Образовательная технология «ИнтеллекТ. Материал на тему: Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников

Образовательная технология «ИнтеллекТ. Материал на тему: Семинар-практикум «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников

«Инновационная игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста»

Дайте ребенку что-нибудь в руки,

Чтобы он начал думать.

/народная мудрость/

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, разработок.

Игрово́е обуче́ние - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

История возникновения

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения, разыгрывание «боев». В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV-XVII веках (1987) призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Игровое обучение:

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

· свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая педагогом, но без его диктата и осуществляемая по желанию ребенка, с удовольствием от самого процесса деятельности.

· творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

· эмоционально напряженная, приподнятая

· деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. В ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

2. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности , она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать

5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

7. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Игровое развивающее обучение по технологии – это один из возможных путей развития детского интеллекта.

Особенности технологии:

Игровая основа

Открытость (предлагаемые игры можно сочетать с другими играми, известными сказками)

Вариативность (игры можно подбирать в соответствии с образовательными целями, корректировать степень сложности, дополнять игровыми заданиями)

Целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка .

Творческое развитие ребенка

«Сказочные лабиринты игры» - это модель развивающего обучения дошкольника в игровой деятельности. Организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группы игровыми пособиями.

В условиях детского сада все игры концентрируются в одном месте - игровой комнате «Фиолетовый лес».Одним из вариантов оформления игровой в нашем детском саду создан объемный фиолетовый лес, населенный персонажами из сказок технологии.

Фиолетовый лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творческого потенциала педагогов.

Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В таком виде деятельности тренируются умения, совершенствуется моторика рук и интеллект, и самое главное, появляется ничем неограниченная возможность придумывать и творить.

Задачами технологии является:

1. развитие ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. развитие наблюдательности, исследовательского подхода.

3. развитие воображения, креативности мышления

4. гармоничное, сбалансирование развитие у детей эмоционально - образного и логического начал

5. формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.

Оригинальность и самобытность игр заключается в том, что они интригуют ребенка, мобилизуют его внимание, интерес и незаметно втягивают ребенка в процесс «думанья» над задачей.

Что касается планирования педагогической деятельности, то оно строится с учетом психологических особенностей ребенка и типа ведущей деятельности. Использование игр в системе постепенного и постоянного усложнения (по спирали). Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка. Поэтапное использование игр определяется возрастными изменениями ребенка. На первом этапе задания включают в себя обследовательские действия: знакомство с цветом, формой, усвоение некоторых понятий. На втором этапе понятия, символы запоминаются с помощью образа. Следующий этап - знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, уменьшение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Весь педагогический процесс идет от самого ребенка, но при этом педагог не отменяет все задачи, которые он ставил перед ним. Ориентируясь на ребенка он через разные игровые ситуации выводит ребенка на те или иные решения, тем самым развивая интеллектуально-творческое мышление.

Уход от привычных нам занятий дает высокий результат в развитии интеллектуальном развитии ребенка, но что и не мало важно ребенок раскрывает весь свой творческий потенциал, раскрепощается (свободная форма проведения игровой деятельности).

Инновационная игровая деятельность предполагает и внедрение родителей в игровой процесс: проведение совместных игровых форм обучения, семинары-практикумы, открытые занятия, викторины и так далее.

Завершить консультацию хочется стихами:

Мы не просто в лес вошли-

Мы открыли в сказку двери.

В Фиолетовом лесу

Ждут нас сказочные звери,

В каждой области лесной

Есть свой сказочный герой.

Он игру предложит детям,

Просто сказка игры эти!

Нет крючков и нет магнитов,

Даже гвоздики не вбиты,

И картинки на экране

Возникают будто сами.

Задача очень непростая-

Обучить детей, играя

Эти игры без сомненья,

Развивают логику,

Терпение, моторику.

