Основные биологические термины и понятия. Задания: биологические термины и понятия. По тематическому разделу

Основные биологические термины и понятия. Задания: биологические термины и понятия. По тематическому разделу

Страница 1 из 2

Словарь основных биологических терминов и понятий

А

АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА - совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов. К ним относят состав атмосферного воздуха, состав морских и пресных вод, почвы, температуру воздуха и почвы, освещение и другие факторы.

АГРОБИОЦЕНОЗ - совокупность организмов, обитающих на землях, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур. В А. растительный покров создаётся человеком и состоит обычно из одного-двух культивируемых растений и сопутствующих им сорняков.

АГРОЭКОЛОГИЯ - раздел экологии, изучающий закономерности организации искусственных растительных сообществ, их структуру и функционирование.

АЗОТФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ - бактерии, способные усваивать азот воздуха с образованием соединений азота, доступных для использования другими организмами. Среди А.б. есть как свободно живущие в почве, так и сосуществующие при взаимной выгоде с корнями высших растений.

АНТИБИОТИКИ - специфические химические вещества, образуемые микроорганизмами и способные даже в малых количествах оказывать избирательное действие на другие микроорганизмы и клетки злокачественных опухолей. В широком смысле к А. относят также антимикробные вещества тканей высших растений (фитонциды). Первый А. был получен в 1929 году Флемингом (хотя пе- ницилл использовался русскими врачами гораздо раньше). Термин «А.» предложил в 1942 году З. Ваксман.

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ - факторы влияния человека на окружающую среду. Влияние человека на растения может быть как положительным (выращивание растения, борьба с вредителями, охрана редких видов и биоценозов), так и отрицательным. Отрицательное влияние человека может быть непосредственным - вырубка лесов, сбор цветущих растений, вытаптывание растительности в парках и лесах, опосредованным - через загрязнение среды, уничтожение насекомых-опылителей и т.д.

Б

БАКТЕРИИ - царство живых организмов. Отличаются от организмов других царств строением клетки. Одноклеточные или объединённые в группы микроорганизмы. Неподвижные или подвижные - со жгутиками.

БАКТЕРИЦИДНОСТЬ - способность соков растений, кровяной сыворотки животных и некоторых химических веществ убивать бактерии.

БИОИНДИКАТОРЫ - организмы, особенности развития или количество которых служат показателями природных процессов или антропогенных изменений среды обитания. Многие организмы могут существовать только в определённых, часто узких границах изменений факторов среды обитания (химического состава почвы, вод, атмосферы, климатических и погодных условий, присутствия других организмов). Например, лишайники и некоторые хвойные деревья служат Б. чистоты воздуха. Водные растения, их видовой состав и численность являются Б. степени загрязнения вод.

БИОМАССА - суммарная масса особей вида, группы видов или сообщества организмов. Выражается обычно в единицах массы (граммах, килограммах), отнесённых к единице площади или объёма местообитания (гектар, кубический метр). Около 90% Б. всей биосферы составляют наземные растения. Остальная часть приходится на водную растительность.

БИОСФЕРА - область распространения жизни на Земле, состав, структура и энергетика которой определяются совместной деятельностью живых организмов.

БИОЦЕНОЗ - сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и животных в цепи питания, влияющих друг на друга в ходе борьбы за существование и естественного отбора (растения, животные и микроорганизмы, населяющие озеро, долину реки, сосновый лес).

В

ВИД - основная единица в систематике живых организмов. Совокупность особей, обладающих рядом общих признаков и способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённую территорию.

ВСХОЖЕСТЬ - способность семян за установленный срок при определённых условиях давать нормальные проростки. Выражают всхожесть в процентах.

ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ - сложные многоклеточные организмы с хорошо выраженными вегетативными органами, приспособленные, как правило, к жизни в наземной среде.

Г

ГАМЕТА - половая клетка. Обеспечивает передачу наследственной информации от родителей потомкам.

ГАМЕТОФИТ - половое поколение в жизненном цикле растений, развивающихся с чередованием поколений. Образуется из споры, производит гаметы. У высших растений Г. только у мхов представлен листостебельным растением. У остальных он слабо развит и недолговечен. У плаунов, хвощей и папоротников Г. - это заросток, который производит и мужские и женские гаметы. У покрытосеменных растений женский Г. - это зародышевый мешок, а мужской - пыльца. Растут по берегам рек, на болотах и влажных полях (тростник, рогоз).

ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ - органы, выполняющие функцию полового размножения. У цветковых растений - цветки и плоды, точнее - пылинка и зародышевый мешок.

ГИБРИДИЗАЦИЯ - объединение наследственного материала разных клеток в одной. В сельском хозяйстве - скрещивание разных сортов растений. См. также Селекция.

ГИГРОФИТЫ - растения влажных мест обитания. Растут на болотах, в воде, во влажных тропических лесах. У них плохо развита корневая система. Слабо развиты древесина и механические ткани. Могут впитывать влагу всей поверхностью тела.

ГИДРОФИТЫ - водные растения, прикреплённые к грунту и погружённые в воду только нижней частью. В отличие от гигрофитов имеют хорошо развитые проводящие и механические ткани, корневую систему. Но много межклетников и воздушных полостей.

ГЛИКОГЕН - углевод, полисахарид. Его разветвлённые молекулы построены из остатков глюкозы. Энергетический резерв многих живых организмов. При его расщеплении образуется глюкоза (сахар) и выделяется энергия. Обнаружен в печени и мышцах позвоночных животных, в грибах (дрожжах), в водорослях, в зерне некоторых сортов кукурузы.

ГЛЮКОЗА - виноградный сахар, один из самых распространённых простых сахаров. У зелёных растений образуется из углекислого газа и воды в результате фотосинтеза. Участвует во многих реакциях обмена веществ.

ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - наиболее древние из семенных растений. Большинство - вечнозелёные деревья и кустарники. Представители голосеменных растений - хвойные растения (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

ГРИБЫ - царство живых организмов. Сочетают признаки как растений, так и животных, а также имеют особенные признаки. Существуют как одноклеточные, так и многоклеточные грибы. Тело (мицелий) состоит из системы ветвящихся нитей.

ГУМУС (ПЕРЕГНОЙ) - комплекс специфических тёмноокрашенных органических веществ почвы. Получается в результате преобразования органических остатков. В значительной степени определяет плодородие почвы.

Дополнение недостающей информации - закончить предложение (повышенный уровень)

Повторить материал для решения заданий можно в разделе Общая биология

1. Отрасль науки и производства, разрабатывающая пути использования биологических объектов в современном производстве, - это

Ответ: биотехнология.

2. Наука, исследующая форму и строение отдельных органов, их систем и всего организма в целом, - это

Ответ: анатомия.

3. Наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как биосоциального вида, образование человеческих рас, - это

Ответ: антропология.

4. "Запись" наследственной информации происходит на... уровне организации.

Ответ: молекулярном.

5. Сезонные изменения в живой природе изучает наука

Ответ: фенология.

6. Микробиология как самостоятельная наука оформилась благодаря работам

Ответ: Л. Пастера (Пастера)

7. Впервые систему классификации животных и растений предложил

Ответ: К. Линней (Линней)

8. Основоположником первой эволюционной теории был

Ответ: Ж.-Б. Ламарк (Ламарк)

9. Основоположником медицины считают

Ответ: Гиппократа (Гиппократ).

10. Основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства сформулировал

Ответ: К. Бэр (Бэр).

11. В науке гипотезы проверяют с помощью... метода.

Ответ: экспериментального.

12. Основоположником экспериментального метода в биологии считают

Ответ: И. П. Павлова (Павлов).

13. Совокупность приемов и операций, используемых при построении системы достоверных знаний, это... метод.

Ответ: научный.

14. Высшей формой эксперимента считают

Ответ: моделирование.

15. Способность организмов к самовоспроизведению - это

Ответ: репродукция.

16. Раздел биологии, изучающий ткани многоклеточных организмов, - это

Ответ: гистология.

17. Закон биогенной миграции атмов сформулировал

18. Закон сцепленного наследования признаков открыл

Ответ: Т. Морган (Морган).

19. Закон необратимости эволюции сформулировал

Ответ: Л. Долло (Долло).

20. Закон корреляции частей организма, или соотношения органов сформулировал

Ответ: Ж. Кювье (Кювье).

21. Закон смены фаз (направлений) эволюции сформулировал

Ответ: А. Н. Северцов (Северцов).

22. Учение о биосфере разработал

Ответ: В. И. Вернадский (Вернадский).

23. Закон физико-химического единства живого вещества сформулировал

Ответ: В. И. Вернадский (Вернадский).

24. Основоположником эволюционной палеонтологии был

Ответ: В. О. Ковалевский (Ковалевский).

25. Наука, которая изучает строение и жизнедеятельность клетки

Ответ: цитология.

26. Наука, которая изучает поведение животных, - это

Ответ: Этология.

27. Наука, занимающаяся планированием количественных биологических экспериментов и обработкой результатов методами математической статистики, - это

Ответ: биометрия.

28. Наука, изучаются общие свойства и проявления жизни на клеточном уровне, - это

Ответ: цитология.

29. Наука, изучающая историческое развитие живой природы, - это

Ответ: эволюция.

30. Наука, изучающая водоросли, - это

Ответ: альгология.

31. Наука, изучающая насекомых, - это

Ответ: энтомология.

32. Наследование гемофилии у человека установлено с помощью... метода.

Ответ: генеалогического.

33. При изучении клеток с помощью современных приборов используют... метод.

Ответ: инструментальный.

34. Влияние условий жизни и труда на здоровье изучает

Ответ: гигиена.

35. Процессы биосинтеза органических соединений происходят на... уровне организации живой материи.

Ответ: молекулярном.

36. Дубрава является примером... уровня оранизации живой материи.

Ответ: биогеоценотического.

37. Хранение и передача наследственной информации происходит на... уровне организации живой материи.

Ответ: молекулярном.

38. Изучать природные явления в заданных условиях позволяет метод

Ответ: эксперимента.

39. Внутреннее строение митохондрий позволяет изучить... микроскоп.

Ответ: электронный.

40. Изменения, происходящие в соматической клетке во время митоза, позволяет изучать метод

Ответ: микроскопии.

41. Выявить характер и тип наследования признаков из поколения в поколение на основе изучения родословной человека позволяет... метод генетики.

Ответ: генеалогический.

42. Транскрипция и трансляция происходит на... уровне организации живого.

Ответ: молекулярном.

43. В систематике используют метод

Ответ: классификации.

44. Признак живого, сущность которого состоит в способности организмов воспроизводить себе подобных, - это

Ответ: репродукция.

45. Признак живого, сущность которого состоит в способности живых систем поддерживать относительное постоянство своей внутренней среды, - это

Ответ: гомеостаз.

46. Одним из наиболее важных принципов организации биологических систем является их

Ответ: открытость.

47. Строение пластид изучают с помощью метода... микроскопии.

Ответ: электронной.

48. Экология НЕ изучает... уровень организации жизни.

Ответ: клеточный.

49. Способность биосистем поддерживать постоянство химического состава и интенсивность протекания биологических процессов - это

Ответ: саморегуляция.

50. Научное предположение, которое может объяснить наблюдаемые данные, - это

Ответ: гипотеза.

51. Клетка является структурной, функциональной единицей живого, единицей роста и развития - это положение... теории.

Ответ: клеточной.

52. Синтез АТФ в клетках животных происходит в

Ответ: митохондриях.

53. Сходство клеток грибов и животных состоит в том, что они имеют... способ питания.

Ответ: Гетеротрофный.

54. Элементарной структурной, функциональной и генетической единицей живого является

Ответ: клетка.

55. Элементарной открытой живой системой является

Ответ: клетка.

56. Элементарной единицей размножения и развития является

Ответ: клетка.

57. Клеточная стенка у растений образована

Ответ: целлюлозой.

58. В основе представлений о единстве всего живого лежит... теория.

Ответ: клеточная.

59. Микроскоп для биологических исследований изобрел

Ответ: Р. Гук (Гук).

60. Основоположником микробиологии является

Ответ: Л. Пастер (Пастер).

61. Впервые термин "клетка" применил

Ответ: Р. Гук (Гук).

62. Одноклеточные организмы открыл

Ответ: А. Левенгук (Левенгук).

63. "Все новые клетки образуются путем деления исходных", - это положение современной клеточной теории доказал

Ответ: Р. Вирхов.

64. М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали основные положения... теории.

Ответ: клеточной.

65. Запасным веществом в клетках бактерий является

Ответ: муреин.

66. "Клетки всех организмов сходны по химическому составу, строению и функциям", - это положение... теории.

Ответ: клеточной.

67. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток, поэтому клетку называют единицей

Ответ: строения.

68. Клеточной стенки НЕ имеют клетки

Ответ: животных.

69. Для всех эукариотических организмов характерно наличие в клетках

Ответ: ядра.

70. Клеточного строения НЕ имеют

Ответ: вирусы.

71. Ядро в растительных клетках обнаружил

Ответ: Р. Броун (Броун).

72. У грибов запасным углеводом является

Ответ: гликоген.

Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Что изучает анатомия?

Анатомия человека - наука о форме, строении и развитии человеческого организма в соответствии с половыми, возрастными и индивидуальными особенностями.

Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.

2. Что изучает физиология?

