой стране всё-таки родился великий астроном и кто он по национальности. Город Торунь всего лишь за семь лет до рождения Коперника вошёл в состав Королевства Польского. Национальность отца доподлинно неизвестна.

Корни матери дают полное основание для утверждения, что этнически Николай хотя бы наполовину был немцем. Возможно, из-за политически-территориальной принадлежности сам он считал себя поляком. Точно известно лишь одно: Коперник никогда ни одного документа не написал на польском языке, только на латыни и немецком.

Николай был четвёртым ребёнком в семье. До него родились две девочки и мальчик. Одна из сестёр (Барбара), став взрослой, постриглась в монахини; вторая (Катерина) вышла замуж и уехала из Торуни. У неё было пятеро детей, которых очень сильно любил Николай. Он заботился о них до конца жизни, как о своих родных. Брат Анджей стал Николаю верным спутником и соратником, вместе они учились в университетах, объездили потом половину Европы.

Так как отец был купцом, семья жила в достатке. Но счастье это оказалось не долгим. Когда младшему из детей Николаю было всего девять лет, в Европе разразилась эпидемия чумы, которая унесла десятки тысяч человеческих жизней. Страшная болезнь настигла и главу семейства Коперника-старшего, в результате чего он скончался. Все заботы о семье теперь легли на плечи Барбары. Женщине тяжело было справляться со всем, и её с детьми взял на содержание родной брат Лукаш Ватценроде. В 1489 году умерла и мама, дети остались полными сиротами на попечении своего дядюшки.

Лукаш был местным католическим епископом, его считали искусным дипломатом и доверяли различные деликатные поручения политического характера. Дядя был очень начитан и умён, доктор канонического права в Болонском университете, магистр в Краковском Ягеллонском университете. Нрав у Лукаша был крутой, при этом своего младшего племянника Николая он очень любил, дарил ему отцовскую теплоту и часто баловал. В младшем Копернике дядюшка видел своего преемника, поэтому прививал ему интерес к учёбе и стремление к образованности.

Образование

Николаю было пятнадцать лет, когда он окончил учёбу в школе родного города, дальнейшее образование получал в кафедральной школе Влоцлавска. Именно здесь он начал живо интересоваться астрономией. Этому способствовал преподаватель, у которого была необычная фамилия Водка. Сам по себе учитель придерживался трезвого образа жизни и просил коллег со студентами называть его Абстемиус, что в переводе с латинского языка значило «воздерживающийся». Преподаватель Водка превосходно мастерил солнечные часы. Общаясь с ним, Коперник впервые задумался о том, что Земля по отношению к Солнцу располагается взаимно.

В 1491 году дядюшка Лукаш составил протекцию для своих племянников Николая и Анджея для поступления в Краковский Ягеллонской университет. Это заведение на тот момент славилось своими учебными программами по астрономии, математике и философии. Парни были приняты в университет на факультет искусства. Здесь поощрялся подход к науке с философской стороны. Братья Коперник занимались углублённым изучением математики, теологии, астрономии, медицины и богословия. В учебном заведении присутствовала интеллектуальная атмосфера, что развивало у учащихся критическое мышление.

В Краковском университете молодой Коперник занялся астрономией уже не на уровне праздного интереса, а довольно серьёзно. Он ходил на лекции знаменитых учёных.

В 1494 году Николай окончил университет, но при этом не получил никакого учёного звания. Вместе с братом он хотел отправиться в Италию для продолжения учёбы. Но денег на такую поездку не было, и братья планировали, что материально им поможет дядя Лукаш, который к тому моменту стал епископом Эмерландским. Однако дядя сказал, что у него нет свободных денег. Он предложил племянникам заработать, став в его епархии канониками, а на полученные средства потом отправиться учиться за границу.

Коперник проработал чуть больше двух лет и в 1497 году отправился в Италию. Дядя Лукаш поспособствовал тому, что племяннику предоставили трёхлетний отпуск для обучения, выдали наперёд жалование, а также заочно выбрали в епархию Вармии каноником.