Семинар-практикум с родителями

Список используемой литературы, других информационных материалов:

1. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. , . М.: ТЦ Сфера,2007. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

2. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. . М.: ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Методический материал «Центра развивающих игр и методик»

Консультация

« Инновационная игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»


Новые образовательные результаты требуют новых технологий Вчера Содержание – набор предметных занятий (ЗУНы) Репродуктивные способы (методы) обучения Ребенок – объект обучения ……….. Другие дети Другая страна с новым социально-экономическим укладом Другие цели образования Компетентностные стандарты Все другое… Сегодня Инновационные технологии- исследовательские метод проектов обдумывать самостоятельно добывать знания мыслить принимать решения предъявлять продукт




Какое обучение способно заглянуть в будущее НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА применение технологий исследовательского обучения, метода проектов Именно специально организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников преподносится как деятельность, эффективно решающая основные педагогические принципы – деятельностный подход, формирование исследовательских навыков, актуализацию субъектной позиции ребенка, способность к саморазвитию, социальный опыт.


Программа учебно-исследовательской деятельности детей включает три относительно самостоятельные программы: 1.Подпрограмма – «тренинг»Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. 2.Подпрограмма - «детская исследовательская практика» проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов 3.Подпрограмма – «мониторинг»


Подпрограмма – «тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные мини-доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Подпрограмма - «исследовательская практика» Основное содержание работы в рамках действий этой программы – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастает.







Итоги I – этапа Материалы для сборника рекомендаций Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Диагностика сформированности познавательно интереса у детей старшего дошкольного возраста. Планирование работы с детьми по экспериментированию. Модель совершенствования профессионального ма­ стерства педагогов Оценка организации опытно-экспериментальной деятельности детей


Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста». Цель проекта: -развитие познавательной активности, интеллектуально- творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. -Задачи 1 Организовать предметно-развивающую среду. 2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска. 3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.


Этапы реализации проекта осуществляются в течение всего учебного года под наблюдением психолога и воспитателей группы (фиксировать результаты наблюдений и обеспечивать психологическую поддержку детей). 1 этап: сентябрь - декабрь 2012г. Предварительная подготовка: - экскурсии и целевые прогулки; - наблюдения за объектами и явлениями природы; - беседа «Мой мир – какой он?»; - рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях; - знакомство с материалами мини- центра «Опыты и эксперименты»; - тренинг по активизации исследовательского поведения.


2 этап: январь – декабрь 2013г. Практическая часть: Центр «Хочу все знать»: - проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения. - чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»); - эвристические беседы по изучаемым темам. - обобщение опыта по разрабатываемым темам (составление докладов); - мониторинг (презентации научных работ). Игровой центр: - игры словесные; - развивающие игры и упражнения. Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок): - изготовление макетов: горы, вулканы; - копилка «нужных ненужных» вещей; - плановые опыты; - опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах); - оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).




Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: - в отношении детей: * через их совместную работу по поиску и сбору информации; * по умению анализировать и систематизировать информацию; * по умению общаться со сверстниками и взрослыми; - в отношении родителей: * через повышение родительской активности и заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; * через активное участие в предлагаемых формах работы.


Особенности организации проектно- исследовательской деятельности в детском саду Организация деятельности организации совместной деятельности, в которой используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте. Способ сотрудничеств а - новой позиции сотрудничества – совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, где последние получают возможность проявить собственно исследовательскую деятельность; Образователь ное пространство - особой организации образовательного пространства, как творческой–мастерской, где педагог выступает как партнер, ориентированный на продуктивную творческую содеятельность, пространства, развивающегося по принципу событийности (чередование определенных знаковых событий, формирование традиций, способствующих развитию детско-взрослого сообщества). Создание условий - специально смоделированных условий, где среда выступает не как обстановка, а как источник развития ребенка, позволяющий детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности;


Этапы эксперимента 1 этап Внедрение исследовательских методов и приемов 2 этап Пробные мини- исследования 3 этап Совместные детско- взрослые проекты поисковая активность - высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность исследовательские навыки, актуализация субъектной позиции ребенка Исследовательское поведение С К В О З Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы




Эффективность применения технологий - отсутствие отрицательных последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит мотивации и пр.); - повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношения к работе; - изменение уклада жизни дошкольного учреждения; - формирование базовых компетентностей ребенка-дошкольника, повышение уровня их личностного развития; - рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в успешности обучения детей в школе, удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольного учреждения.





Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии. Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детский сад №12 «Росинка»

Семинар-практикум

«Игры нового поколения

В интеллектуальном развитии дошкольника»

Подготовила и провела:

Казанцевой М.А.

