Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

Наука в современной культуре.

Аксиология—учение о ценностях. С Нового времени эта проблема эта проблема в науке получила различное освещение. Есть определенные закономерности в развитии науки. Возрастает роль ценностей в науке + в форме социальной деятельности. Ценности науки для социального развития приобретают регулирующую, экспертную. Регулирующая роль в выборе тематики, методов, результатов, оценка значимости. Наука ориентирована на объективность знания. Наука стремится к объективности, с другой стороны, соответствует ли к объективности ценностным ориентациям человека в обществе.

В науке Нового времени целью науки—разграничение математических и гуманитарных наук. Идея науки, как науки, свободной от ценностей принадлежала Бэкону. Бэкон: наука должна быть беспристрастна, автономна, нейтральна.

Ценностная ориентация в науке для него распадается на ряд вопросов:

наука—для человека; против; нейтральна.

Все 3 аспекта имеют место в реалии. Человек согласует жизнь в объективными законами природы.

Ценность науки. 1.Укрепляет могущество человеческого разума. 2.Способствует развитию творческой активности.

Ценность—определенное отношение субъекта к результатам деятельности. Ценность—жизненно важный фактор, определяющий устойчивость существования общества.

Наука сама по себе является ценностью, она развивает человеческий разум, творческую активность, основу творчества в разных проявлениях.

Полани выступал против объективированного идеала науки. Наука не может твориться вне ценностных ориентаций.

К внутринаучным ценностям относят 1.истину. Без нее нельзя создать систему научных знаний. 2.В самой науке ценностным является не только знание, но и методы. Метод аккумулирует опыт. 3.Эмпирические законы обобщения, понятия, принципы, гипотезы.

Научное творчество—поиск нового. Ценность—возможность систематизировать научное знание.

Социокультурная детерминация. Общество или организация ставят определенные цели перед развитием научных установок.

Основная проблема в использовании научных данных—польза/вред. Поэтому принимается ряд мер для ограничения интеллектуальной деятельности, которая приносит вред (ограничение производства трансгенных организмов).

Социальные ценности трансформируются в деятельность через убеждения ученых. Сама наука в своих объяснительных возможностей исходит из ценностных ориентаций—лучше отделить субъективные посылки.

Наука неклассического периода—основная ценность—связь прибора с самим объектом (после открытия элементарных частиц (невозможность их исследовать вне прибора)). К. Поппер: если знание не может быть опровергнуто—то это ненаучное знание, если хоть немного может быть опровергнуто—частично научное Þ принцип фальсификации. В науке традиции следования тем или иным ценностям. Комплекс совокупности ценностных принципов—этос науки.

Этос науки—это эмоционально окрашиваемый комплекс правил, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого: научная добросовестность, ответственность, порядочность, честность, оценка труда каждого в научном обществе по этим критериям.

Ценностные ориентиры—нераспространенность ядерного излучения. Ценностные ориентиры порой являются надежной преградой.

Для науки надо: 1.предписание объективности знания, 2.обеспечение обоснованности знания, 3.логическая доказуемость, 4.обеспечение авторитетности научных исследований.

Инструментальная и мировоззренческая ценности науки.

Наука—инструмент в руках общества. Должна быть готова к решению проблем, которые стоят перед обществом. Наука—социально организованный институт. Создана система организаций в науке для управления ею, для обеспечения качества кадров. Наука должна быть мобильной: способствовать переводить фундаментальные исследования в прикладные; опытно-конструкторские—в прикладные.

Видеть и решать конкретные проблемы в разных сферах жизни общества (развивать фундаментальную науку). Решать глобальные проблемы (экологические).

Мировоззренческая ценность—содержание фундаментальных исследований, которые изменяют картину мира. Наука принимает активное участие в формировании мировоззрения.

Функции мировоззрения

1.Аккумулирующее знание. Делает мировоззрение средством, которое аккумулирует общество. Мировоззрение воздействует на культуру, а культура—на мировоззрение. Наука создает базу мировоззренческого исторического оптимизма. Но наука вызывает и пессимизм.

Сциентизм.

В XX веке важнейшая мировоззренческая установка—наука—самая важная ценность, которая воздействует на все сферы жизни социума. Знание и наука рассматривается как культурно-исторический образец для остальных сфер деятельности.

Сциентизм в качестве главного знания считает знание естественных и технических наук и особое внимание уделяется точному математизированному точному естествознанию.

Сциентизм—это мировоззренческая установка, преувеличивающая значение естественно научного знания на все сферы жизни.

Вместе возник и антисциентизм—противоположная установка в оценке возможностей науки. А. исходил из негативных последствий НТР, требовал, чтобы распространение науки было ограничено. Безграничное развитие науки ведет к катастрофе.

Науке противопоставляют религию, искусство, нравственную жизнь человека.

Сциентизм считает науку ядром всех сфер человеческой деятельности. Не замечает последствий технократических идей.

Антисциентизм верит, что идея вторжения науки во все сферы человеческой деятельности делает науку бездуховной.

Герберт Меркузе: наука смогла только сформировать только однокамерного человека—подавление в человеке природного, индивидуальность свелась к технократическому параметру, использует разум как инструмент.

Бертон Рассел: основной порок цивилизации видит в гипертрофированном развитии науки.

АСЦ: Огарев, Бердяев, Руссо, Шестов.Есть ли ограничения в науке?

Наука не может распространиться и утвердить себя как единый смысл познания мира.

Наука не способна сразу решить глобальные проблемы человечества. Нужно создавать новую культуру для решения экологических проблем. Возможность и ограниченность науки. Наука развивается не только под потребностями людей, у нее есть потенциал собственный, который не указывает, что она скоро закончится.