Николай поступил в старейшее учебное заведение Европы – Болонский университет. Он выбрал юридический факультет, где изучал каноническое церковное право. Студентам преподавали древние языки (особенно Николая увлекал греческий язык) и богословие, также он вновь получил возможность заниматься астрономией. Увлекала молодого Коперника и живопись, с той поры до наших дней дошло полотно, которое считается копией его автопортрета. В Болонье Николай познакомился и стал тесно общаться с итальянским учёным Сципион дель Ферро, открытия которого положили начало возрождению европейской математики.

Но решающей в судьбе Коперника стала встреча с профессором астрономии Доменико Марией Новарой де Феррара. Вместе с преподавателем Николай провёл первое в своей жизни астрономическое наблюдение, в результате которого они сделали вывод, что в полнолуние и новолуние расстояние до Луны в квадратуре одинаковое. После этого наблюдения Коперник впервые усомнился в действительности теории Птолемея, согласно которой Земля есть центр Вселенной с вращающимися вокруг неё небесными телами.

Отучившись в Болонском университете три года, Николаю нужно было возвращаться на родину, так как закончился срок предоставленного ему для обучения отпуска. Он снова не получил диплома и звания. Прибыв в 1500 году на место службы в город Фрауенбург, они вместе с братом вновь попросили отсрочить им выход на работу и предоставить отпуск для того, чтобы завершить учёбу.

В 1502 году просьба братьев Коперников была удовлетворена, и они снова отправились в Италию для дальнейшего обучения медицинской науке в Падуанском университете.

В 1503 году в университете Феррары Николай всё-таки сдал экзамены и вышел из учебного заведения доктором канонического права. Дядюшка Лукаш разрешил ему не возвращаться домой, и Николай занялся медицинской практикой в итальянской Падуе.

Научная деятельность

В 1506 году Копернику пришло письмо о том, что ухудшилось состояние дяди (возможно, оно было надуманное). Николай уехал на родину. В течение следующих шести лет он жил в епископском замке Гейльсберг, исполнял обязанности доверенного лица и секретаря при дяде Лукаше, также являлся его лечащим врачом. При этом он успевал заниматься преподавательской деятельностью в Кракове, вёл астрономические наблюдения и разработал трактат о денежной реформе.

В 1512 году дядюшка Лукаш скончался. Николаю пришлось перебираться в небольшой городок на берегу Вислинского залива Фромборк, где он значился каноником. Тут он начал исполнять свои церковные обязанности, и продолжил заниматься научными наблюдениями. Трудился он в одиночку, не пользовался никакой посторонней помощью или консультацией. Оптических приборов тогда ещё не было, и все исследования Коперник вёл с северо-западной башни крепости, которая располагалась у стены монастыря. Здесь он обустроил свою обсерваторию.

Когда новая астрономическая система чётко представилась его сознанию, Николай принялся за книгу, в которой решил описать другую модель мира. Секрета из своих наблюдений он не делал, делился ими с друзьями, среди которых было много единомышленников.

К 1530 году Николай завершил свой первый великий труд «Об обращении небесных сфер». В этой работе он предполагал, что Земля в течение одного дня делает оборот вокруг своей оси, а в течение года вокруг Солнца. Для того времени это была невообразимо фантастическая идея. До этого все считали неподвижную Землю центром Вселенной, вокруг которой вращаются звёзды, планеты и Солнце.

По Европе быстро распространилась весть про нового выдающегося астронома. Гонений на предложенную им концепцию сначала не последовало. Во-первых, свои идеи Николай сформулировал очень осторожно. Во-вторых, церковные отцы ещё долгое время сами не могли решить, считать ли гелиоцентрическую модель мира ересью. Так что Копернику повезло больше, чем его последователям Галилео Галилею и Джордано Бруно.