ноябрь, 2016

Семинар-практикум

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Цель семинара:

Повышение профессиональной компетентности педагогов, позволяющей осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии

Применение игровых развивающих технологий (палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса) в учебно- образовательном процессе в группах дошкольного возраста.

Задачи:

Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

Обучение педагогов методам применения развивающих игр (ИКТ, лист Мёбиуса).

План

1. Вступительное слово «Инновационные технологии развития интеллекта дошкольников».

2. Презентация «Инновационные технологии: палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, ТРИЗ, РТВ, ИКТ, лист Мёбиуса развития интеллекта дошкольников».

3. Практическая часть: ИКТ, лист Мёбиуса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема нашей встречи: «Игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника».

Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Игра имеет особое значение в жизни ребенка.Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни.В игровой деятельности всегда присутствует воображение,а игра и воображение взаимосвязаны.

И сегодня мы уделим внимание развивающей игре " Удивительный лист Мёбиуса".

«Игра- это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский.

«Путешествие по развивающим играм»

Ход:

«Дерево ожидания»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру. Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

"Вхождение в игру"

Цель: интеллектуальная разминка.

Разминка направлена на тренировку простых мыслительных операций и на активизацию мыслительной деятельности.

Болотная трава, которой легко порезаться.(осока)

Катастрофа,случившаяся с автомобилем.(авария)

Какая ветка не качается даже при сильном порыве ветра.(железнодорожная)

Говорят,что когда она есть, ума не требуется. Что это?(сила).

Нацепив на ноги ласты,под водой плывут гимнасты.(аквалангисты)

Рыбкам маленький сачок сплел умелец- паучок.(мухам)

Без какой буквы не существует воздушное пирожное?(безе- без «е»)

Три девочки шли в школу под одним зонтом. Почему ни одна из них не промокла?(не было дождя).

Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунется в окно)

Если б не было его, не сказал бы ничего.Что это? (язык)

Как называется отрезок,соединяющий точку окружности с центром?(радиус).

Теоретическая часть

Презентация

Практическая часть

1. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

На столе лежат следующие предметы и игрушки:

Шляпа

Кошка и мышка

Дом

Ежик и гриб

После презентаций игр обобщение.

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов, дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику рук.

В игре ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв - он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности - рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

2. Мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса"

Основной задачей развивающей работы является предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Введённый федеральный государственный стандарт определённо изменил роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя . Я считаю, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Немного истории

Лист Мёбиуса - топологический объект, односторонняя простейшая поверхность с краем. Попасть из одной точки этой поверхности в любую другую можно, не пересекая края. Лента Мёбиуса была обнаружена независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858г. Лист Мёбиуса иногда называют прародителем символа бесконечности, т. к. находясь на поверхности ленты Мёбиуса, можно было бы идти по ней вечно. Сейчас мы это и попробуем.

Опыт № 1.

Возьмем полоску бумаги, перекрутим ее один раз и склеим концы. Это и будет лист Мебиуса. Легко убедиться, что у него одна сторона.

Возьмем приготовленный лист Мёбиуса и разрежем склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что получится? Конечно, если бы мы не перекрутили ленту перед склейкой, все было бы просто : из одного широкого кольца получилось бы два узких. А что сейчас?

Вывод : получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее. К тому же перекручено оно не один раз, а два.

Опыт № 2.

Если разрезать ленту, отпуская от края приблизительно на треть её ширины;

Вывод : то получаются две ленты, одна- короткая лента Мебиуса, другая - длинная лента с двумя полуоборотами.

Опыт № 3.

Разрезаем лист Мебиуса на одну четвертую от края.

Вывод : получается 2 кольца вдвое длиннее первоначальной ленты и вдвое перекрученные, сцепленные между собой.

Опыт № 4.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами посередине по линии, параллельной краю.

Вывод : получили два кольца с двумя перекрутами, сцепленные друг с другом.

Опыт № 5.

Разрезаем ленту с двумя перекрутами на одну треть от края.

Вывод : получили один лист Мебиуса и два кольца с двумя перекрутами.

Опыт №6.

Возьмем полоску, перегнутую по длине один раз. Перекрутим ее на полный оборот и склеим концы, накладывая «домиком» один конец на другой. !Теперь разрежем двойной слой склеенной ленты по ее средней линии!

Вывод : получатся три кольца, сцепленные попарно.

