Пальчиками играем речь развиваем самообразование. «План по самообразованию педагога» Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Заучивание игр с массажными мячиками

Пальчиками играем речь развиваем самообразование. «План по самообразованию педагога» Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Заучивание игр с массажными мячиками

Самообразование 2015 - 2016 учебный год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

    Повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

    Повысить уровень речевой компетентности детей

    Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

    Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука - это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Литература по теме:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

    Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.

    Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. - Профиздат, 2007. - 62с.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.

    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». - СПб.: «Паритет», 2003;

    Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». - М.: «ГНОМ и Д», 2002;

    Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

    Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.

    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

План работы 2015- 2016 учебный год

Практические выходы

(рефераты,доклады,открытый просмотр, выставка работ и т.)

Отчёт об исполнении

Работа с детьми

Сентябрь- Октябрь, 2015

Ноябрь- Декабрь, 2015

Январь- Февраль, 2016

Март- Апрель, 2016

В течении

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток,чтение скороговорок.

Текстовой материал

Инсценировки сказок, атрибуты для театра

Подборка новых пальчиковых игр согласно возрасту

Картотека пальчиковых игр

Подборка чистоговорок, физминуток,

скороговорок,загадок

Работа с родителями

Сентябрь,

В течение года

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Презентация и наглядность на родительском собрании

Готовая папка- передвижка

Записи в тетради консультаций

Конспект сообщения (на родительском собрании)

Работа с педагогами

Январь, 2016

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Конспект консультации

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов в речевом развитии детей.

Примерные пальчиковые игры для разучивания с детьми 1 мл.группы:

    «Готовим салат вместе с мамой»

    Точка, точка, запятая»

  • «Этот пальчик»

  • «Катя кашу наварила»

    «Птички»

    «Дом на горе»

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Проект по самообразованию

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство

развития речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Е.Н. Хлыстова

Сентябрь, 2015

Анализ работы по самообразованию

за 2015-2016 учебный год

НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»Тема самообразования,

актуальность

Цели самообразования

Консультации для

педагогов

Диалог с родителями

Работа с детьми

Хлыстова

Николаевна

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный- в течение года.

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Изучение методической литературы по данной теме

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Разучивание новых пальчиковых игр.

Оформление и пополнение картотеки пальчиковых игр

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток,

чтение скороговорок

В результате проделанной работы у детей повышен интерес к настольным играм, таким как мозаики различных видов и размеров, работа со шнуровкой, усовершенствованы навыки застегивания - расстегивания пуговиц на одежде. Родители, после консультаций и бесед смогли больше узнать о роли пальчиковых игр, мелкой моторики и пополнить домашний игровой материал необходимыми играми.

САМООБРАЗОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

НА 2017-2018 УЧ. ГОД

ВОСПИТАТЕЛЯ:

САВЕЛЬЕВОЙ Е. В.

БОЛЬШЕРЕЧЬЕ

2017

Самообразование на 2017-2018 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

    Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

    Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;

    Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Форма отчётности:

    Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников;

    Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада»;

    Картотека пальчиковых игр;

    Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Формы работы:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми;

    Индивидуальная работа с детьми;

    Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

    Массаж кистей рук

    Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

    Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

    Пальчиковый театр

    Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)

    Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечой и т. д.

    Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

    Различные виды аппликаций

    Рисование по трафаретам

    Штриховка

    Дорисовка (по принципу симметрии)

    Лабиринты

    Дидактические игры

    Шнуровка

    Игры с мелкими предметами

    Пазлы, мозаика

I ЭТАП . Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

    Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.

    Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.

    Железнова Е. Пальчиковые игры.

    Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973.

    Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.

    Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.

    Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

    Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).

    Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

    Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб.: Корона-Век, 2007. - 32 с. ил.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб.: ИЧП «Хардфорд», 1996.

II ЭТАП . Внедрение в практику.

Изготовление игр.

III ЭТАП . Представление опыта по теме самообразования.

    Подготовка отчёта по теме;

    Выступление на педсовете.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста", так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы по самообразованию

    Изучить работу по данной теме.

    Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

    Подобрать упражнения по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук.

    Внедрить в работу с детьми.

    Подготовить консультацию для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    Подготовить консультацию для родителей:

Отчет о проделанной работе за учебный год, обмен опытом с коллегами.

Основная работа заключается в работе с детьми:

В начале года была составлена картотека пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы бусин для нанизывания их на нить; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является "Пальчиковый театр".