Публиковать свою книгу Коперник не спешил, так как по природе был перфекционистом, и считал, что надо свои наблюдения несколько раз перепроверить. В общей сложности он работал над книгой сорок лет, вносил изменения, коррективы и уточнения, занимался подготовкой новых расчётных астрономических таблиц. Главный труд учёного издали в 1543 году, но он так и не узнал об этом, потому что уже находился в коме на смертном одре. Некоторые детали этой теории в будущем исправил и доработал немецкий астроном Иоганн Кеплер.

Коперник занимался не только научной, но и практической деятельностью:

  • Разработал проект, согласно которому в Польше ввели новую монетную систему.
  • В период польско-тевтонской войны стал организатором обороны епископов от тевтонов. После того как конфликт прекратился, принял участие в мирных переговорах, в результате которых было создано первое протестантское государство – герцогство Пруссия.
  • Спроектировал новую систему водоснабжения в городе Фромборке, благодаря чему была выстроена гидравлическая машина и все дома снабжались водой.
  • В 1519 году, как врач, бросил свои силы на ликвидацию эпидемии чумы.

С 1531 года Николай всё своё время посвящал только гелиоцентрической системе и безвозмездной медицинской практике. Так как его здоровье становилось хуже, во многом Копернику оказывали помощь единомышленники, друзья и ученики.

Личная жизнь

Николаю было уже за пятьдесят лет, когда он впервые по-настоящему влюбился. В 1528 году он познакомился с юной девушкой Анной, которая была дочерью его хорошего друга Матца Шиллинга, работавшего резчиком по металлу. Анна и Николай встретились в родном городе Коперника – Торуни.

Так как он был католическим священнослужителем, то иметь связи с женщинами и жениться Николаю запрещалось. Тогда он поселил девушку в своём доме, как дальнюю родственницу и экономку. Но вскоре Анна была вынуждена уехать из дома учёного, так как новый епископ чётко и ясно объяснил своему подчинённому, что церковь подобных действий не приветствует.

Болезнь и смерть

В 1542 году Копернику стало значительно хуже, полностью парализовало правую сторону. В марте 1543 года он впал в состояние комы и находился в ней до самой кончины. 24 мая 1543 года в результате инсульта сердце великого учёного остановилось.

Долгое время место его захоронения было неизвестно. В 2005 году в городе Фромборке велись археологические раскопки, в результате которых были обнаружены человеческие останки – кости ног и череп. Проведенная специальными методами реконструкция черепа соответствовала приметам самого Коперника. Известно, что у учёного была сломана переносица, и имелся шрам над левым глазом, такие отметины нашлись и на найденном черепе. Экспертизой была определена и принадлежность черепа – мужчине, умершему в возрасте семидесяти лет. Провели сравнительный ДНК-анализ обнаруженных останков и волос, найденных ранее в одной из книг Коперника (этот раритет хранился в библиотеке шведского университета). В результате было выявлено, что это действительно останки великого учёного-астронома.

В 2010 году их перезахоронили в кафедральном соборе Фромборка. Очень много памятников установлено Копернику по всей Польше, его имя носит университет в Торуни и международный аэропорт в городе Вроцлава. На одном из монументов имеется подпись: «Остановивший Солнце – сдвинувший Землю».

Открытия польского астронома Николая Коперника не просто позволили создать новую научную парадигму, но и произвели настоящий переворот в человеческом сознании, став основой для новой картины мира. Эпоха Возрождения, во время которой творил учёный, стала переломной для жизни всей Европы. Именно тогда наиболее прогрессивные представители человечества совершили прорыв во многих областях знания. Работы Коперника ознаменовали начало очередной научной революции и стали частью нового естествознания.

Краткая биография

Знаменитый каноник и астроном родился в городе Торуни в богатой купеческой семье 19 февраля 1473 года. Поскольку Торунь на рубеже XV-XVI несколько раз переходила из рук в руки, становясь собственностью то Тевтонского Ордена, то польского короля, Германия и Польша до сих пор спорят, какой национальности был Коперник. Ныне Торунь является частью Польши.

В начале 1480-х годов в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни многих тысяч человек, в том числе и Николая Коперника-старшего — отца будущего учёного. В 1489 году скончалась и мать семейства. Попечительство над оставшимися сиротами принял их дядя — Лукаш Ваченроде, бывший епископом Вармской епархии. Он дал очень хорошее образование своим племянникам — Николаю и его старшему брату Анджею.