3. «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Самоанализ

семинара-практикума для педагогов

воспитателя Казанцевой М.А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Росинка»

Тема: «Важные секреты педагогического мастерства».

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Петровский В.А., Сухомлинский В.А и др.).

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлением жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений.

Не все родители понимают самоценности своей семьи и особенности восприятия ее как социального и воспитательного института. Все это наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию.

Сотрудничество воспитателей и родителей, создает благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, интеллекта, приобщение к культуре общения.

Поэтому дошкольное учреждение уделяют этой проблеме большое значение, и ищут новые формы взаимодействия взрослых и детей.

Образ мира ребёнка не совпадает с нашим миром - миром взрослых.

Мир детства светлый и беззаботный. В нём дети много играют, а в игре они развиваются. Истинное воспитание ребёнок получает в семье! А детский сад для детей – это большая игрушка. Как нужно прожить день в детском саду? … Весело, интересно для себя и для других.

Дошколятам жизнь в детском саду будет интересна только в том случае, когда она наполнена игрой. Дети любят и должны играть! Но не только в компьютерные игры, а в игры с живым общением детей.

С целью актуализации творческого развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя был проведен семинар-практикум с педагогами.

В игре принимали участие воспитатели всех возрастных групп.

Для вовлечения педагогов в коллективную деятельность, развития умения и желания взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций все педагоги были разделены на две команды.

Для достижения поставленной цели были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Для совершенствования педагогического мастерства педагогов, формирования у педагогов потребности: в творчестве, развития находчивости, сообразительности, логическом мышлении, педагогам были предложены задания: «Дерево ожидания», "Вхождение в игру (разминка)", презентация, «Каша из топора», мастер-класс " Удивительный лист Мёбиуса", опыты № 1-6, «Дерево ожидания (релаксация)».

Вывод: поставленная цель была достигнута, педагоги показали высокий уровень профессиональной подготовленности, работали сплоченно, показали умение работать в команде, аргументировано отстаивали свою точку зрения.

Были решены следующие задачи:

  • совершенствовалась профессиональная компетентность педагогов, в развитии интеллектуальной и творческой активности;
  • педагоги были вовлечены в коллективную деятельность, развивалось умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения предложенных задач.
  • были созданы благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Палочки Кьюзинера

Задачи:

  • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • осваивать прямой и обратный счет.
  • познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
  • научить делить целое на части и измерять объекты.
  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
  • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры Воскобовича

Цели и задачи технологии.1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Блоки Дьенеша

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.


Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений – обработки первичной информации; декомпозиции проблемной ситуации, что позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями (ИИТ) обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

Наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, при решении творческих задач в определенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т.п.);

Наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов, аргументации и рассуждения, распознавания и классификации ситуаций, обобщения и понимания и т.п.;

Способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;

Способность объяснять выводы и решения, т.е. наличие механизма объяснений;

Способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

Технологии неформализованного поиска скрытых закономерностей в данных и информации Knowledge Discovery (CD)) базируются на новейших технологиях формирования и структурирования информационных образов объектов, что ближе всего лежит к принципам обработки информации интеллектуальными системами.

Информационные технологии поддержки процесса принятия решений Decision Support (DS) представляют собой оболочки экспертных систем или специализированные экспертные системы, которые предоставляют возможность аналитикам определять отношения и взаимосвязи между информационными структурами в базах структурированной информации предприятия, а также прогнозировать возможные результаты принятия решений.

Тенденции развития ИИТ . Системы связи и коммуникаций. Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Интернет; Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников. Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т.п.

Образование. Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании, а внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт. Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль над состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т.п. Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

Перспективы развития ИИТ . Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. Узловыми точками в развитии ИИТ считаются:

Переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;

Поиск релевантных знаний и порождение объяснений;

Понимание и синтез текстов;

Когнитивная графика, т.е. графическое и образное представление знаний;

Мультиагентные системы;

Интеллектуальные сетевые модели;

Вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);

Проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы. Здесь предполагается, что агент – это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня – метаинтеллектом. В мультиагентных системах моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов – объектов, которые автономны, активны, вступают в различные социальные отношения кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т.п. Социальный аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий – виртуальных организаций, виртуального общества.

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации.