Мною в течение года для пополнения предметно-развивающей среды по развитию мелкой моторики рук были изготовлены игры и дид. пособия:

    Математические игры с прищепками

    Игры со счётными палочками

    Игры с палочками Кюизенера

    Игры с крышками

    Игры с цветными бусинами






Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.


Изучая данную тему, провожу работу с родителями:

Индивидуальные беседы:

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков: машинки, конструкторы; у девочек: куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

    Создание картотеки пальчиковой гимнастики.

    Работа с родителями:

    1. Составление памяток, консультаций для родителей:

    «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»;

    «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

    Работа с воспитателями:

    Сообщение для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

    Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей .

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают рассматривать руки как « речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик - в лес пошел,

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

Этот пальчик - Ванечка.

(загибаем пальчики)

Полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

Сложить ладони и разводить пальцы рук.

Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

    плетение;

    лепка (из пластилина, глины);

    нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

    различные игры – шнуровки;

    конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

    мозаики;

    вырезание из бумаги и картона;

    вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Подготовила: воспитатель Савельева Е. В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕРЕЧЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД», КОРПУС № 4.

«Организация предметно-развивающей среды

по мелкой моторике в группе детского сада».

ВОСПИТАТЕЛЯ:

САВЕЛЬЕВОЙ Е. В.

БОЛЬШЕРЕЧЬЕ

2018

«Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада ».

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике.

Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

    кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

    прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

    клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

    кастаньеты для отстукивания ритма;

    шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

    игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

    сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

    «моталочки» - верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

    игры типа «китайских шариков»;

    грецкие орехи для массажа;

Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка.

При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Начиная с младшей группы, можно организовать специальную полочку по изодеятельности. Она оборудуется таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

По мере того, как наши дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Постарайтесь «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Научитесь работать с бросовым материалом.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В старшей группе можно использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время.

Сначала можно использовать тетради в крупную клетку, в которой воспитатель пишет детям задание для работы дома.

Затем можно применять готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Также, в старшей и подготовительной группах, можно использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. На каждого ребенка приобретается своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т.д.). Вся работа в “веселых прописях” и раскрасках должна иметь дифференцированный подход (от простого к сложному)

Развивающую среду также дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

Для родителей в приемной можно оформить уголок, где размещается необходимая информация по развитию мелкой моторики, фотовыставка, которая периодически меняется.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого.

Литература:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.

    Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

    Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

    Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.

    Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002.

    Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010.

    Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2005.

    Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.: Творческий центр Сфера, 2009.

    Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва, 2008.

Воспитателя: Беловой Н.А.

2017-2018 учебный год

ТЕМА: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2018 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию

Сроки проведения

Деятельность

Тема

Сентябрь

Консультация

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Консультация

«Мелкая моторика на любой вкус!»

Комплексы пальчиковой гимнастики

Картотека пальчиковых игр

Консультация

«Развитие мелкой моторики детей дома»

Пальчиковые игры

Картотека пальчиковых игр

Ноябрь - декабрь

Подбор игр с предметами

Мозаика,

Застёгивание и расстегивание пуговиц,

Шнуровка,

Игры с карандашами,

Работа с тестом,

- «Пальчиковый театр».

Январь - февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности

Рисуем нетрадиционным способом.

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

«Играем нашими пальчиками»

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой

гимнастики в работе с детьми»

Мария Сехина
План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя »

Сехиной Марии Викторовны

ТЕМА : «, как »

2016-2017 учебный год

Этап работы над темой : 1 год

Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания работы : июль 2017

Тема : ««Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста »

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи :

1) Интегрировать пальчиковые игры , упражнения в речевой деятельности детей ;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики ;

4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр .

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку . С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» . От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками , зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения , как средство развития речи у детей дошкольного возраста », так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников . Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры . Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию .

Сроки проведения Деятельность Тема

Сентябрь Подготовить доклад

«Развитие мелкой моторики

у детей раннего возраста »

Ноябрь Презентация Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей

Декабрь Комплексы пальчиковой гимнастики Картотека пальчиковых игр

Февраль Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Март Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования .

«Развитие мелкой моторики рук »

Апрель Сборник для воспитателей и педагогов по работе с несовершеннолетними, с применением данной темы. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя )

Разучивание новых пальчиковых игр .

Консультация для родителей

Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика »

Июнь Открытое занятие с просмотром видеоролика «Играем нашими пальчиками »

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями»

2)Введение :

Основная работа заключается в работе с детьми :

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр . Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами .

В своей работе я использую игры , которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи , развивается речевой слух .

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами , работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр » . Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей .

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения , тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими , гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями , речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями :

Индивидуальные беседы :

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как : пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

«Комплекс пальчиковой гимнастики » -создание картотеки.

Составление памяток, буклетов для родителей :

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников »

б) «Развитие мелкой моторики рук »

Консультация : «Влияние пальчиковой гимнастики для подготовки руки к письму.

Доклад на тему : «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста » «Пальчиковая гимнастика

Доклад - «Играем пальчиками » »

-Консультация : Полезные советы : «Для чего нужна пальчиковая гимнастика » »

Анкета для родителей по пальчиковой гимнастики

Работа с воспитателями :

Консультация : «Развиваем руки – развиваем речь »

Публикации по теме:

Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических.

План работы по самообразованию «Особенности развития мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста» МДОУ детский сад № 5 «Ромашка» п. Советский Республики Марий Эл План по самообразованию на 2015-2016 учебный год Рябининой Элины Викторовны.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию воспитателя МБДОУ “Детского сада КВ № 42” Струковой Виктории Александровны на 2015 – 2016 учебный год. Актуальность.

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:

1 « Солнышко»
План по самообразованию:
« Развитие речи детей через пальчиковые игры»

Воспитатель: Смирнова Наталья Николаевна

Перспективный план работы по развитию активной речи детей второй младшей группы №2

У детей младшего дошкольного возраста низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:
1. подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Развивать творческое воображение.
5. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.
6. Способствовать развитию произносительной стороны речи.
7. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
8. Обеспечить эмоционально- психологический комфорт для детей.
9. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.


П/П
Направление работы
Содержание
Сроки
Реалии
зация

1
2
3
4
5

1
Изучение практического материала по теме
Тренируем пальчики – развиваем речь.
Авторы книги: КрупенчукО.И.

Игры с пальчиками

Лучшие игры для детей 3-7 лет

Здравствуй, как живешь? Гимнастика для пальчиковАвтор: Бардышева Т.Ю.
Пальчиковые игры и физкультминуткиГод выпуска: 2011Издательство: Ардис

Пальчиковые и подвижные песенки-игры. Веселые пальчики (2 - 6 лет)Год выпуска: 2005Автор: Екатeрина Железнова
В гору лезут альпинисты. Пальчиковые игрыАвтор/составитель: Андросова М.Н.
В течение всего года

2
Обследование речи детей
Выявление малышей, имеющих трудности в освоении речевых норм и двигательной активности рук.

3
Оптимизация педагогического процесса
1
Совушка-сова

2
Гуси-гуси

3
Чижик-пыжик

4
Тук-тук

5
Кулачок

6
Кулак, ладонь,ребро

7
Гули-гули

8
Колпачок

9
Про бабку

10
Засолка капусты

11
Апельсин

12
Осенние листья

13
Овощи

14
Ладушки

15
На ёлке. В.Волина

16
Гости

17
Сорока

18
Варежка

19
Кукушечка

20
Бычок

21
Цыпа-цып

22
Дятел

23
Оладушки

24
Стенка, стенка, потолок

25
Водичка-водичка

26
Пальчики на прогулке

27
Коза и козлёнок

28
Десять внучат

29
Кто приехал?

30
Стираем бельё

31
Дождик

32
Солнышко

33
Улитка

34
Зайцы

35
Ягода малина

36
Стираем, гладим бельё

Сентябрь

Декабрь

4
Работа с родителями
Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика».
Оформление наглядного материала: «Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры»
Подбор упражнений и игр для домашнего использования
Индивидуальные беседы.
Рекомендации родителям в виде памяток
Изготовить книжку – раздвижку “Пальчиковые игры».

Сентябрь

Декабрь

Октябрь
Январь

5
Индивидуальная работа с детьми
Валера Ч., Данила В.-развитие произносительной стороны речи.
Настя М., Данила М., Семён Б.-совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Февраль

6
Обследование речи детей
Выявление эффективности пальчиковых игр как средства развития активной речи детей раннего возраста
Сентябрь
(начальная)
Январь
(на середину учебного года)
Май
(итоговое)


Приложенные файлы


Самое обсуждаемое
Что такое реликтовое излучение? Что такое реликтовое излучение?
Когда впервые вступила в бой «Катюша»? Когда впервые вступила в бой «Катюша»?
Почему Венера вращается против часовой стрелки? Почему Венера вращается против часовой стрелки?


top