Физиология - (от греч. physis -- природа и логос -- слово, учение), наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в организме человека. Физиология изучает механизмы различных функций живого организма (рост, размножение, дыхание и др.), их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Решая принципиально общие задачи, физиологиия животных и человека и физиология растений имеют различия, обусловленные строением и функциями их объектов. Так, для физиологии животных и человека одна из основных задач -- изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решении этой проблемы участвовали крупнейшие физиологи (И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Г. Гельмгольц, К. Бернар, Ч. Шеррингтон и др.). Для физиологии растений, выделившейся из ботаники в 19 в., традиционно изучение минерального (корневого) и воздушного (фотосинтез) питания, цветения, плодоношения и др. Она служит теоретической основой растениеводства и агрономии. Основоположники отечественной физиологии растений -- А.С. Фаминцын и К.А. Тимирязев. Физиология связана с анатомией, цитологией, эмбриологией, биохимией и др. биологическими науками.

3. Что изучает гигиена?

Гигиена - (от др.-греч. ?гйейнЮ «здоровая», из?гЯейб «здоровье») -- наука о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения -- факторы среды и реакцию организма, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

· Физические -- шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения, климат и т. п.

· Химические -- химические элементы и их соединения.

· Факторы деятельности человека - режим дня, тяжесть и напряжённость труда и т.д.

· Социальные.

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

· Гигиена окружающей среды -- изучающая воздействие природных факторов -- атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.

· Гигиена труда -- изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.

· Коммунальная гигиена -- в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.

· Гигиена питания -- изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).

· Гигиена детей и подростков -- изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.

· Военная гигиена -- направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.

· Личная гигиена -- совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Также некоторые узкие разделы: радиационная гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены:

· изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.

· научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

· научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

4. К каким факторам, нарушающим равновесие между окружающей средой и организмом, относятся токсины?

В организме каждого человека находится определённое количество вредных веществ, которые называются токсинами (от греч. toxikon -- яд). Они подразделяются на две большие группы.

Экзотоксины -- вредные вещества химического и природного происхождения, которые попадают в организм из внешней среды с пищей, воздухом или водой. Чаще всего это нитраты, нитриты, тяжёлые металлы и множество иных химических соединений, присутствующих почти во всём, что нас окружает. Жизнь в больших промышленных городах, работа на вредном производстве и даже приём лекарств, содержащих токсичные вещества, -- всё это, в той или иной степени, факторы отравления организма.

Эндотоксины -- это вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма. Особенно много их появляется при различных заболеваниях и нарушениях обмена веществ, в частности, при плохой работе кишечника, отклонениях функционирования печени, при ангине, фарингите, гриппе, ОРЗ, заболеваниях почек, аллергических состояниях, даже стрессах.

Токсины отравляют организм и нарушают его слаженную работу -- чаще всего они подрывают иммунную, гормональную, сердечно-сосудистую и обменную систему. Это приводит к осложнению течения различных болезней и препятствует выздоровлению. Токсины приводят к снижению сопротивляемости организма, ухудшению общего состояния и упадку сил.

Одна из теорий старения предполагает, что оно обусловлено накоплением в организме токсинов. Они угнетают работу органов, тканей, клеток, нарушают в них течение биохимических процессов. Это в итоге приводит к ухудшению их функций и, как следствие, к старению всего организма.

Практически любое заболевание протекает значительно легче и проще поддаётся лечению, если токсины не накапливаются и быстро выводятся из организма.

Природа наделила человека различными системами и органами, способными разрушать, нейтрализовать и удалять из организма вредные вещества. Это, в частности, системы печени, почек, лёгких, кожи, желудочно-кишечного тракта и др. В современных условиях становится всё труднее справиться с агрессивными токсинами, и человеку нужна дополнительная надёжная и эффективная помощь.

5. К каким факторам относится радиация?

Радиоактивностью называют неустойчивость ядер некоторых атомов, которая проявляется в их способности к самопроизвольному превращению (по научному -- распаду), что сопровождается выходом ионизирующего излучения (радиации). Энергия такого излучения достаточно велика, поэтому она способна воздействовать на вещество, создавая новые ионы разных знаков. Вызывать радиацию с помощью химических реакций нельзя, это полностью физический процесс.

Различают несколько видов радиации:

· Альфа-частицы -- это относительно тяжелые частицы, заряженные положительно, представляют собой ядра гелия.

· Бета-частицы -- обычные электроны.

· Гамма-излучение -- имеет ту же природу, что и видимый свет, однако гораздо большую проникающую способность.

· Нейтроны -- это электрически нейтральные частицы, возникающие в основном рядом с работающим атомным реактором, доступ туда должен быть ограничен.

· Рентгеновские лучи -- похожи на гамма-излучение, но имеют меньшую энергию. Кстати, Солнце -- один из естественных источников таких лучей, но защиту от солнечной радиации обеспечивает атмосфера Земли.

Источники радиации -- ядерно-технические установки (ускорители частиц, реакторы, рентгеновское оборудование) и радиоактивные вещества. Они могут существовать значительное время, никак не проявляя себя, и Вы можете даже не подозревать, что находитесь рядом с предметом сильнейшей радиоактивности.

Организм реагирует на саму радиацию, а не на её источник. Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу при медицинской диагностике радиоизотопами. В этом случае имеет место внутреннее облучение. Кроме того, значительное влияние радиации на организм человека оказывает внешнее облучение, т.е. источник радиации находится вне тела. Наиболее опасно, безусловно, внутреннее облучение.

Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

Радиация относится к тем факторам физиологического воздействия на организм человека, для восприятия которых у него отсутствуют рецепторы. Ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать ее на ощупь или на вкус он просто не в состоянии.

Отсутствие прямых причинно-следственных связей между радиацией и реакцией организма на ее воздействие позволяет постоянно и достаточно успешно эксплуатировать идею опасности влияния малых доз на здоровье человека.

6. К каким факторам относятся вирусы?

Вирусы (образовано от лат. virus -- «яд») -- мельчайшие микроорганизмы, не имеющие клеточного строения, белоксинтезирующей системы и способные к воспроизведению лишь в клетках высокоорганизованных форм жизни. Для обозначения агента, способного вызывать инфекционную болезнь, оно впервые было применено в 1728 году.

Появление вирусов на эволюционном древе жизни неясно: некоторые из них могли образоваться из плазмид, небольших молекул ДНК, способных передаваться от одной клетки к другой, в то время как другие могли произойти от бактерий. В эволюции вирусы являются важным средством горизонтального переноса генов, обусловливающего генетическое разнообразие.

