Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

Флагман научного сектора страны - Национальная академия наук, несмотря на серьезные проблемы обеспечения ее эффектив­ной деятельности, продолжает оставаться крупным научным цент­ром мирового значения. В ее состав входят 40 институтов, 3 тема­тических отдела, 5 научных и инженерных центров, 2 музея, Цент­ральная научная библиотека им. Я. Коласа.

Отсутствие ярко выраженных приоритетных стратегий научной ориентации - возможно самый основной фактор, вызывающий деградацию отечественной науки. Без наличия таких стратегий весьма затруднительно установить надежную связку академи­ческий институт - КБ - производство, которая является сво­еобразным каркасом трансфера технологий и инновационного процесса в более широком смысле.

Представители науки считают, что производственники мало ­инициативны в вопросах затребования научных достижений. А производственники, наоборот, ссылаются на свою недостаточную осведомленность о всех возможных прикладных особенностях но­ваций, которые часто формализованы очень плохо. Они считают, что сами ученые должны инициировать практические схемы реали­зации своих нововведений.

Весьма мощным потенциалом обладает и отечественная вузовс­кая наука. Научно-техническая деятельность в системе образова­ния осуществляется в 35 высших учебных заведениях и научных учреждениях.

Вузовская наука в целом имеет те же недостатки, что и вся наука в республике. Однако в силу того, что определяющими в этой сис­теме являются все-таки образовательные процессы и научная дея­тельность относится к разряду вспомогательных работ, здесь на­блюдаются следующие явления:

- незавершенность большей части научных исследований и как следствие - низкий уровень финансирования, получаемого на договорных началах и в результате практического внедрения своих разработок;

-         более низкая оценка научной деятельности по отношению к препо­давательской, и недостаточный уровень инициативны сотрудников в при­ влечении средств, выделяемых на конкурсных условиях на цели решения конкретных научных проблем;

- слабая связь научных подразделений высшей школы с наибо­лее дееспособными предприятиями республики;

- тенденция к дискриминации и вытеснению штатных научных сотрудников из смешанных научно-преподавательских коллекти­вов в условиях ограниченного финансирования не только научной, но и преподавательской деятельности;

- несовершенство системы управления вузовской наукой в целом по республике, определяемое нечеткой расстановкой приори­тетов и слабым уровнем координации и контроля эффективности
научных исследований;

- отсутствие концептуальных правительственных установок на совершенствование образовательных процессов за счет их самого тесного взаимодействия с наукой и производством путем создания интегрированных   научно-производственно-образовательных   ком­плексов типа технопарк-технополис.

Отраслевая наука сосредоточена главным образом в научно-ис­следовательских институтах различной ведомственной принадлеж­ности.

В целом следует обозначить следующие основные проблемы отраслевой науки:

- недостаточно активная инновационная и инвестиционная дея­тельность предприятий, НИИ и КБ;

- отсутствие современной отраслевой системы обмена и получе­ния научно-технической и маркетинговой информации;

- устаревшие экспериментальная база большинства НИИ и КБ, а также заводская инженерная испытательная база;

- дефицит квалифицированных специалистов, особенно моло­дого и среднего возраста, связанный с низкой мотивацией труда для их закрепления;

- отставание от мирового уровня в методах и технической базе проектирования и подготовки производства новой продукции, в том числе в области внедрения сквозных САПР (систем автомати­зированного   проектирования);

- хроническая нехватка оборотных средств в НИИ и КБ;

- несовершенство законодательства, не учитывающего специфи­ку научной деятельности, связанной с проведением опытно-конст­рукторских и опытно-технологических работ.

В новых условиях всеобщей ориентации на международное разделение труда и конструктивное сотрудничество каждая страна, а вместе с ней и национальная на­ука должны выбрать для себя наиболее перспективные области удовлетворения общих потребностей, добиваясь там наивысшей эффективности.

Такой консолидации научных и организационных усилий в нашей стране пока не произошло. В результате отечественная наука оказалась существенно оторвана от решения важнейших проблем становления го­сударственности Республики Беларусь, поиска наиболее приемлемых экономических ниш в глобальной международной системе разделения труда.

Это обстоятельство повлекло не только спад в республике соб­ственно научной активности, но существенное снижение показате­лей экономического благополучия, ухудшение социальной комфор­тности всех научных кадров. Ряд жизненно важных для республики проблем и программ решается без участия большой науки, без уча­стия основных научных школ и структур.

Еще одной существенной проблемой нашей республики является неудовлетворительное географическое распределение ее потенциала.

До настоящего времени не решены важнейшие, вопросы разви­тия науки в регионах. Это:

• формирование механизмов управления инновационным разви­тием регионов и создание соответствующих органов управления;

• разработка программ развития регионов, основанных на по­требностях реального сектора экономики в оптимальном исполь­зовании научно-инновационной сферы;

• организация подготовки кадров высшей квалификации для научных организаций и учебных заведений регионов;

развитие маркетинговых систем, учитывающих специфику ре­гиональной науки, в том числе создания региональных научно-технических маркетинговых центров.

Проблема повышения эффективности организации научной и научно-инновационной деятельности предполагает в числе реше­ния множества проблем и создание более эффективной системы сти­мулов, действующих в этой сфере, более ощутимого стимулирова­ния конкретных ученых на создание конкретных продуктов, на их признание в своей области знаний.

Система стимулов должна выделять талантливых людей на всех этапах их продвижения по научной карьере: студентов, склонных к научной деятельности, кандидатов и докторов наук, обладателей академических званий.

Рассматривая разные стороны организации и состояния отече­ственной науки, необходимо признать, что она не может существо­вать в отрыве от реальной жизни как инерционное наследие пре­жней научной империи. Научная деятельность должна рассматри­ваться в организационном единстве с другими функциями обеспе­чения жизнедеятельности государства как часть целеустремленной системы, которая стремится достичь положительных результатов.