Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
· анализ всеобщих предпосылок сознания, его сущности и возможности
· анализ форм познания
· анализ путей познания
· анализ отношения знания к реальности
· анализ условий истинности знания
· анализ соотношения объекта и субъекта познания
· анализ критериев познавательной деятельности: строгости, систематичности, последовательности
· анализ средств и мотивов познания.
Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательной деятельности человека: мотивацию, направленность, главные механизмы реализации качества ожидаемого результата, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять общее представление регулирования процесса познания. Основные понятия – субъект и объект познания, познавательное отношение, познавательная деятельность.Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний. Существуют три основные вида методологии познания:
1. Конкретно научная методология. Она представляет собой форму осмысления рациональных вариантов организации познавательных действий в конкретной области исследования. Такая методология включает сведения об исследуемой проблеме, об используемых методах и формах выражения знаний, о способах их систематизации, обоснования.
2. Общенаучная методология. Также рефлексивная система. Этот уровень изучает особенности системного, структурного, синергетического подхода, качественного и количественного подходов.
3. Философская методология – система принципов, основанных на знаниях о сущности, самых важных путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания. К философской методологии относятся принципы, определяющие общую ориентацию познавательной деятельности, направленные на выявление сущности исследуемых явлений.
Логика науки. Существует представление о двух уровнях логики науки: 1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства
2. анализ самих средств получения знаний.
1. исследование специфики различных логических выводов (по индукции, дедукции, абдукции)
2. выявление закономерностей конструирования искусственных языков логики
3. определение смыслов эмпирического и теоретического терминов
4. анализ перевода языка термина на язык наблюдения
5. разработка логических критериев истинности научного знания
Формальная логика подчинена принципам диалектики, а диалектическая логика учитывает, использует и подчиняется принципам формальной логики. Обе они используют нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение. Главная их задача – достижение достоверного знания.