Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Истина и критерии научного знания

Развитие философии и методологии науки показало неоднозначность оценок категории «истина», поставило вопрос ее необходимости для анализа процессов научного познания. Истина — одна из главных категорий теории познания и эпистемологии, меняющая свои определения в разных контекстах. Происходящая сегодня переоценка ряда фундаментальных понятий, прежде всего таких,  как отражение,         субъект,  практика  (как критерий истины),  позволяет по-новому проблематизировать категорию истины,     вырваться из пут традиционной гносеологической концепции,      несущей на себе явные следы созерцательного материализма.

Классическое понятие истины сформулировал Аристотель: считая истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений,  он определяет ее как соответствие мнений,      утверждений с действительность. В истории философии это положение признавалось всеми материалистами, а наиболее развитым учением,  принимающим аристотелевские идеи как исходные, является марксистская, диалектико-материалистическая концепция истины, созданная на основе понимания познания как отражения. Основные ее идеи состоят в следующем.         Истина  понимается  здесь  как  знание, соответствующее действительности,  причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Признание объективности истины —  одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Оно означает признание в развивающемся знании такого содержания, которое,    будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Однако  соответствие  знания  действительности  не устанавливается сразу, одномоментно, оно есть  процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины. Они отражают разные степени  —  полную и неполную  —  соответствия знаний действительности. Относительность истины  — это неполнота, незавершенность человеческого знания, его неточный, лишь приблизительно верный,  исторически ограниченный характер. При всей незавершенности и относительности это истинное знание отличается и от лжи, как преднамеренного принятия неправильных представлений за истину, и от заблуждения — непреднамеренного принятия ошибочных представлений за истинные. Абсолютность истины понимается как исчерпывающее, полное, предельно точное знание, совпадающее с объектом во всем его объеме. Абсолютная истина, по выражению Ф. Энгельса, складывается из суммы относительных; в целом объективная истина в реальном процессе познания существует как абсолютно-относительное знание о действительности.                       Важнейшим методологическим принципом этого учения является также положение о том,  что абстрактной истины нет,  истина всегда конкретна.     Этот принцип требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объекта с окружающим миром, включение его в исторические рамки и социально-культурную практику.

Традиционная          концепция        истины,       основанная        на аристотелевском представлении и о том, что истина есть соответствие знаний действительности, отрицает возможность сопоставления вещи со знанием  —          представлением,      понятием,      что должно с необходимостью входить в целостное понимание истины. Соответствие предмета знанию о нем имеет различные смыслы.

Для Платона это совпадение вещи с предшествующей идеей; в христианско-теологической интерпретации оно предстает как соответствие сотворенных вещей заранее мыслимой божественной идее; в кантовской философии оно существует как трансцендентальная идея: «предметы считаются с нашим познанием»; наконец, в гегелевской философии эта мысль обретает новую грань: истина рассматривается как «согласие предмета с самим собой, т. е.  со своим понятием». Материалистическая интерпретация положения «истина есть соответствие предмета своему понятию»            обычно содержит указание на необходимость «возвышения» практики до теории, действительных отношений и предметов до идеального бытия их сущности —  понятия,  в котором эта сущность выражена в завершенном, полном виде.

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности.
     Научная  систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.
     Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.
    Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.
     В науке ценятся оригинальные идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.