После того как молодые люди окончили школу в Торуни, они продолжили своё образование в кафедральной школе города Влоцлавска, а затем отправились в Краков, где поступили в Ягеллонский университет на факультет искусств. Здесь Николай познакомился со знаменитым астрономом того времени — профессором Войцехом Брудзевским. Брудзевский считал, что учёный должен уважительно относиться к трудам своих предшественников, но при этом не останавливаться на пустом воспроизведении чужих теорий, а двигаться дальше и учиться сопоставлять работы классиков с новейшими гипотезами. Подход Брудзевского во многом определил будущий научный путь самого Коперника.

В 1495 году братья окончили университет, стали канониками в епархии своего дяди и отправились в Италию. Здесь они продолжили своё образование на юридическом факультете Болонского университета. В стенах Болоньи Николай Коперник познакомился с преподавателем астрономии Доменико Мариа ди Новара. Вместе с преподавателем Коперник стал регулярно наблюдать за звёздами. Именно тогда он заметил, что реальное движение небесных светил не соответствует схеме геоцентрической Вселенной, описанной Птолемеем.

Отучившись в Болонье, Коперники продолжили путешествовать по Италии. Некоторое время Николай читал лекции по математике в Риме и общался с представителями итальянской знати. В начале 1500-х годов Коперник также получил образование в Падуе и Ферраре. Здесь он познакомился с медициной и получил степень доктора богословия. Через несколько лет по настоянию дяди учёный вернулся в Польшу и стал личным секретарём и одновременно домашним врачом епископа Ваченроде. Параллельно он продолжал занятия астрономией в Кракове. Почти десятилетнее пребывание в Италии сделало Коперника всесторонне эрудированным человеком, впитавшим в себя последние достижения всех основных прикладных наук.

В 1516 году после смерти епископа Ваченроде Николай Коперник переехал во Фромборк и стал заниматься обычными обязанностями каноника, тогда же он начал разработку своей гелиоцентрической системы.

Впрочем, Польша запомнила Николая Коперника не только как блестящего астронома и священнослужителя. Также он:

  • разработал некоторые экономические законы, позволившие провести денежную реформу в Польше,
  • как врач успешно боролся с чумой,
  • составил подробные карты Польши, Литвы и Вислинского (ныне Калининградского) залива,
  • придумал систему подачи воды в дома Фромборка,
  • в годы польско-тевтонской войны руководил обороной города.

Помимо занятий астрономией, Николай Коперник увлекался живописью, изучением иностранных языков и математикой.

Поскольку работы Коперника, посвящённые его гелиоцентрической системе, были изданы в самом конце жизни учёного, католическая церковь не успела принять необходимые меры против инакомыслящего астронома. Николай Коперник умер от инсульта 24 мая 1543 года в окружении своих друзей и учеников.

Разработка гелиоцентрической системы

Средневековая Европа унаследовала античные представления об устройстве космоса, а именно геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, разработанную во II веке н. э. Птолемей учил, что:

  • Земля находится в центре Вселенной;
  • Она неподвижна;
  • Все небесные тела вращаются вокруг Земли с постоянной скоростью по определённым линиям — эпициклам и деферентам.

Греческий учёный оставил записи, также касавшиеся расчётов расстояния между космическими объектами и скорости их движения. Многие века система Птолемея была общепринятой для всей Европы. Опираясь на неё, люди рассчитывали фарватеры кораблей, определяли длительность года и составляли календари.

Первые попытки создать иные представления о Вселенной возникли ещё до рождения Птолемея. Некоторые античные астрономы полагали, что Земля, как и прочие небесные тела, обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Однако эти теории не нашли широкого распространения.

Ещё во время изучения звёздного неба под руководством Новары Николай Коперник заметил, что наблюдаемые им пути, по которым движутся планеты, не соответствуют эпициклам Птолемея. Изначально учёный хотел лишь внести незначительные исправления в систему своего предшественника, однако, наблюдения дали ошеломительные результаты. Реальное движение планет по орбитам явно указывало на то, что они обращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца.