Вирусы распространяются многими способами: вирусы растений часто передаются от растения к растению насекомыми, питающимися растительными соками, к примеру, тлями; вирусы животных могут распространяться кровососущими насекомыми, такие организмы известны как переносчики. Вирус гриппа распространяется воздушно-капельным путём при кашле и чихании. Норовирус и ротавирус, обычно вызывающие вирусные гастроэнтериты, передаются фекально-оральным путём при контакте с заражённой пищей или водой. ВИЧ является одним из нескольких вирусов, передающихся половым путём и при переливании заражённой крови. Каждый вирус имеет определённую специфичность к хозяевам, определяющуюся типами клеток, которые он может инфицировать. Круг хозяев может быть узок или, если вирус поражает многие виды, широк.

Вирусы хотя очень малы, их невозможно увидеть, являются объектом изучения наук:

Для медика вирусы - наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори, оспы, тропических лихорадок.

Для патолога вирусы - этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых и опасных патологических процессов.

Для ветеринарного работника вирусы - виновники эпизоотий (массовых заболеваний) ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих сельскохозяйственных животных.

Для агронома вирусы - возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики, желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.

Для цветовода вирусы - факторы, вызывающие появление изумительных расцветок тюльпанов.

Для медицинского микробиолога вирусы - агенты, вызывающие появление токсических (ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы, способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.

Для промышленного микробиолога вирусы - вредители бактерий, продуцентов, антибиотиков и ферментов.

Для генетика вирусы - переносчики генетической информации.

Для дарвиниста вирусы - важные факторы эволюции органического мира.

Для эколога вирусы - факторы, участвующие в формировании сопряженных систем органического мира.

Для биолога вирусы - наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.

Для философа вирусы - ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.

Вирусы возбудители важнейших болезней человека, сельскохозяйственных животных и растений, и значение их всё время возрастает по мере снижения заболеваемости бактериальными, протозойными и грибковыми болезнями.

7. Что такое гомеостаз?

Жизнь возможна только при относительно небольшом диапазоне отклонений различных характеристик внутренней среды -- физико-химических (кислотность, осмотическое давление, температура и др.) и физиологических (артериальное давление, содержание сахара в крови и др.) -- от определенной средней величины. Постоянство внутренней среды живого организма называют гомеостазом (от греческих слов homoios -- подобный, одинаковый и stasis -- состояние).

Под действием факторов внешней среды жизненно важные характеристики внутренней среды могут изменяться. Тогда в организме возникают реакции, направленные на их восстановление или предотвращение таких изменений. Эти реакции называются гомеостатическими. При потере крови, например, происходит сужение сосудов, препятствующее падению артериального давления. При увеличении расхода сахара во время физической работы увеличивается его выделение в кровь из печени, что предотвращает падение уровня сахара в крови. При увеличении выработки тепла в организме расширяются кожные сосуды, и поэтому усиливается теплоотдача, что препятствует перегреву тела.

Гомеостатические реакции организует центральная нервная система, которая регулирует активность вегетативной и эндокринной систем. Последние уже непосредственно влияют на тонус кровеносных сосудов, интенсивность обмена веществ, работу сердца и других органов. Механизмы одной и той же гомеостатической реакции и их эффективность могут быть различными и зависят от множества факторов, в том числе наследственных.

Гомеостазом называют также сохранение постоянства видового состава и числа особей в биоценозах, способность популяции поддерживать динамическое равновесие генетического состава, что обеспечивает ее максимальную жизнеспособность (генетический гомеостаз).

8. Что такое цитолемма?

Цитолемма - универсальная кожа клетки, выполняет барьерную, защитную, рецепторную, выделительную функции, переносит питательные вещества, передает нервные импульсы и гормоны, соединяет клетки в ткани.

Это самая толстая (10 нм) и сложно организованная мембрана клетки. В её основе лежит универсальная биологическая мембрана, покрытая снаружи гликокаликсом, а изнутри, со стороны цитоплазмы, подмембранным слоем. Гликокаликс (3-4 нм толщины) представлен наружными, углеводными участками сложных белков - гликопротеинов и гликолипидов, входящих в состав мембраны. Эти углеводные цепочки играют роль рецепторов, обеспечивающих распознавание клеткой соседних клеток и межклеточого вещества и взаимодействие с ними. В этот слой также входят поверхностные и полуинтегральные белки, функциональные участки которых находятся в надмембранной зоне (например, иммуноглобулины). В гликокаликсе находятся рецепторы гистосовместимости, рецепторы многих гормонов и нейромедиаторов.

Подмембранный, кортикальный слой образован микротрубочками, микрофибриллами и сократимыми микрофиламентами, которые являются частью цитоскелета клетки. Подмембранный слой обеспечивает поддержание формы клетки, создание её упругости, обеспечивает изменения клеточной поверхности. За счёт этого клетка участвует в эндо- и экзоцитозе, секреции, движении.

Цитолемма выполняет множество функций:

1) разграничительная (цитолемма отделяет, отграничивает клетку от окружающей среды и обеспечивает её связь с внешней средой);

2) распознавание данной клеткой других клеток и прикрепление к ним;

3) распознавание клеткой межклеточного вещества и прикрепление к его элементам (волокнам, базальной мембране);

4) транспорт веществ и частиц в цитоплазму и из неё;

5) взаимодействие с сигнальными молекулами (гормонами, медиаторами, цитокинами) благодаря наличию на её поверхности специфических рецепторов к ним;

6) обеспечивает движение клетки (образование псевдоподий) благодаря связи цитолеммы с сократимыми элементами цитоскелета.

В цитолемме расположены многочисленные рецепторы, через которые биологически активные вещества (лиганды, сигнальные молекулы, первые посредники: гормоны, медиаторы, факторы роста) действуют на клетку. Рецепторы представляют собой генетически детерминированные макромолекулярные сенсоры (белки, глико- и липопротеины) встроенные в цитолемму или расположенные внутри клетки и специализированные на восприятии специфических сигналов химической или физической природы. Биологически активные вещества при взаимодействии с рецептором вызывают каскад биохимических изменений в клетке, трансформируясь при этом в конкретный физиологический ответ (изменение функции клетки).

Все рецепторы имеют общий план строения и состоят из трёх частей: 1) надмебранной, осуществляющей взаимодействие с веществом (лигандом); 2) внутримембранной, осуществляющей перенос сигнала и 3) внутриклеточной, погружённой в цитоплазму.

9. Какое значение имеет ядро?

Ядро - обязательная составная часть клетки (исключение: зрелые эритроциты), где сосредоточена основная масса ДНК.

В ядре протекают два важнейших процесса. Первый из них -- это синтез самого генетического материала, в ходе которого количество ДНК в ядре удваивается (о ДНК и РНК см. Нуклеиновые кислоты). Этот процесс необходим для того, чтобы при последующем делении клетки (митозе) в двух дочерних клетках оказалось одинаковое количество генетического материала. Второй процесс -- транскрипция -- производство всех типов молекул РНК, которые, мигрируя в цитоплазму, обеспечивают синтез белков, необходимый для жизнедеятельности клетки.

