Исторические этапы развития науки

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три формы исторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку.

Классической наукой называют науку до начала ХХ в., имея в виду научные идеалы, задачи науки и понимание научного метода, характерные для науки до начала прошлого века. Это прежде всего вера многих ученых того времени в рациональное устройство окружающего мира и в возможность точного причинно-следственного описания событий в материальном мире. Классическая наука исследовала две господствующие в природе физические силы: силу тяготения и электромагнитную силу. Механическая, физическая и электромагнитная картины мира, а также концепция энергии, основанная на классической термодинамике, являются типичными обобщениями классической науки.

Неклассическая наука — это наука первой половины прошлого века. Теория относительности и квантовая механика являются базовыми теориями неклассической науки. В этот период разрабатывается вероятностная трактовка физических законов: абсолютно точно нельзя предсказать траекторию движения частиц в квантовых системах микромира.

Постнеклассическая наука (фр. post — после) — наука конца ХХ в. и начала XXI в. В этот период уделяется большое внимание исследованию сложных, развивающихся систем живой и неживой природы на основе нелинейных моделей.

Классическая наука имела дело с объектами, поведение которых можно предсказать в любое желаемое время. В неклассической науке появляются новые объекты (объекты микромира), прогноз поведения которых дается на основе вероятностных методов. Классическая наука также использовала статистические, вероятностные методы, однако она объясняла невозможность предсказания, например, движения частицы в броуновском движении большим количеством взаимодействующих частиц, поведение каждой из которых подчиняется законам классической механики.

В неклассической науке вероятностный характер прогноза объясняет вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярно-волновой природой объектов микромира).

Постнеклассическая наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с некоторого момента становится невозможным, т. е. в этот момент происходит действие случайного фактора. Такие объекты обнаружены физикой, химией, астрономией и биологией.

Этапы исторического развития науки представлены следующей таблицей 1.


Таблица 1. Исторические этапы развития науки.


Исторический этап

Древняя Греция

Средневековое знание

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнеклассическая наука

Хронологические рамки

Преобладающие методы

Характерные особенности

Основные знания и открытия

Представители

Древний Восток

с VI в. до н.э.

опытный

интуитивный

подчиненность практическим потребностям, эмпирический характер происхождения научного знания и обоснования, кастовость и закрытость научного сообщества, состояние веры доминирует над культурой сомнения, имеет характер священного познания, имеющего печать тайны

возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики, зарождение астрологии, грамоты, нумерологии, доевклидова геометрия, первые водоподъемные приспособления, разработка точного календаря, счета времени, подъемные приспособления: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость

жрецы

VI-IV вв. до н.э.

теоретический

описательный

теоретичность (источник научного знания – мышление), логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм

совершенствовались сельскохозяйственные технические средства, формируется математика как самостоятельная наука, изложены основы геометрии, созданы первые теоретические системы, объясняющие возникновение и строение мира, первые описания закономерностей природы

Фалес, Демокрит, Аристотель, Сократ, Платон, Пифагор, Гиппократ, Гераклит, Архимед.

IV-XV вв.

дедуктивный

истолкование

теологизм, непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения), догматизм (способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени).

сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира, был создан компас и часы с боем, развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

Иби Сина, Ибн Рушд, Бируни, Альберт Великий, Роджер Бэкон.

XVI-XIX вв.

метафизический

эмпирический

количественные модели исследования

эксперимент, математическая модель объекта

дедуктивный

метод построения теории

критицизм

идеология, светский характер, критический дух, объективная истинность, практическая полезность, стремление синтезировать рациональность античной науки и техно-инструментальный характер восточной преднауки. сосредоточение на изучении отдельных процессов и явлений для использования полученных знаний в технологических целях, уход от созерцательно-наблюдательной в экспериментальную основу науки.

гелиоцентрическая система мира, развитие механики, возникновение технических наук, космогоническая гипотеза Канта, клеточная теория строения живых организмов, электромагнитная картина мира, электромагнитное поле

Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Коперник, Кант.

конец XIX в - конец XX в

формализация

аксиоматический

конструктивистский

гипотетико-дедуктивный эксперимент

релятивизм (пространства, времени, массы) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания,

индетерминизм - отрицание всеобщего характера причинности

массовость, системность, структурность, организованность

эволюционность систем и объектов

открыто явление радиоактивности

электрон и первая модель атома

планетарная модель строения атома

теория относительности

вирусология, генетика, открыты квазары, пульсары в астрономии

Беккерель, Кюри, Томпсон, Резердорф, Эйнштейн, Вильсон.

вторая половина XX— начало XXI в.

математическое моделирование

эксперимент

системность, структурность, антропологизм, проблемная предметность, социальность научно-познавательной деятельности, полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации, методологический плюрализм, конструктивизм, эффективность, целесообразность научных решений, целостность

генные технологии, эволюционная химия, развитие вычислительной техники, микроэлектроника и наноэлектроника, открытие лазера

Винер, Гутцвиллер, Холли, Ниренберг, Мур, Перрен, Томпсон.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.