Астрономические наблюдения, проводимые уже во Фромборке, давались Копернику нелегко. Помимо того, что большую часть времени он посвящал своим прямым обязанностям каноника, астроному сильно мешали погодные условия. Фромборк находился на берегу Вислинского залива, поэтому над городком постоянно стояли густые морские туманы. Для своей работы Коперник пользовался преимущественно всего двумя инструментами:

  • Трикветрумом — особой линейкой, позволявшей определять зенитные расстояния астрономических объектов;
  • Гороскопием, с помощью которого можно было определять высоту небесных светил над горизонтом.

Несмотря на то, что арсенал астрономических приборов Коперника был не так уж и велик, учёному удалось произвести сложные и очень точные расчеты, положившие начало формированию новой научной парадигмы. Любопытно, что технический инструментарий, позволяющий непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца, появился только спустя 200 лет после смерти учёного.

Коперник был здравомыслящим человеком и понимал, что его революционные выводы могут привести к обвинению в ереси. Поэтому, хотя учёный и не делал особой тайны из своих наблюдений, все его формулировки были достаточно осторожны и обтекаемы. Его гипотезы были изложены в небольшой работе — «Малые комментарии». Эта книга не предназначалась для широкого круга читателей и переходила из рук в руки среди друзей Коперника.

Астронома также спасло то, что католическая церковь ещё не пришла к единому мнению: считать ли сторонников гелиоцентризма еретиками или нет. К тому же католические иерархи нуждались в услугах Коперника: в начале XVI века встал вопрос о создании нового календаря и установлении точных дат церковных праздников. В первую очередь, требовалось разработать формулу для вычисления точной даты Пасхи. Старый юлианский календарь усложнял расчёты, поскольку не учитывал примерно 8 часов в году, и требовал переработки. Приглашённый для этих целей Коперник заявил, что столь серьёзная работа должна опираться на тщательные астрономические наблюдения. В частности, нужно было установить точную продолжительность года и траектории движения Солнца, Луны и соседних планет.

Во время работы над новым календарём Коперник окончательно убедился в ложности геоцентрической системы. Многие решения Коперника идеально подходили для ситуации, в которой Земля вращалась вокруг солнца, а не наоборот.

В начале 1530-х годов Коперник решает изложить свои идеи в законченном и отредактированном варианте. Так начинается работа над важнейшим трудом всей жизни учёного — «Об обращениях небесных тел». Коперник не забывал об осторожности, поэтому преподнёс свои выводы всего лишь как одну из возможных теорий устройства Вселенной. Книга включала в себя не только результаты астрономических наблюдений, но и саму суть философских взглядов Коперника. Он писал, что:

  • Земля имеет шарообразную форму, она вращается вокруг солнца и является всего лишь одной из множества планет, а не центром мироздания;
  • Движение относительно, говорить о нём можно только в том случае, если имеется точка отсчёта;
  • Космос намного больше участка, видимого с Земли, и, скорее всего, бесконечен.

При этом учёный не отказывался от идеи создания мира божественной сущностью.

«Об обращениях небесных тел» была издана за считанные дни до смерти астронома — в мае 1543 года. Таким образом, разработке гелиоцентрической системы — с момента обнаружения первых неточностей в работах Птолемея и до оформления окончательного варианта своих взглядов — Коперник посвятил почти 40 лет.

Судьба научного наследия Николая Коперника

Сначала книга Коперника не вызывала особых опасений в католической среде. Связано это было с двумя причинами. Во-первых, обилие формул, цифр и схем было непонятно неподготовленному человеку. Во-вторых, учёный очень тонко подал свои идеи в виде всего лишь альтернативного взгляда. Поэтому труд астронома достаточно долго свободно распространялся по Европе. Спустя несколько лет иерархи поняли всю опасность изложенного в «Об обращениях небесных тел» учения. Но это, впрочем, не помешало им использовать результаты работы Коперника для составления нового календаря. В 1582 году, несмотря на то, что уже покойный Коперник считался еретиком, Европа стала постепенно переходить на современный григорианский календарь, основанный на расчётах опального астронома.

