Презентация на тему человек как биологический вид. Теория пространственных аномалий

Презентация на тему человек как биологический вид. Теория пространственных аномалий

1 слайд

Естествознание, 11 класс Человек, как уникальная живая система. Учитель МКОУ Михайловская СОШ – Г.М.Мойсеева

2 слайд

Частица целой я вселенной... Я царь - я раб - я червь - я Бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? - безвестен; А сам собой я быть не мог. (Г.Р.Державин) Цель: рассмотреть организм человека как биологическую систему; изучить специфические особенности организма человека; определить в чем заключается уникальность феномена «Человек».

3 слайд

Еще Аристотель в своей классификации причислил человека к Царству Животных. Там же нашлось ему место и в современной научной систематике: Животные; Тип Хордовые; Класс Млекопитающие; Отряд Приматы; Семейство Гоминиды: Род Человек; Вид - человек разумный. Человеку, как и любому живому организму, присущи все проявления жизнедеятельности (рост, развитие, размножение и др.) и их закономерности. Как и все живые организмы, человек нуждается в системе жизнеобеспечения: кислороде, воде, пище и др. Все это он получает из окружающей среды. Непрерывная и неразрывная связь живых организмов с природной средой является системным устройством природы. Рисунок Леонардо да Винчи из анатомических рукописей, связавший совершенные геометрические фигуры с пропорциями человека, стал своеобразным символом синтеза естествознания и искусства.

4 слайд

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Организм человека может быть рассмотрен как логическая система. Это означает, что он обладает целостностью, т. е. внутренним единством, обусловленным его структурной и функциональной организацией.

5 слайд

Отличительные особенности человека: значительно более развитая нервная система по некоторым морфологическим и функциональным показателям, способствующим ее интегративным и координирующим функциям; очень большой головной мозг (соответственно крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа). У человека мозг составляет 1/46 веса тела, в то время как наибольший по размеру и весу мозг самых крупных животных составляет: у слона - 1/560. а у кита - 1/8000 веса тела; наличие речи - способность к созданию и использованию сложных звуков; богатая мимическая сигнализация; бинокулярное зрение; прямохождение и связанные с этим отличия опорно-двигательного аппарата (подвижная кисть руки, подвижный плечевой сустав и некоторые другие отличия). Рассматривая организм человека как биологическую систему, можно выделить его общие и специфические особенности организации, изучить и объяснить особенности взаимодействия с факторами среды.

6 слайд

Специфические биологические особенности человека способствовали тому, что его возможности и потребности не могли ограничиваться исключительно биологическими потребностями.

7 слайд

Становление человека путем усвоения культурного наследия стало основным способом его эволюции. В биологической эволюции животных,происходящейна уровне популяций, имеетместонаучение. Подобная передача навыковповеденияне стала ведущим фактором эволюции. Биологи отмечают, что роль обучения вэволюцииживотныхвозрастает принеблагоприятныхусловиях среды, так как именно в этихусловияхспособность популяции функциониро вать существенно зависит от способаповедения. В периоды относительно стабильного состояния среды этот путь эволюции вообще отсутствует.

8 слайд

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Человек - существо мыслящее, способное познавать законы природы и общества, осознавать себя в этом мире. Как человек познает социальные законы общества? Это познание осуществляется как приобщение к культурным традициям, как воспитание и образование. Тем самым человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Интересно отметить, что биологическое в человеке изменяется намного медленнее, чем социальное. 40-50 тыс. лет - колоссальное время с точки зрения человеческой истории, однако биология человека не изменилась сколько-нибудь заметным образом - прежними остались объем мозга, строение систем органов, органов чувств, эмоции. В то же время социальное в нем неузнаваемо и быстро преобразуется.