Ядро отличается от окружающей его цитоплазмы по показателю преломления света. Именно поэтому его можно увидеть в живой клетке, но обычно для выявления и изучения ядра пользуются специальными красителями. Русское название «ядро» отражает наиболее характерную для этого органоида шарообразную форму. Такие ядра можно видеть в клетках печени, нервных клетках, но в гладкомышечных и эпителиальных клетках ядра овальные. Есть ядра и более причудливой формы.

Самые непохожие по форме ядра состоят из одних и тех же компонентов, т.е. имеют общий план строения. В ядре различают: ядерную оболочку, хроматин (хромосомный материал), ядрышко и ядерный сок. У каждого ядерного компонента своя структура, состав и функции.

Ядерная оболочка включает в себя две мембраны, располагающиеся на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между мембранами ядерной оболочки называется перинуклеарным. В ядерной оболочке есть отверстия -- поры. Но они не сквозные, а заполнены специальными белковыми структурами, которые называются комплексом ядерной поры. Через поры из ядра в цитоплазму выходят молекулы РНК, а навстречу им в ядро передвигаются белки. Сами же мембраны ядерной оболочки обеспечивают диффузию низкомолекулярных соединений в обоих направлениях.

Хроматин (от греческого слова chroma -- цвет, краска) -- это вещество хромосом, которые в интерфазном ядре значительно менее компактны, чем во время митоза. При окрашивании клетки они красятся ярче других структур.

В ядрах живых клеток хорошо заметно ядрышко. Оно имеет вид тельца округлой или неправильной формы и отчетливо выделяется на фоне довольно однородного ядра. Ядрышко -- это образование, возникающее в ядре на тех хромосомах, которые участвуют в синтезе РНК рибосом. Район хромосомы, формирующий ядрышко, называют ядрышковым организатором. В ядрышке протекает не только синтез РНК, но и сборка субчастиц рибосом. Число ядрышек и их размеры могут быть различными. Продукты деятельности хроматина и ядрышка поступают первоначально в ядерный сок (кариоплазму).

Для роста и размножения клеток ядро совершенно необходимо. Если экспериментальным путем отделить от ядра основную часть цитоплазмы, то этот цитоплазматический комочек (цитопласт) может просуществовать без ядра лишь несколько суток. Ядро же, окруженное самым узким ободком цитоплазмы (кариопластом), полностью сохраняет свою жизнеспособность, постепенно обеспечивая восстановление органоидов и нормального объема цитоплазмы. Тем не менее некоторые специализированные клетки, например эритроциты млекопитающих, длительное время функционируют без ядра. Его лишены и тромбоциты -- кровяные пластинки, образующиеся как фрагменты цитоплазмы больших клеток -- мегакариоцитов. У сперматозоидов ядро есть, но оно совершенно неактивно.

10. Что такое оплодотворение?

Оплодотворение - слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму. Оплодотворению предшествуют сложные процессы созревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (сперматогенез). В отличие от сперматозоидов, яйцеклетка не обладает самостоятельной подвижностью. Зрелая яйцеклетка выходит из фолликула в брюшную полость в середине менструального цикла в момент овуляции и попадает в маточную трубу благодаря её присасывающим перистальтическим движениям и мерцанию ресничек. Период овуляции и первые 12-24ч. после неё являются наиболее благоприятными для оплодотворения. Если оно не произошло, то в последующие дни происходят регресс и гибель яйцеклетки.

При половом сношении во влагалище женщины попадает сперма (семенная жидкость). Под действием кислой среды влагалища часть сперматозоидов погибает. Наиболее жизнеспособные из них проникают через канал шейки матки в щелочную среду её полости и через 1,5-2 ч после полового сношения достигают маточных труб, в ампулярном отделе которых происходит оплодотворение. К зрелой яйцеклетке устремляется множество сперматозоидов, однако через покрывающую её блестящую оболочку проникает, как правило, лишь один из них, ядро которого сливается с ядром яйцеклетки. С момента слияния половых клеток начинается беременность. Образуется одноклеточный зародыш, качественно новая клетка - зигота, из которой в результате сложного процесса развития в течение беременности формируется человеческий организм. Пол будущего ребёнка зависит от того, каким типом сперматозоида была оплодотворена яйцеклетка, всегда являющаяся носительницей Х-хромосомы. В том случае, если яйцеклетка была оплодотворена сперматозоидом с X (женской) половой хромосомой, возникает зародыш женского пола (XX). При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом с Y (мужской) половой хромосомой развивается эмбрион мужского пола (XY). Имеются данные о том, что сперматозоиды, содержащие Y-хромосому, менее долговечны и быстрее погибают по сравнению со сперматозоидами, содержащими Х-хромосому. Очевидно, в связи с этим вероятность зачатия мальчика возрастает, если оплодотворяющий половой акт произошёл во время овуляции. В том случае, если половое сношение было за несколько дней до овуляции, больше шансов, что произойдёт оплодотворение. Яйцеклетки сперматозоидами, содержащими Х-хромосому, т. е. выше вероятность рождения девочки.

Оплодотворённая яйцеклетка, продвигаясь по маточной трубе, подвергается дроблению, проходит стадии бластулы, морулы, бластоцисты и на 5-6-й день от момента оплодотворения достигает полости матки. К этому моменту зародыш (эмбриобласт) снаружи покрыт слоем особых клеток - трофобластом, который обеспечивает питание и имплантацию (внедрение) его в слизистую оболочку матки, называемую во время беременности децидуальной. Трофобласт выделяет ферменты, растворяющие елизистую оболочку матки, что облегчает погружение оплодотворённой яйцеклетки в её толщу.

11. Что характеризует стадию дробления?

Дробление - это серия быстрых делений зиготы без промежуточного роста.

После объединения геномов яйцеклетки и сперматозоида зигота сразу же приступает к митотическому делению - начинается развитие многоклеточного диплоидного организма. Первый этап этого развития называется дроблением. Он имеет ряд особенностей. Прежде всего, в большинстве случаев деление клеток не чередуется с их ростом. Число клеток зародыша увеличивается, а его общий объем остается примерно равным объему зиготы. Во время дробления объем цитоплазмы остается примерно постоянным, а число ядер, их общий объем и в особенности площадь поверхности увеличиваются. Это значит, что в период дробления восстанавливаются нормальные (т.е. свойственные соматическим клеткам) ядерно-плазменные отношения. Митозы в ходе дробления особенно быстро следуют один за другим. Это происходит за счет сокращения интерфазы: период Gx полностью выпадает, период G2 также сокращается. Интерфаза практически сводится к S-периоду: как только ДНК целиком удваивается, клетка вступает в митоз.

