Наука как особая форма познания реальности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности – это поиск критериев разграничения собственно научного знания и ненаучных построений. Другими словами, это выделение критериев научности.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания и др. Отсюда ориентация на существенные свойства предмета, их выражение в виде идеализированных объектов, углубление в сущность изучаемого явления;

2. Наука осуществляет изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем. Наука занимается, помимо прочего предвидением будущего;

3. Науке свойственна объективность, так как главная цель научного познания – объективная истина. Устраняются все не присущие предмету субъективистские моменты для реализации чистоты его рассмотрения;

4. Существенным признаком познания является его системность. Знания преобразуются в научные, когда описание и обобщение фактов доводится до их включения в теорию;

5. Постоянная методологическая рефлексия – осознание методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты;

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов;

7. Научное познание есть сложный процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих систему гипотез, теорий, законов, закрепленных в языке.

8. Проверяемость знания посредством опыта (верификация);

9. Применение специфических материальных (приборы) и нематериальных (методы) экспериментальных средств;

10. Специфические характеристики субъекта научной деятельности, в первую очередь – его подготовленность.

////////Наука – когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной задачи.

Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм, 2) теоретизм; 3) проблематизм. Согласно эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез – обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам. Модель научного познания как индуктивного обобщения опыта и последующего отбора наилучшей гипотезы на основе наиболее высокой степени ее эмпирического подтверждения имеет в философии науки название индуктивисткой ( или неиндуктивистской). Ее видными представителями были Ф. Бэкон, Дж. Гешель, В. Уэвелл, Ст. Джевонс, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.

Прямо противоположной моделью научного познания является теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, неопределенность, определенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.). В рамках теоретизма научная деятельность представляется как имманентное конструктивное развертывание того содержания, которое имплицитно заключается в той или иной общей идее. Наиболее яркой формой теоретизма выступает натурфилософия, считающая всякую науку прикладной философией, эмпирической конкретизацией идей философии (Гегель, Уайтхед, Тейяр де Шаден, марксистская диалектика природы и др.). Сегодня натурфилософия является непопулярной, однако  другие варианты теоретизма вполне конкурентоспособны (тематический анализ Дж. Холтона, радикальный конвенционализм П. Дюгема, А. Пуанкаре, методология научно-исследовательский программ И. Лакатоса и др.).

Третий вариант изображения структуры научной деятельности является концепция проблематизма, наиболее четко сформули-рованная К. Поппером. Согласно этой модели наука есть специфи-ческий способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности. Научная проблема – это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формируе-мый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило не очевидной эмпирической или теоретической информации.

Современная научная деятельность не сводится однако в чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной на создание новых потреби-тельных стоимостей. Как часть инновационной деятельности наука представляет собой последовательную реализацию следующей структуры: фундаментальные исследования – прикладные исследования – полезные модели – опытно – конструкторские разработки. Причем фундаментальные исследования занимают не более 10 %  всего объема научных исследований. Максимально полезные инновации – вот главное требование современного общества к научной деятельности.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.