Революционные идеи Коперника противоречили картине мира, которую всячески поддерживала католическая церковь. Принять гелиоцентрическую систему означало признать, что:

  • Земля, бывшая божьим творением, находится не в центре, а на периферии Вселенной;
  • Не существует небесной иерархии;
  • Идея антропоцентризма спорна;
  • Не существует какого-либо космического перводвигателя.

Однако на долгое время имя Коперника было забыто. В конце XVI века популяризацией идей Коперника занимался итальянский монах-доминиканец Джордано Бруно. В отличие от польского астронома, он не боялся скрывать свои взгляды и открыто проповедовать их. Это привело Бруно к гибели на костре, но в то же время произвело настоящий переворот в сознании прогрессивных европейцев. О Копернике заговорили, а с его системой стали знакомиться лучшие умы того времени.

Только в 1616 году особая комиссия инквизиторов решила включить книгу Коперника в «Индекс запрещённых книг». Однако распространение гелиоцентризма было уже невозможно остановить. Несмотря на все запреты и косность религиозных догм, учение о центральном положении Солнца во Вселенной к началу XVII века стало общепринятым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственно автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет

Елабужский институт Казанского федерального университета

Реферат

Тема: " Философские взгляды Коперника "

Выполнила: Шайгарданова И.И.

Проверил: Громов Е.В.

Елабуга, 2015

Введение

"Величайшим прогрессивным переворотом" стала эпоха Возрождения. Эта эпоха ознаменована великими открытиями, развитием искусства и науки. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, старается познать весь мир и самого себя в нем. В эпоху Возрождения не остается без внимания природа. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия. Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в работах Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилео Галилея. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. В моей работе рассматриваются философские воззрения эпохи Возрождения - Николая Коперника. Он был одним из выдающихся деятелей философии в эпоху возрождения, который первым распахнул двери в необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней. Актуальность данной работы заключается в анализе взаимоотношений философа и общества, проникновения новых идей, что является проблемой и в настоящее время.

Целью данного реферата явился анализ философских идей Николая Коперника, выявление их особенностей.

Задачи данной работы:

* изучить философские воззрения Н. Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения.

* дать характеристику его космологическим взглядам, выявить их новаторство.

Жизнь Николая Коперника

Николай Николаевич Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна.

Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Однако в 1500 году он покидает обучение, едет в Рим, на родину, в Падую. Получить степень доктора канонического права в биографии Николая Коперника удалось лишь в 1503 году. В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаша.

Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.

До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

В 1512 году умер дядя епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.

Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира. В эти годы (примерно 1503--1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории ("Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям"), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом - "О вращении небесных сфер" - продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.

Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519--1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов.

В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. Опасаясь, что препятствия окажутся непреодолимыми, Коперник распространил среди друзей краткий конспект своего труда под названием "Малый комментарий" (Commentariolus). В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела. Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта.

Философские воззрения Николая Коперника как представителя н атурфилософии эпохи Возрождения

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с самого начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения могучие импульсы астрономии, способствовавшие развитию науки и практики, исходили из области мореплавания, приобретшего всемирные масштабы и требовавшего все более точной ориентировки. Все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной мировоззренческой, аристотелевской основой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем. Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Через всю яркую жизнь Николая Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить - великое дело утверждения новой системы мира. Призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея. На двадцатые годы приходится значительная часть астрономических результатов Н. Коперника. Удалось провести многие наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т.е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным. Линия апсид - прямая, соединяющая точки орбиты, в которых планета наиболее близка к Солнцу и наиболее удалена от него, меняет свое положение по сравнению с наблюдавшимся за 1300 лет до того и зафиксированном в "Альмагесте" Птолемея. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.