Клетки, образующиеся в ходе дробления, называются бластомерами. У многих животных в течение довольно длительного времени они делятся синхронно. Правда, иногда эта синхронность нарушается рано: например, у аскариды на стадии четырех бластомеров, а у млекопитающих несинхронно делятся уже первые два бластомера. При этом первые два деления обычно происходят в меридианальных плоскостях (проходят через анимально- вегетативную ось), а третье деление - в экваториальной (перпендикулярно этой оси).

Еще одна характерная черта дробления - отсутствие у бластомеров признаков тканевой дифференцировки. Клетки уже могут "знать" свою будущую судьбу, но еще не имеют признаков нервных, мышечных или эпителиальных.

12. Что такое имплантация?

физиология цитолемма зигота

Имплантация (от лат. in (im) -- в, внутрь и plantatio -- сажание, пересадка), прикрепление зародыша к стенке матки у млекопитающих с внутриутробным развитием и у человека.

Различают три типа имплантации:

· Центральная имплантация -- когда зародыш остаётся в просвете матки, прикрепляясь к её стенке либо всей поверхностью трофобласта, либо только её частью (у рукокрылых, жвачных).

· Эксцентрическая имплантация -- зародыш проникает в глубь складки слизистой оболочки матки (так называемой маточной крипты), стенки которой затем срастаются над зародышем и образуют имплантационную камеру, изолированную от полости матки (у грызунов).

· Интерстициальная имплантация -- характерна для высших млекопитающих (приматы и человек) -- зародыш активно разрушает клетки слизистой оболочки матки и внедряется в образовавшуюся полость; дефект матки заживает, и зародыш оказывается полностью погруженным в стенку матки, где происходит его дальнейшее развитие.

13. Что такое гаструляция?

Гаструляция -- сложный процесс морфогенетических изменений, сопровождающийся размножением, ростом, направленным перемещением и дифференцировкой клеток, в результате чего образуются зародышевые листки (эктодерма, мезодерма и энтодерма) -- источники зачатков тканей и органов. Второй после дробления этап онтогенеза. При гаструляции происходит перемещение клеточных масс с образованием из бластулы двухслойного или трёхслойного зародыша -- гаструлы.

Тип бластулы определяет способ гаструляции.

Зародыш на этой стадии состоит из явно разделенных пластов клеток -- зародышевых листков: наружного (эктодерма) и внутреннего (энтодерма).

У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией или, как у ланцетника, вслед за ней возникает и третий зародышевый листок -- мезодерма, который представляет собой совокупность клеточных элементов, расположенных между эктодермой и эндодермой. Вследствие появления мезодермы зародыш становится трехслойным.

У многих групп животных именно на стадии гаструляции появляются первые признаки дифференцировки. Дифференцировка (дифференциация) -- процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

Из эктодермы образуется нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов; из энтодермы -- эпителий средней кишки, пищеварительные железы, эпителий жабр и легких; из мезодермы -- мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы и др.

У разных групп животных одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же органам и тканям.

Способы гаструляции:

· Инвагинация -- происходит путем впячивания стенки бластулы в бластоцель; характерна для большинства групп животных.

· Деляминация (характерна для кишечнополостных) -- клетки, находящиеся снаружи, преобразуются в эпителиальный пласт эктодермы, а из оставшихся клеток формируется энтодерма. Обычно деляминация сопровождается делениями клеток бластулы, плоскость которых проходит «по касательной» к поверхности.

· Иммиграция -- миграция отдельных клеток стенки бластулы внутрь бластоцеля.

· Униполярная -- на одном участке стенки бластулы, обычно на вегетативном полюсе;

· Мультиполярная -- на нескольких участках стенки бластулы.

· Эпиболия -- обрастание одних клеток быстро делящимися другими клетками или обрастание клетками внутренней массы желтка (при неполном дроблении).

· Инволюция -- вворачивание внутрь зародыша увеличивающегося в размерах наружного пласта клеток, который распространяется по внутренней поверхности остающихся снаружи клеток.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиология как наука о функциях и процессах, протекающих в организме, ее разновидности и предметы изучения. Возбудимые ткани, общие свойства и электрические явления. Этапы исследования физиологии возбуждения. Происхождение и роль мембранного потенциала.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2009

    Изучение понятия, целей, функций и классификаций науки; определение ее роли в обществе. Сущность и отличительные признаки аналитических, синтетических и неожиданных открытий. Рассмотрение истории становления естествознания как научной дисциплины.

    реферат , добавлен 23.10.2011

    Анатомно-гистологическое строение трахеи и бронхов. Особенности кровообращения плода. Строение среднего и промежуточного мозга. Железы внешней и внутренней секреции. Роль трофобласта в питании зародыша. Дробление яйца млекопитающих и формирование зиготы.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2013

    Роль Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности, объяснении высших функций мозга животных и человека. Основные периоды научной деятельности ученого: исследования в областях кровообращения, пищеварения, физиологии высшей нервной деятельности.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Состав минеральных веществ в организме взрослого человека. Основные функции минеральных веществ в организме: пластическая, участие в обменных процессах, поддержание осмотического давления в клетках, воздействие на иммунную систему и свертываемость крови.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    Исследование биографии и научной деятельности Чарльза Дарвина, основоположника эволюционной биологии. Обоснование гипотезы происхождения человека от обезьяноподобного предка. Основные положения эволюционного учения. Сфера действия естественного отбора.

    презентация , добавлен 26.11.2016

    Рассмотрение участия железа в окислительных процессах и в синтезе коллагена. Ознакомление со значением гемоглобина в процессах кровообразования. Головокружения, одышка и нарушение обмена веществ как результат дефицита железа в человеческом организме.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Биология как наука, предмет и методы ее изучения, история и этапы становления и развития. Основные направления изучения живой природы в XVIII в., яркие представители биологической науки и вклад в ее развитие, достижения в области физиологии растений.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2009

    Строение ствола мозга, основные функции его тонических рефлексов. Особенности функционирования продолговатого мозга. Расположение варолиева моста, анализ его функций. Ретикулярная формация мозга. Физиология среднего и промежуточного мозга, мозжечка.

    презентация , добавлен 09.10.2016

    Развитие физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Анатомия и физиология как предмет. Организм человека и составляющие его структуры. Обмен веществ и энергии и их возрастные особенности. Гормональная регуляция функций организма.

Первому заданию соответствует первый раздел в кодификаторе, который без проблем можно найти на сайте ФИПИ.

Называется раздел «Биология как наука. Методы научного познания». Что же это значит? Конкретики здесь никакой нет, так что включать он, по сути, может все что угодно.

В кодификаторе можно найти список элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ. То есть там перечислено все, что необходимо знать для успешного выполнения задания. За правильное выполнение можно получить 1 балл.