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений - обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации. Все это позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий (ИТ) в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

  • наличие баз знаний, отражающих опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека (например, такие плохо формализуемые задачи, как принятие решений, проектирование, извлечение смысла, объяснение, обучение и т. п.);
  • наличие моделей мышления на основе баз знаний: правил и логических выводов; аргументации и рассуждения; распознавания и классификации ситуаций; обобщения и понимания и т. п.;
  • способность формировать вполне четкие решения на основе нечетких, нестрогих, неполных, недоопределенных данных;
  • способность объяснять выводы и решения, то есть наличие механизма объяснений;
  • способность к обучению, переобучению и, следовательно, к развитию.

На рис. 1 дано схематичное представление интеллектуальной системы.

Уникальная особенность интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) - их «универсальность». Они практически не имеют ограничений по применению в таких областях, как управление, проектирование, машинный перевод, диагностика, распознавание образов, синтез речи и т. д.

ИИТ также находят широкое применение для распределенного решения сложных задач, совместного проектирования изделий, построения виртуальных предприятий, моделирования больших производственных систем и электронной торговли, электронной разработки сложных компьютерных систем, управления системами знаний и информации и т. п. Еще одно эффективное применение - поиск информации в Internet и других глобальных сетях, ее структуризация и доставка заказчику.

Однако средства автоматизации управления и информатизации все еще не стали настоящими помощниками руководителей всех уровней. Более того, там, где эти средства могут принести наибольший эффект (поддержка принятия своевременных и обоснованных решений на высших уровнях управленческой иерархии), они практически не используются.

Проблемы принятия решений управленцем

Первая проблема. Современный руководитель принимает решения в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, он должен учитывать в решениях все большее число факторов и данных, с другой - повышать качество принимаемых решений. При этом факторы различаются по значимости и влиянию на качество решения.

От руководителя требуется четкость и своевременность действий, обоснованность и понимание возможных последствий принимаемых решений. Он должен хорошо разбираться во всех аспектах деятельности вверенного ему объекта, предприятия или компании, а также их «окружения» (внешние организации, административные органы и т. д.). При этом ему нельзя ошибаться, поскольку ошибки руководителя высокого ранга, например отвечающего за развитие отрасли (региона), очень дорого обходятся. Проблема адекватного руководства не так проста, как кажется, и относится к разряду сложнейших. Ясно, что решить ее простым увеличением управленческого аппарата невозможно. Здесь все определяется не количеством, а качеством.

Зачастую руководители вообще не хотят «связываться» с информационными технологиями, поскольку они отнимают много сил, средств и приходится без конца учиться. Некоторые очень опытные руководители действительно принимают достаточно разумные решения не пользуясь огромным штатом экспертов и специалистов по информатике. Это возможно, поскольку такой руководитель мысленно сформировал систематизированную картину своего огромного хозяйства, как хороший врач, долго наблюдающий и лечащий одного и того же пациента. Эта картина складывалась постепенно вместе с развитием его хозяйства и прочно отпечаталась в мозгу в виде системной модели знаний. Она-то и помогает ему вырабатывать верные решения. Такой руководитель строит свои выводы и решения принципиально иначе, чем те, кто такого опыта не имеют, хотя и пользуются информационными технологиями. Располагая информацией о текущем состоянии своего объекта управления и пользуясь своей огромной и хорошо структурированной базой знаний (то есть своей системной моделью), опытный управленец действует методом распознавания ситуаций и их классификации. Автоматически и практически мгновенно на модель накладывается текущая картина и выделяются все ее противоречия, достоинства и недостатки; она соотносится с принципиальными решениями, которые давали хорошие результаты. Если прототипа в его модели базы знаний не оказалось, то ему достаточно несложно сконструировать новое решение, мысленно накладывая его на свою модель, которую он хорошо «видит» и чувствует.

Именно наличием такой базы знаний отличается от всех хороший эксперт - профессионал в своей деятельности. Статистика говорит, что из 100 специалистов качественными экспертами могут быть только трое - пятеро. Только они в состоянии предложить хорошие (отличные и даже гениальные) решения без всяких технических чудес. Но где взять таких специалистов в наше время, когда все быстро устаревает, особенно в области технологий управления. Образцы десятилетней давности сегодня могут принести больше вреда, чем пользы. Подготовка же таких специалистов длится не один десяток лет.