Создавая свою гелиоцентрическую систему, Коперник опирался на математический и кинематический аппарат теории Птолемея, на полученные последним конкретные геометрические и числовые закономерности. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.

Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.

Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца. Так, в модели Птолемея все планеты подчинялись общему (хотя и непонятному в рамках геоцентризма) закону: радиус-вектор любой планеты в эпицикле всегда совпадал с радиус-вектором Земля - Солнце, а движение по эпициклу для верхних планет (Марс, Юпитер, Сатурн) и по деференту для нижних (Меркурий, Венера) происходило с единым для всех планет годичным периодом. В модели Коперника данный закон получил простое и логичное объяснение. Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы сохранялись (хотя их стало меньше, чем у Птолемея). Механизм, обеспечивавший движение планет, также оставлен прежним - вращение сфер, к которым планеты прикреплены. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.

Бессмертное сочинение Николая Коперника " О вращениях небесных сфер "

... Я часто размышлял, нельзя ли найти какое-нибудь более рациона льное сочетание кругов, которым можно было бы объяснить все видимые неравномерности, причем так, чтобы каждое движение само по себе было равномерным, как этого требует принцип совершенного движения. коперник философский гелиоцентрический

Николай Коперник " Малый комментарий "

К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде "Об обращениях небесных сфер" (лат. De revolutionibus orbium coelestium) была в основном закончена. Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика. В предисловии к книге Коперник пишет: "К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее".

В первой книге (части) говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома: Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а "мнение древних" убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.

Коперник придавал Земле три вращения: первое - вращение Земли вокруг своей оси с угловой скоростью щ; второе (со скоростью щ?) - вокруг оси мира, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты и проходит через её центр; третье (с противоположно направленной скоростью щ??) - вокруг оси, параллельной оси мира и проходящей через центр Земли. Два последних вращения образуют (при точном совпадении щ? и щ?? по величине) пару вращений, эквивалентную поступательному движению Земли вокруг Солнца по круговой орбите.

Мемориальная доска на типографии Иоганна Петреуса в Нюрнберге, где было опубликовано первое издание книги Коперника "De revolutionibus orbium coelestium"

Во второй части труда Коперника даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.

В третьей говорится о годовом движении Земли и о так называемой прецессии равноденствий, которая укорачивает тропический год (от равноденствия до равноденствия) по сравнению с сидерическим (возвращение к тому же положению относительно неподвижных звёзд) и приводит к перемещению линии пересечения экватора с эклиптикой, что изменяет эклиптическую долготу звезды на один градус в столетие. Эту прецессию теория Птолемея в принципе не могла объяснить. Коперник же дал данному явлению изящное кинематическое объяснение (показав себя весьма искушённым механиком): он предположил, что угловая скорость щ?? не в точности равна щ?, а немного от неё отличается; разность этих угловых скоростей и проявляется в прецессии равноденствий.

В четвёртой части говорилось о Луне, в пятой - о планетах вообще, а в шестой - о причинах изменения широт планет. В книге также содержались звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений. Надо специально отметить, что система Коперника (в отличие от системы Птолемея) давала возможность определить отношения радиусов планетных орбит. Этот факт, а также и то, что в описании движения планет выбрасывался первый и самый важный эпицикл, делало систему Коперника более простой и удобной, чем птолемеевская.

Остановимся на одном из замечаний Михайлова, сделанном в докладе на том же юбилее, где выступал и Фок. Михайлов пишет: "Поскольку петли в движениях планет оказались отражением кругового движения Земли по ее орбите, величина этих петель указывала на расстояние планет: чем дальше планета, тем меньше описываемая ею петля. На основании этого Коперник с помощью безупречного геометрического рассуждения смог впервые определить расстояния планет от Солнца, выраженные в единицах его расстояния от Земли <...> Коперник дал правильный и точный план Солнечной системы, составленный в едином масштабе (курсив мой; единицей служил orbis magnus - радиус земной орбиты. - С. Т.), и делом следующих поколений было выразить все расстояния в земных единицах (стадиях, километрах или иных)".