Приводим их ниже для ознакомления:

  1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
  2. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
  3. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
  4. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Выглядит очень сложно и непонятно, однако, в процессе подготовки вы все равно ознакомитесь со всеми этими темами, их не нужно учить для отдельного задания.

Разбор типовых заданий №1 ЕГЭ по биологии

Просмотрев все предложенные открытым банком задания, можно выделить для себя две классификации заданий: по тематическому разделу и по форме вопроса.

По тематическому разделу

Если расположить в порядке от большего количества к меньшему, то получится:

  • Ботаника
  • Анатомия человека
  • Цитология
  • Общая биология
  • Генетика
  • Эволюция

Разберем примеры заданий к каждому разделу.

Ботаника

Рассмотрите предложенную схему строения органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Стебель, почки и листья вместе составляют наземную часть растения- побег

Ответ: побег.

Анатомия человека

Рассмотрите предложенную схему строения скелета верхней конечности. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К свободной верхней конечности относится рука. Если пока не вдаваться в подробности с костями, которые ее составляют, то нужно просто запомнить три отдела: плечо, предплечье, кисть.

Плечо начинается плечевым суставом, а заканчивается локтевым суставом.

Предплечье, соответственно, должно заканчиваться локтем, а начинается от запястья включительно.

Кисть-косточки, составляющие ладонь и фаланги пальцев.

Ответ: плечо.

Цитология

Во-первых, нужно ознакомиться с понятием «цитология», чтобы понимать, о чем идет речь.

Цитология - раздел биологии, изучающий живые клетки, их органеллы, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти. Также используются термины клеточная биология, биология клетки.

Слово «цитология» включает в себя два корня из греческого языка: «цитос» — клетка, «логос» — наука, как и в биология- «био»-живой, «логос»- наука. Зная корни, можно легко собрать определение.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Из данной схемы становится понятно, что органоиды делятся по количеству мембран на три типа. Здесь к каждому типу выделено всего одно окошко, но это не значит, что каждому типу соответствует лишь один органоид. Кроме того, у растительной и животной клетки есть различия в строении клеток.

У растений, в отличии от животных, имеются:

  • Клеточная стенка из целлюлозы
  • Хлоропласты, необходимые для фотосинтеза
  • Крупная пищеварительная вакуоль. Чем старше клетка, тем больше вакуоль

По количеству мембран органеллы делятся:

  • Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.
  • Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).
  • Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

В схеме вопрос стоит о двумембранных органоидах. Мы знаем, что к двумембранным относятся митохондрии и пластиды. Рассуждаем: пропуск всего один, а варианта два. Это не просто так. Нужно внимательно перечитать вопрос. Есть два типа клеток, но нам не сказано, о каком идет речь значит, ответ должен быть универсален. Пластиды характерны только растительным клеткам, следовательно, остаются митохондрии.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

(В открытом банке указаны оба варианта)

Генетика

Опять же, обратимся к определению:

Гене́тика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Разобьем определение на определения:

Наследственность-Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников.

Изменчивость - разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Раз в понятие изменчивости вложено свойство приобретать отличия от родительских форм, то это дает нам термин «наследственности». У здорового человека 46 хромосом. 23 достаются от мамы,23 от папы. Значит, ребёнок-комбинация признаков, приобретенных от родителей, притом, мама и папа тоже несут в своем генетическом коде признаки своих родителей. В ходе перестановок какие-то проявляются у потомства, а какие-то могут быть просто перенесены в геном. Те, что проявились-доминантные, а те, что просто прописаны в геноме- рецессивные. Крупных изменений на фоне целого вида такая изменчивость не несет.

Ответ: комбинативная.

Эволюция

Эволюция в биологии — необратимое историческое развитие живой природы.

Она направлена на выживание видов. Не нужно думать, что эволюция-лишь усложнение организма, некоторые виды пошли по пути дегенерации, то есть упрощения, чтобы выжить.

У биологического регресса, очевидно, вариантов нет. К регрессу пришли те, то не смог приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды, а значит, вымер. Биологи знают, что выживает не сильнейший, а приспособленнейший.

У биологического прогресса три пути, начнем с простого:

Приспособиться — главная цель. По-другому «приспособиться» можно сказать «адаптироваться».

Следующий путь — идиоадаптация.

Идиоадаптация — приобретение полезных признаков для жизнедеятельности.

Или же по-научному: Идиоадаптация - направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

Все знают, как выглядит муравьед. У него вытянутая морда, а все это нужно для того, чтобы добывать свою пищу-мелких насекомых. Такое изменение формы морды не внесло кардинальных изменений в жизнь муравьедов, однако есть им стало удобнее, чем из предкам с менее вытянутой мордой.

Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Например, возникновение покрытосеменных растений значительно повысило выживаемость.

Ответ: идиоадаптация.

Итак, мы разобрали по одному примеру заданий из разных разделов, спрашиваемых в первом задании.

Вторая классификация: по форме заданного вопроса. Хоть в первом задании везде схемы, но вопрос все же может быть поставлен по-разному.

Формы вопросов

1.Пропущенный в схеме термин

Нужно просто вписать пропущенный в схеме термин, как в заданиях выше. Таких вопросов большинство.

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Данный вариант мы разбирали выше, поэтому пишем сразу ответ.

Ответ: идиоадаптация.

2. Ответ на вопрос из схемы

Схема полная, исходя из своих знаний нужно ответить на вопрос по схеме.

Рассмотрите рисунок с примерами хромосомных мутаций. Под цифрой 3 на нём обозначена хромосомная перестройка … (запишите в ответе термин)

Хромосомных перестроек есть несколько видов, которые нужно знать:

Дупликация - разновидность хромосомных перестроек, при которой участок хромосомы оказывается удвоенным.

Делеции - утрата участка хромосомы.

Инверсия - изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков.

Транслокация- перенос участка хромосомы на другую.

На третьем рисунке явно видно, что участков хромосом стало больше. Первые четыре участка хромосомы удвоились, их стало 9, вместо 5, как было. Значит, произошла дупликация участка хромосомы.

Ответ: дупликация.

3. Ответ на вопрос по части схемы

Схема полная, но есть вопрос, касательно какой-то ее части:

Рассмотрите предложенную схему реакции между аминокислотами. Запишите в ответ понятие, обозначающее название химической связи, отмеченной на схеме знаком вопроса.

На данной схеме изображена реакция между двумя аминокислотами, что известно из вопроса. Между ними действуют пептидные связи. С ними более подробно вы познакомитесь при изучении ДНК и РНК.

Пептидная связь - это химическая связь, возникающая между двумя молекулами в результате реакции конденсации между карбоксильной группой (-СООН) одной молекулы и аминогруппой (-NH2) другой молекулы, при выделении одной молекулы воды (H2O).

