Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Условия и детерминанты познания. Гносеология и эпистемология.

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

Гносеология оказывала определяющее влияние не только на различные философские, научные, вообще теоретические построения,       но и на многообразные методики обучения и образования,         на педагогику в целом, а также на искусство. Именно оппозиция субъекта и объекта вееразнообразных вариантах олицетворяла рациональность,             являлась базовой для систематической гносеологии, основанием ее «научности». Все, что выходило за пределы этой оппозиции или относилось к сфере до субъектно-объектного           различения,        рассматривалось         как иррациональное, выпадающее из предметного поля теории познания, вообще из рациональной философии.

Неполнота,     нереальность,    несоответствие этой теории как предельно абстрактной по отношению к действительным событиям и процессам в познавательной деятельности человека, неприложимость ее непосредственно к живому познанию и его истории замечены давно, что породило множество различных попыток объяснить саму природу гносеологии, усовершенствовать ее либо просто отбросить и предложить новые способы понимания и видения познания,  т.  е. разработать иные по природе учения о познании. В первом случае к представлениям, понятиям и принципам,   пришедшим из естественных наук, стремились добавить методологические принципы и категории наук о духе (культуре). Это пытались сделать немецкий философ В.  Дильтей,    представители экзистенциально-герменевтической традиции в целом. Во втором случае,  как правило,  разрабатывалась новая онтология познания и знания,  на основе чего предлагались новые принципы и категории понимания и объяснения познания.  Наиболее радикальными для нашего времени были Л.  Витгенштейн,  М.  Хайдеггер,  Дж.  Дьюи, которые просто отбросили,  как отмечал американский философ Р. Рорти,    традиционную теорию познания,  не считая разумным подвергать ее критике, поскольку она представляет собой «смешение социальных практик и постулированных психологических процессов»,    где  «доминировали визуальные метафоры греков»,  а понятие истины понимают как точную репрезентацию реальности.

            Теория познания возникла не как общее учение о познании в целом,   но скорее как учение о специализированном  —  научном познании.    Прежде начало формироваться знание о принципах, методах,     способах научного познания, которое затем было распространено на познание в целом.

Термин «теория познания» заменяют термином «эпистемология»,       особенно после критики К. Поппера и отождествления им традиционной теории познания Локка,  Беркли, Юма,    Канта с  «философией веры»,           которой противопоставлена современная эпистемология.

Эпистемология – специализированное учение о научном познании, включающее все способы получения знаний из опыта, разума и веры.

За прошедшие века само сочетание слов в термине  «теория познания»  приобрело идиоматический оттенок; как правило,  никто уже не задумывается над тем,  правомерно ли говорить в этом случае о теории,            и если да,  то в каком смысле. Теория  —     это развитая форма организации научного знания,                в идеальном случае предполагающая дедуктивный метод выведения знания —  логических следствий, получаемых с необходимостью из системы аксиом или достоверных посылок.               Строгая дедуктивная структура теории отвечает требованиям непротиворечивости и полноты при выполнении главных функций  —                     объяснения и предсказания.    Однако такого рода теории  —          в точном и полном смысле этого термина  —               имеют место в естественных, математических науках,  тогда как гуманитарное знание оперирует понятием теории в широком смысле,  как некоторой совокупностью взглядов мыслителя, системой высказываний, несвязанных жесткой дедуктивной последовательностью идей, направленных на объяснение, интерпретацию знания и познавательной деятельности.

             Сегодня пришла пора осознать,           что введение традиционной теорией познания субъектно-объектного мира в философию и научное познание явилось в свое время высоко продуктивным приемом  абстрагирования,            рационалистического  идеального представления познавательной деятельности и самого знания. Вместе с тем очевидна неполнота субъектно-объектных отношений и также ясно,   что создание этих предельных абстракций несет на себе отпечаток идеалов,         критериев,     представлений классического естествознания.    Необходимо принимать во внимание и не менее фундаментальное субъектно-субъектное отношение в познании, деятельности вообще,    в котором воплощается идея целостности человека, происходит преодоление того частичного гносеологического субъекта,      который представлен в субъектно-объектном отношении.