9 слайд

Уникальность феномена «ЧЕЛОВЕК». Биологическое начало не является для человека основным определяющим фактором. Человек формируется в социокультурной среде, которая, с одной стороны, постепенно становится для него специфической средой обитания, а с другой - является продуктом его деятельности. Это взаимодействие и взаимовлияние происходит на протяжении всей жизни человека. По мере развития человека как личности под влиянием социокультурной среды его биологические инстинкты как бы «укрощаются». Неотъемлемая характеристика человека, резко и принципиально отличающая его от животных, - это духовность. Это понятие можно определять по-разному, однако смысл его остается единым: это способность к восприятию нематериальных ценностей. Человек, даже хорошо адаптированный к социальной среде, не может жить в обществе только по юридическим законам, так как они не могут предусмотреть все случаи поведения людей в различных ситуациях. Существуют и неписаные законы морали, которыми люди руководствуются в своих повседневных решениях и поступках. Они определяются личными ценностями человека. Поиск нравственных ориентиров, духовное развитие человеку дают все виды искусства, литература, религия, философия и другие способы познания мира, культурного наследия человечества. Человек - биосоциальное и духовное существо. Как живой организм, он включен в природную связь явлений и подчиняется биофизическим, биохимическим и физиологическим закономерностям.

10 слайд

Различные расы человека - единство человека как биологического вида.

Cлайд 1

Cлайд 2

Антропогенез – один из разделов антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я не могу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие:

Cлайд 3

Теории антропогенеза: 1. Эволюционная теория. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других.

Cлайд 4

Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае от «залетного гуманоида», чем то, что Твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи… Но вернемся к теориям…

Cлайд 5

Теории антропогенеза: Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Cлайд 6

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Cлайд 7

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.

Cлайд 8

Теории антропогенеза: Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Cлайд 9

Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Cлайд 10

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

Cлайд 11

Теории антропогенеза: Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

Cлайд 12

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникно- вению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Cлайд 13

Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез – процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.

Cлайд 14

Основные этапы эволюции человека 1. Древнейшие люди: питекантроп или древнейший человек, или протерантроп или архантроп. (расширился ареал обитания) Древние Люди: Неандерталец или палеоантроп. (изготовление дифференцированных орудий труда). Современные люди: Неоантроп (развитие речи, искусства и абстрактного мышления).

Cлайд 15

Древнейшие люди АВСТРАЛОПИТЕК Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений.

Cлайд 16

Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Их характерной особенностью, как я уже отметил выше, была двуногая походка и выпрямленное положение тела, о чем свидетельствует строение таза, скелета конечностей и черепа. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д.

Cлайд 17

Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена.Зубы небольшие, располагались плотно, без диастем, с рисунком зубов характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн. Если судить по находке Луиса Лики, (зинджантроп бойсов), то возраст австралопитеков 1,75 млн. лет.

Cлайд 18

Древнейшие люди ПИТЕКАНТРОП Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека.

Cлайд 19

Древние люди НЕАНДЕРТАЛЕЦ О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использовании орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению.

Cлайд 20

Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см\куб до 1800 см\куб, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. На мой взгляд, самой большой нестыковкой в эволюционной теории является именно период неандертальцев.

Cлайд 21

Как объяснить столь резкую несхожесть облика неандертальца и человека разумного? И что могло послужить причиной внезапного исчезновения палеоантропов? Как могло случиться, что древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций – вдруг так быстро и «таинственно» исчезли с лица Земли, уступив место неантропам-кроманьонцам…и т.д.

Cлайд 22

Современные люди НЕОАНТРОП Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens.

Cлайд 23

Неоантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая 8рудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф – впечатляющая характеристика, не правда ли?

Cлайд 24

Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

«Человек как биологический вид» Человек - вид «Человек разумный» (Homo sapiens), царство животных, тип хордовых, класс млекопитающих, подкласс плацентарных, отряд приматов, семейство гоминид. Биологические виды - формы физиологически несовместимых организмов (растений, животных, микроорганизмов), не скрещивающихся друг с другом в обычных, нормальных для них условиях жизни или не дающих при скрещивании нормальною потомства.


Антропогенез – один из разделов антропологии (науке о человеке), изучающий происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но существуют и другие теории о происхождении человека.


Теории антропогенеза: 1. Эволюционная теория. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других.



Теории антропогенеза: 2. Теория творения (креационизм). Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.



Теории антропогенеза: 3. Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты этой теории предполагают: а)скрещивание иномирян с предками людей; б)порождение человека разумного методами генной инженерии; в)создание первых людей гомункулярным способом; г)управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д)эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверх разумом.



