Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Преемственность научного познания не явл. монотонным, однообразным процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1)спокойный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2)процесс взрывного характера, революционный, приводит к качественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного знания:

Кумулятивизм–концепция развития научн. зн-я, в соответствии с которой оно представл. собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг м.б. сделан лишь с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов.

Анитукулятивизм–концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на первый план выдвинула проблему научных революций, т.е. развитие знания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ.–коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с появлением принципиально нового знания, сменой методологии научн. мышления.

В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение знаний осущ. быстрее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знаний, но осн. теор-е представления остаются почти неизменными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке именно эти представления. Рев-я в науке предполагает пер-д ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного познания.

Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–возникновение теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Крупные изменения происх. в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит итог предшествующему знанию, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя темп развития науки.

Науч. революции связывают с 1) построением новых фундаментальных теорий; 2) разработкой новых науч. средств и методов; 3)перестройкой оснований научн. знания (смена картина мира, идеалов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы.

Науч. прогресс–движение от простого к сложному, наращение знаний и возможностей их использовать.

Системный характер виден на глобальных науч. револ-ях. Любая науч. револ-я создает объединение, спектр наук. Появляется новая парадигма (Т. Кун). Парадигма–образец объяснения явления на каких-то принципах, средствах объяснения.

Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 противоположных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением чаще «стыковых» дисциплин). На одних этапах преобладает дифф-я (особ. в период возникновения науки или дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке.

Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на собственно фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на частные науки, а внутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции далее продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного знания. Следствием этого стало возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как только биологи углубились в изучение живого, что поняли значение хим-х процессов в клетках, организмах, началось усиленное изучение этих результатов, накопление соответствующих знаний, что привело к возникновению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие увеличения и усложнения знаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубокое изучение явлений, повышение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (потеря связи целого, сужение кругозора, иногда до «проф-го кретинизма»).

Одновременно с дифф-ей происх. пр-с интеграции–объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их методов, что хар-но для современной науки.

Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое различных направление науч. познания мира. В соврем. Н. распространено объединение наук для решения крупных з-ч и глоб-х проблем (исследование космоса, эколог-я проблема).

Все теснее взаимодействуют естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.