«Особенности развития связной речи дошкольников». Презентация "речевое развитие ребенка в детском саду" Презентация особенности овладения речью ребенка дошкольного возраста

«Особенности развития связной речи дошкольников». Презентация

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ презентация

  • Без речи нет ни сознания, ни самосознания
  • Лев Семёнович Выготский
  • Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
  • Звуковая культура речи -
  • понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
  • формирование правильного звукопроизношения и слово-произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения;
  • формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
  • выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.
  • Типичные фонетические возрастные особенности речи детей
  • В трехлетнем возрасте ш, ж, ч, щ больше всего заменяются звуками с, з
  • щ иногда заменяется своими составными, но еще нечеткими элементами (ш, ч,ть)
  • с, з, ц заменяются на т или д, а ц часто -на с
  • р, л, з отсутствуют или заменяются на й (j), ль
  • р нередко заменяется л твердым, часто заменяется в или коротким у
  • х, к, г или отсутствуют, или заменяются звуками т и д
  • й (j) или отсутствует, или заменяется звуком ль
  • Переднеязычные (с, з, ц; ш, ж, ч; д, т, л, н) произносятся межзубно
  • Согласные звуки произносятся смягченно
  • В четырех-, пятилетнем возрасте звуки ш, ж (особенно часто), ч, щ обычно заменяются звуками с, з, ц в твердой или смягченной форме или выговариваются нечетко.
  • Шипящие, свистящие и д, т, л, н произносятся межзубно
  • р и л заменяются й (j) или ль
  • л заменяется двугубным л или в
  • й (j) заменяется звуком ль
  • Звонкие согласные смешиваются с глухими, шипящие с свистящими
  • В возрасте 6-7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаше замены звуков). Сюда относятся:
  • картавый или с недостаточным рокотом (одноударный) звук р
  • шипящие, боковые свистящие и шипящие
  • отсутствующие к и г или замена их звуками т и д
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.
  • Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
  • развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
  • развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).
  • Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое раз-витие ребенка и развитие других сторон речи.
  • Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности и др.).
Литература
  • 1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец.
  • 2.Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.
  • 3. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ Алексеева М.М., Яшина Б.И.
  • 4.Интернет-ресурс: Яндекс Картинки

Ирина Сокас
Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста »

…Чтобы научиться говорить,

надо говорить. "

М. Р. Львов

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития . Среди разнообразных средств общения главное место занимает речь.

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию , к построению своей личности, своего внутреннего мира.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется

постепенно, вместе с развитием ребенка через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Именно через общение и деятельность люди передают от одного поколения к другому огромный опыт познания и преобразования окружающего мира, опыт общественных отношений, социальных форм поведения. Кроме того, общение между людьми, особенно между взрослыми и детьми, - важнейший канал удовлетворения духовных потребностей. Именно общение помогает ребенку утвердить себя в мире природы и общественных отношений, творчески выразить присущие ему природные силы, осуществлять саморазвитие .

Основная цель работы по развитию речи детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова , т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский) .

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста . Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (Е. А. Аркин, Е. И. Тихеева, А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготский и др.) . В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т. д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов, а также родителей.

В дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей .

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей . Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи . Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Для того чтобы эффективно решать многогранные задачи воспитания, вовлекать детей в целесообразную содержательную деятельность, необходимо развитое общение , богатый арсенал средств и методов и приемов воспитательно- образовательного воздействия, способных мобилизовать, организовать, активизировать деятельность воспитанников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

2 слайд

Описание слайда:

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть - утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов. Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству. Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии.

3 слайд

Описание слайда:

Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем: В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) . Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки.

4 слайд

Описание слайда:

Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) . Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно. Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки). Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

5 слайд

Описание слайда:

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему? К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать. В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) . Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика. В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

7 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу. Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) . У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования). Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово. Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

8 слайд

Описание слайда:

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения. Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения. Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи. Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

9 слайд

Описание слайда:

Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы. У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если: - он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы; - ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать; - искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед); - неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова); - не может связно рассказать о происходящих событиях; - у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих); - ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним; - у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

10 слайд

Описание слайда:

Для нормального становления речевой деятельности необходимы: - определенная степень зрелости различных структур головного мозга; - координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; - развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций; - формирование потребности в общении. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. 2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

11 слайд

Описание слайда:

3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).


Самое обсуждаемое
Научно-познавательная детская книга Научно-познавательная детская книга
Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год
Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха


top