Заключение

В философии Возрождения главной целью становится объективное познание мира. Развитие естествознания добилось значительных успехов в XVI в. Познание и разум выходят "из изгнания", куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны. В натурфилософии центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Бесконечность мира познаётся разумом. В эпоху Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению. Итак, Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Его основные идеи состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело революционный переворот. Оно опровергло картину мира существовавшую более тысячи лет, которая была основана на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея. Но потребовалось не менее столетия, прежде чем гелиоцентрическая система Коперника получила широкое признание. Полную систему Коперника усвоил только Кеплер. Коперник в первой книге своего произведения "О вращениях небесных сфер" дал только первоначальный набросок картины Солнечной системы, в котором каждая планетная сфера изображена в виде окружности в центре которой было Солнце. Эта картина была неверной. Она была создана еще Аристархом Самосоким. Однако эту картину исправил Иоганн Кеплер, он заменил окружности эллипсами, а вместо движения по окружности с постоянной скоростью ввел движение с постоянной секториальной скоростью. Эти два закона Кеплера дали основу, на которой построена современная небесная механика.

Список использованной литературы

1. Антипова О.Л. "Развитие естествознания в эпоху Возрождения" [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://bibliofond.ru/view.aspx?id=134522 (дата обращения: 02 .01.2015).

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. II, т. 21. - 785с.

3. Коперник, Николай (биография) [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай (дата обращения: 03 .01.2015).

4. Левин А. Человек, который сдвинул Землю // Популярная механика.-- 2009.-- № 6.

5. Михайлов А.А. Николай Коперник, его жизнь и творчество // Николай Коперник. С. 18, 20.

6. Н.Коперник. О вращениях небесных сфер, 1964, с. 553.

7. Николай Коперник - биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL: http://to-name.ru/biography/nikolaj-kopernik.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

8. Развитие естественных наук. Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей. [Электронный ресурс] - Режим доступа. --URL:http://lib.kstu.kz:8300/tb/books/Filosofiya/t5gl2.htm (дата обращения: 02 .01.2015).

9. Энгельгардт М.А. Николай Коперник. Глава 4.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности философии Возрождения, исследуемые темы и проблемы. Исследование уникальности отдельного человека и его места в мире. Выдающиеся представители науки данного периода, роль и место среди них Николая Коперника, главные достижения и труды.

    презентация , добавлен 07.06.2015

    Особенности философии эпохи Возрождения. Геоцентрическая концепция мира и гелиоцентрическая система Н. Коперника. Натурфилософия и идеи космологии Дж. Бруно. Научные открытия Г. Галилея - основоположника экспериментального метода исследования природы.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Античное философское наследие. Натурфилософские концепции и их роль в философии эпохи Возрождения. Антисхоластическая направленность передовой философии. Учение Кузанского о безграничности космоса. Гелиоцентрическая система мира Николая Коперника.

    реферат , добавлен 07.03.2012

    Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов. Воззрения Николая Коперника. Аналитический и синтетический метод изучении природы Галилео Галилея. Краткая характеристика идей пифагореизма.

    реферат , добавлен 11.04.2014

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Первые представления об устройстве мира, направления и основные этапы их эволюции. Концепция Птолемея. Объяснение неравномерности движения Апполонием. Особенности и содержание исследований Николая Коперника и оценка их значения в мировой научной мысли.

    презентация , добавлен 03.10.2014

    Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

    реферат , добавлен 15.02.2009

    Изучение философских воззрений Платона и Аристотеля. Характеристика философских взглядов мыслителей эпохи Возрождения. Анализ учения И. Канта праве и государстве. Проблема бытия в истории философии, философский взгляд на глобальные проблемы человечества.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.


Самое обсуждаемое
Площадь революции в париже Площадь революции в париже
Николай Коперник: краткая биография и его открытия Николай Коперник: краткая биография и его открытия
Жизненный уклад русских старообрядцев в боливии Староверы в боливии сохраняют русский язык Жизненный уклад русских старообрядцев в боливии Староверы в боливии сохраняют русский язык


top