Вторая проблема видится в том, что в сфере управления продолжает доминировать «старая культура» автоматизации, базирующаяся на естественнонаучных и техноцентрических подходах . Она ориентирована на техническое обеспечение административно-командных методов управления. Мешает также старое представление, что любое подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги и прецеденты - это большое ограничение. Необходимо уходить от ориентации на жесткие модели и нормативные процедуры принятия решений. Сегодня актуальна интеллектуальная поддержка управленческой деятельности. С этой точки зрения сейчас созданы условия для настоящего проявления гигантских возможностей искусственного интеллекта и ИИТ.

Третья проблема. Существующие средства автоматизации процесса принятия решений -это «перекос» в сторону анализа ситуаций и систем, а необходима новая «ориентация» - на синтез решений и новых знаний, что и требует применения ИИТ.

Перспективы развития ИИТ

Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. «Узловыми» точками в развитии ИИТ считаются :

  • переход от логического вывода к моделям аргументации и рассуждения;
  • поиск релевантных знаний и порождение объяснений;
  • понимание и синтез текстов;
  • когнитивная графика, то есть графическое и образное представление знаний;
  • мультиагентные системы;
  • интеллектуальные сетевые модели;
  • вычисления, основанные на нечеткой логике, нейронных сетях, генетических алгоритмах, вероятностных вычислениях (реализуемых в различных комбинациях друг с другом и с экспертными системами);
  • проблема метазнаний.

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы . Здесь предполагается, что агент - это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня - МЕТАИНТЕЛЛЕКТОМ. В мультиагентных системах (МАС) моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов - объектов, которые автономны, активны, вступают в различные «социальные» отношения - кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т. п. «Социальный» аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий - виртуальных организаций, виртуального общества.

Тенденции развития ИИТ

Системы связи и коммуникаций

Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания новой модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Internet. Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников.

Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т. п.

Использование ИИТ в военной сфере

С использованием ИИТ в армии существенно изменились стратегии военных действий. Так, руководство вооруженных сил США предполагает за счет внедрения интеллектуальных АСУ поддержки принятия решений командирами и планирования боевых действий сократить временные циклы управления в три-четыре раза.

Образование

Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании. А внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Быт

Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль за состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т. п. . Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

В итоге...

ИИТ непрерывно развиваются, и от того, насколько активно мы будем использовать их во всех сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений или образование), зависит качество нашей жизни.

МИНИГЛОССАРИЙ по ИИТ

Источники, по которым цитируются определения: [и1] - Юзвишин И. И. Энциклопедия информациологии / Под ред. акад. А. М. Прохорова. М.: Информациология, 2000.

[и2] - Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. (Пер. с англ.). М.: Мир, 1989.

Актуализация - осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В сетевом планировании - отражение в сетевом графике выполненных работ. [и1]

База знаний - информационная база, отражающая опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека. [и2]

Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. [и1]

Инженер знаний - человек, который проектирует или создает экспертную систему. Обычно это специалист по информатике, имеющий опыт применения прикладных методов искусственного интеллекта. [и2]

Искусственный интеллект - раздел информатики, связанный с разработкой интеллектуальных программ для компьютеров. [и2]

Метазнания (Метаинтеллект) - знания экспертной системы о том, как эта система работает или рассуждает. В более широком смысле - это знания о знаниях. [и2]

Механизм объяснения (Порождение объяснений - модели аргументации и рассуждения) - часть экспертной системы, которая объясняет, каким образом были получены решения, и обосновывает действия, предпринятые для их получения. [и2]

Мышление - внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. [и1]

Мышления формы (Человеческий интеллект) - способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательного компонента. [и1]

Нечеткая математика (Нечеткая логика - Недоопределенные данные) - раздел математики, связанный с нечеткими объектами, данными, алгоритмами. [и2]

Оптимизация - нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции, выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например оптимизация управления. [и1]

Персептрон (Нейронные сети) - обучаемая система, моделирующая восприятие и распознавание образов. [и1]

Пользователь - человек, использующий экспертную систему, например конечный пользователь, эксперт, инженер знаний, разработчик инструмента или лаборант. [и2]

Представление знаний - процесс структурирования предметных знаний с целью облегчить поиск решения задачи. [и2]

