Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Развитие этой методологии мы находим в работах нидерландского философа Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632 – 1677). Спиноза отталкивался от идей Ф. Бэкона и  Р. Декарта, он ведёт с ними непрерывный диалог. Б. Спиноза, как и Декарт, является сторонником рационализма . рационалистические установки проявляются в его системе как в самой форме изложения материала, так и решении важнейших гносеологических проблем. Основное произведение Б. Спинозы написано так называемым геометрическим способом, в котором постулируются аксиомы, развиваются доказательства, выводятся следствия и т. д. Внешне это выглядит как решение геометрической теоремы.

С содержательной стороны рационализм Спинозы проявляется в представленной им трактовке процесса познания. Он резко противопоставляет чувственные представления, называемые им воображением, пониманию. Чувственное представление образует , по Спинозе первый, низший род знания. Оно слагается из двух способов восприятия . первый из них Спиноза именует смутным или беспорядочным опытом. Этот опыт охватывает наиболее широкую сферу человеческой жизни, поскольку без такого опыта не может обойтись не один человек. Однако, теоретическая ценность истин или идей, как их называет Спиноза, достигаемых в опытном знании, невелика. Спиноза ограниченность опытного знания объясняет тем, что опыт не обладает всеобщностью и необходимостью. Сколько бы мы не производили опытов, рассуждает нидерландский философ, человек не в состоянии почерпнуть из всеобщие и необходимые истины. Этот уровень познания даёт людям лишь неполную правду, неадекватные идеи.

Достоверное знание возможно только на стадии рассудка или разума, составляющей второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями. Противопоставляя две формы познания, чувственную и рациональную, Спиноза проводит чёткое различие и между инструментами, которыми они оперируют. Результаты чувственного познания  - чувственные представления – имеют сложный состав, поскольку природу внешних тел они неизбежно отражают сквозь призму восприятия человеческого тела. В результате этого способа познания идеи о состоянии внешних тел оказываются причудливо спутанными с идеями о состоянии собственного тела человека. В такого рода идеях объективное невозможно отделить от субъективного. Отсюда проистекает сугубо индивидуальный характер чувственных идей.

Общие же понятия отражают объективные свойства самих вещей. Общими понятиями, по мнению Спинозы, являются, прежде всего, математические понятия. На их формирование опыт не оказывает никакого влияния. Они даны сознанию человека изначально, a priori, то есть до всякого опыта. Здесь у Спинозы, также как и у Декарта, мы вновь сталкиваемся с теорией врожденных идей. Таким образом, если эмпирик Ф. Бэкон всегда подчёркивал чувственное содержание идей, то рационалист Спиноза делает акцент на их логическую природу. Рациональный вид познания, по его мнению, это дедуктивный способ выведения истин из исходных посылок. Только логическая связанность, системность рассуждений способны  привести человека к адекватному знанию.

Вершиной достоверного знания, с точки зрения нидерландского мыслителя, является интуиция. В учении об интуиции, развиваемое Спинозой, встречаются и накладываются друг на друга два подхода. Первый связан с мистической традицией средневековой философии, идущей от неоплатонизма. Интуиция в этой традиции трактуется как «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное, целостное понимание действительности. Вместе с тем Спиноза, вслед за Декартом, придаёт интуиции интеллектуальный оттенок. По своему происхождению и  функционированию, т. е. в процессе деятельности, интуиция у Спинозы связана с дедуктивным способом познания.

Таким образом, Спиноза, также как и Декарт оперирует понятием интеллектуальной интуиции. Однако в трактовке этой интуиции у этих философов Нового времени имеются определенные различия. У Декарта, как видно из предыдущего изложения, под интуитивным суждением понималось такое простое и отчётливое суждение, которое само по себе не составляло сомнения в истинности мыслимого. У Спинозы же интуитивное суждение по своей сути является аналитическим суждением, в котором предикат (логическое сказуемое) раскрывает признаки объекта. По мнению Спинозы. Такие абсолютно бесспорные суждения совершено не зависят от эмпирического обобщения, полного случайностей и противоречий, и спасают от всякого субъективизма. Они сами в себе содержат критерий истинности, и «как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так истина есть мерило и самой себя и лжи. (Спиноза Б.  Избр. произв. В 2-х томах. Т. 1. – М.,1957. – с. 440).

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.