Ответ: пептидная, или пептидная связь.

По мнению ФИПИ, первое задание-базовое, так что не представляет особой сложности для выпускника. Оно охватывает много тем, но довольно-таки поверхностно. После изучения всех тем лучше просмотреть все доступные схемы этого задания, так как не всегда ответ очевиден. И не забывайте внимательно прочитать вопрос, не всегда он одинаков.

Биологические термины цитологии

Гомеостаз (гомо - одинаковый, стасис — состояние) - поддержание постоянства внутренней среды живой системы. Одно из свойств всего живого.

Фагоцитоз (фаго - пожирать, цитос — клетка) - крупных твердых частиц. Фагоцитозом питаются многие простейшие. С помощью фагоцитоза, иммунные клетки, уничтожают чужеродные микроорганизмы.

Пиноцитоз (пино - пью, цитос — клетка) - жидкости (вместе с растворенными веществами).

Прокариоты , или доядерные (про - до, карио - ядро) - наиболее примитивного строения. Прокариотические клетки не имеют оформленного , нет , генетическая информация представлена одной кольцевой (иногда линейной) хромосомой. У прокариот отсутствуют мембранные органоиды, за исключением фотосинтезирующих органелл у цианобактерий. К прокариотическим организмам относятся Бактерии и Археи.

Эукариоты , или ядерные (эу - хорошо, карио - ядро) - и многоклеточные организмы, имеющее оформленное ядро. Имеют более сложную организацию, по сравнению в прокариотами.

Кариоплазма (карио - ядро, плазма - содержимое) -жидкое содержимое клетки.

Цитоплазма (цитос - клетка, плазма - содержимое) - внутренняя среда клетки. Состоит из гиалоплазмы (жидкой части) и органойдов.

Органоид , или органелла (орган - инструмент, ойд - подобный) - постоянное структурное образование клетки, выполняющее определенные функции.

В профазе 1 мейоза, каждая из уже скрученных двухроматидных хромосом тесно сближается с гомологичной ей. Это называется конъюгация (ну путать с конъюгацией инфузорий).

Пара сблизившихся гомологичных хромосом называется бивалентом .

Затем хроматида перекрещивается с гомологичной (несестренской) хроматидой на соседней хромосоме (с которой образован бивалент).

Места скрещивания хроматид называется хиазмами . Хиазмы открыл в 1909 году бельгийский ученый Франс Альфонс Янсенс.

А потом кусочек хроматиды отрывается в месте хиазмы и перескакивает на другую (гомологичную т.е. несестренскую) хроматиду.

Произошла рекомбинация генов. Результат: часть генов перекочевало с одной гомологичной хромосомы на другую.

До кроссинговера одна гомологичная хромосома обладала генами от материнского организма, а вторая от отцовского. А после обе гомологичные хромосомы обладают генами как материнского так и отцовского организма.

Значение кроссинговера таково: в результате этого процесса образуются новые комбинации генов, следовательно, больше наследственная изменчивость, следовательно, больше вероятность появления новых признаков, которые могут оказаться полезными.

Митоз – непрямое деление эукариотической клетки.

Основной тип деления клеток у эукариот. При митозе происходит равномерное, одинаковое распределение генетической информации.

Митоз проходит в 4 фазы (профаза, метафаза, анафаза, телофаза). Образуются две одинаковых клетки.

Термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

Амитоз – прямое, «неправильное» деление клетки. Первым описал амитоз Роберт Ремак. Хромосомы не спирализуются, репликации ДНК не происходит, нити веретена деления не образуются, ядерная мембрана не распадается. Происходит перетяжка ядра, с образованием двух неполноценных ядер, с, как правило, неравномерно распределенной наследственной информацией. Иногда даже клетка не делится, а просто образуется двухядерной. После амитоза клетка теряет способность к митозу. Этот термин ввел в употребление Вальтер Флеминг.

  • эктодермы(внешнего слоя),
  • энтодермы(внутреннего слоя) и
  • мезодермы (среднего слоя).

Амеба обыкновенная

простейшее типа Саркомастигофоры (Саркожгутиконосцы), класса Корненожки, отряда Амебы.

Тело не имеет постоянной формы. Передвигаются с помощью ложноножек — псевдоподий.

Питаются фагоцитозом.

Инфузория-туфелька – гетеротрофное простейшее.

Тип Инфузории. Органоиды движения – реснички. Пища проницает в клетку через специальный органойд — клеточное ротовое отверстие.

В клетке два ядра: большое (макронуклеус) и малое (микронуклеус).

Дрожжи — одноклеточные грибы. Используются в кулинарии и производстве спирта

Образуется на влажной почве или продуктах питания. Выглядит как пушистый белый налет, который потом чернеет от образовавшихся спор. Используется для получения продуктов брожения.

Состоит из процессов:

  • синтеза (синонимы — анаболизм, ассимиляция ), идет с поглощением энергии.
  • распада (синонимы — катаболизм, диссимиляция ) —

Катаболизм, диссимиляция — это реакции расщепления и окисления сложных органических веществ с выделением энергии в виде тепла и АТФ.

Три этапа:

  1. подготовительный — расщепление полимерных составляющих пищи на мономеры (у высших организмов происходит в пищеварительном тракте, у простейших — в лизосомах);
  2. бескислородный (a name=»Glikoliz»>гликолиз, анаэробное дыхание, брожение); идет в цитоплазме клетки:
    глюкоза → пировиноградная кислота (ПВК) + 2АТФ
  3. кислородное расщепление (аэробное) -идет на кристах митохондрий):
    ПВК → CO2 + H2O + 36АТФ

АТФ — Аденозинтрифосфорная кислота (аденозинтрифосфорная кислота — универсальный биологический аккумулятор энергии. Состоит из азотистого основания аденина, пятиатомного сахара – рибозы и трех остатков фосфорной кислоты.

– процесс синтеза глюкозы и других органических веществ из углекислого газа и воды за счет энергии солнечного света.

Характерен для растений и некоторых автотрофных простейших.

6CO 2 + 6H 2 O -> C 6 H 12 O 6 + 6O 2

Состоит из двух последовательных фаз:

  • световой (в тилакоидах гран хлоропласта) и
  • темновой (в строме хлоропласта).

Хемосинтез – один из способов автотрофного питания.

При хемосинтезе энергия для образования сложных молекул получается из химических реакций окисления неорганики. Данный способ характерен для прокариот.

<Раздел Биологические термины в разработке — т.е. он будет постоянно пополняться>


Самое обсуждаемое
Каким образом обозначить орфограммы Каким образом обозначить орфограммы
В чем заключается особая роль науки в современном обществе? В чем заключается особая роль науки в современном обществе?
Жизнь вельможи в древнем Египте Жизнь вельможи в древнем Египте


top