Технология - 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. [и1]

Эвристика (Эвристическое программирование) - эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в предметной области, которая является сложной или недоступной всякому пониманию. [и2]

Эксперт - человек, который за годы обучения и практики научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области. [и2]

Экспертная система - компьютерная программа, использующая экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области. Такие программы, как правило, представляют знания символически, исследуют и объясняют свои процессы рассуждения и предназначены для тех предметных областей, в которых людям для достижения мастерства необходимы годы специального обучения и практики. [и2]

Литература
  1. Лепский В. Е. Субъективный подход - парадигма искусственного интеллекта. АИИ "Новости ИИ". 1999. №1.
  2. Тарасов В. Б., Арсеньев С. В., Егоров С. В. Методика смешанного V-образного проектирования многоагентных систем и виртуальных организаций / Сб. трудов конференции. КИИ" 2000. М.: Физматгиз, 2000.
  3. Шабцев В. А. Человекоцентрический подход в информатизации. / Тез. докладов IV конгресса "Общественное развитие и общественная информация" VI Международного форума по информатизации (МФИ-97). М.: МАИ, 1997.

История интеллектуальных информационных технологий

Обратимся к истории развития ИИТ, которая ведет отсчет с 60-х годов прошлого века и вкючает несколько основных периодов.

  • 60-70-е годы. Это годы осознания возможностей искусственного интеллекта и формирования социального заказа на поддержку процессов принятия решений и управления. Наука отвечает на этот заказ появлением первых персептронов (нейронных сетей), разработкой методов эвристического программирования и ситуационного управления большими системами (последнее было разработано в СССР).
  • 70-80-е годы. На этом этапе происходит осознание важности знаний для формирования адекватных решений; появляются ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, в которых активно используется аппарат нечеткой математики, разрабатываются модели правдоподобного вывода и правдоподобных рассуждений.
  • 80-90-е годы. Появляются интегрированные (гибридные) модели представления знаний, сочетающие в себе интеллекты: поисковый, вычислительный, логический и образный.
Примеры разработанных к настоящему времени систем, использующих ИИТ.
  1. Асанов А. А., Ларичев О. И., Нарыжный Е. В. Экспертная система для диагностики лекарственных отравлений, ЭСТЕР.

    Система работает с 19 группами распространенных препаратов и использует более 60 диагностических признаков. Она имитирует рассуждения врача - эксперта в токсикологии. В настоящее время система проходит испытания в Токсикологическом центре Министерства здравоохранения РФ.

  2. Авдеев П. А., Еремеев А. П., Катович В. Н. Прототип диагностической экспертной системы предстартовой подготовки (ДЭС ПП) и его техническая реализация на основе высокоэффективного инструментального комплекса G2+GDA.

    Предложены базовые принципы по конструированию интеллектуальных систем поддержки принятия решений для операторов, руководителей работ и экипажа при подготовке и эксплуатации сложных ракетно-космических комплексов.

  3. Городецкий В. Н., Котенко И. В., Карсаев О. В. Интеллектуальные агенты для обнаружения атак в компьютерных сетях.

    На основе лицензионных программных продуктов типа G2, GDA, NeurOn-Line, Rethink и др. появляется возможность создания динамических систем для диагностики сложных технических систем.

  4. Тельнов Ю. Ф. Компонентная технология реинжиниринга бизнес-процессов и конфигурации информационной системы предприятия на основе управления знаниями.

    Подход к конфигурации структуры бизнес-процессов и информационной системы основан на применении объектно-ориентированной модели и обобщенных продукционных правилах ограничений целостности модели предприятия. Определенный опыт решения задач интеллектуальной конфигурации объектов, накопленный в экспертных системах (например, XCON, COCOS, VEXED, VT, DIDS и др.), может использоваться при конфигурировании бизнес-процессов.


Самое обсуждаемое
Мертвые души Мертвые души 8 9 глава краткое содержание Мертвые души Мертвые души 8 9 глава краткое содержание
Потому что или потому, что (запятая при сложных подчинительных союзах) Потому что или потому, что (запятая при сложных подчинительных союзах)
Где в России добывают янтарь: залежи янтаря в России, типы месторождений, места, способы и методы добычи камней Где в России добывают янтарь: залежи янтаря в России, типы месторождений, места, способы и методы добычи камней


top