Эволюционная теория Дарвина. Основные положения учения Ч. Дарвина: Наследственная изменчивость Борьба за существование: 1. Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. 2. Межвидовая борьба за существование происходит между разными видами. Она протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в сходных условиях. 3. Борьба с неблагоприятными условиями неорганической природы также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия существования. Естественный отбор


Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Сущность дарвиновской концепции эволюции сводится к ряду логичных, проверяемых в эксперименте и подтвержденных огромным количеством фактических данных положений: 1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда. 2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование. 4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции. 5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором. 6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию. На этих постулатах, безупречных с точки зрения логики и подкрепленных огромным количеством фактов, была создана современная теория эволюции.






Основные этапы эволюции человека: Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух задних конечностях в полувыпрямленном положении. Их рост составлял см, масса тела кг, объем мозга около 600 см 3. Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу.


Основные этапы эволюции человека: Человек умелый сформировался 2-3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку Человек умелый изготовил первые примитивные орудий труда. С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, способствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга.


Основные этапы эволюции человека: Древнейшие люди (архантропы). К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих в одному виду Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объем мозга см 3. Они жили 2 млн 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у Человека умелого. Считают, что у них были зачатки речи. Они пользовались огнем, что делало пищу легче усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.



Основные этапы эволюции человека: Древние люди (палеоантропы). К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху тыс. лет назад. Объем их мозга достигал 1400 см 3. У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т.п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.



Основные этапы эволюции человека: Современные люди (неоантропы). Неандертальцев сменили люди современного физического типа кроманьонцы первые представители вида Человек разумный. Они появились около тыс. лет назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высокий рост (до 180 см), большой объем головного мозга (около 1400 см 3), высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежду из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовыми общинами, приручали животных, занимались земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.



План:

1. Содержание и задачи медицинской биологии.

2. Биосоциальная сущность человека.

3. Определение понятия «жизнь» и «живое».

4. Качественные особенности и характеристика живых систем.

5. Уровни организации живых систем.

Содержание и задачи медицинской биологии.

Биология – наука о живой природе.

Термин «биология » предложен Ж.Б. Ламарком в 1802 году, которым он определял ее как науку о жизни, как особом явлении природы .

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях, т.е. морфологию, физиологию, эволюцию живых организмов, их взаимоотношения друг с другом и средой обитания.

Ипполит Васильевич Давыдовский:

« Медицина, взятая в плане теории, - это прежде всего – общая биология».

Биология – это теоретическая основа медицины. Медицинская биология – это наука о людях, их

происхождении, эволюции и географическом распространении, об изменении численности человеческих популяций и их структуры во времени и пространстве.

Изучает наследственность человека, сущность и значение врожденных различий между индивидуумами, экологию человека, а также адаптивные механизмы и средства, которые человек использует в борьбе с враждебным окружением, в том числе и возбудителями болезней.

Главная задача предмета – сформировать у будущего врача генетическое, экологическое и эволюционное мышление, необходимое ему в дальнейшем.

Врач должен связывать здоровье пациентов с сочетанным действием трех факторов: наследственности, среды жизни и образа жизни .

Биосоциальная сущность человека. Человек в курсе медицинской биологии изучается

как биосоциальное существо.

Как биологический вид, человек сформировался по законам биологической эволюции под влиянием биологических факторов (наследственность, изменчивость, борьба за существование).

Человек – часть природы, поэтому структура и функции человеческого организма, а также его генетическая программа – это результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм.

Своеобразие эволюции человека состоит в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют свое ведущее значение, уступая место социальным.

Становление социального человека происходит через преобразование психики животных в сознание человека под влиянием социальных факторов (труда, речи, общественной жизни, воспитания и образования).

В сочетании этих двух задач заключается качественное своеобразие человека как биологического вида,

т.е. человек – существо биосоциальное.

Основная задача медицинской биологии – изучение законов жизнедеятельности человека, т.е. биологического начала, а социальное – предмет изучения философов и социологов.

Определение понятия «жизнь» и «живое». Качественные особенности и характеристика живых

систем. Аристотель: «питание, рост и одряхление».

Г. Тревиранус: «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний».

Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей внешней средой…».

М.В. Волькенштейн (1965): «Живые тела – открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Гробстейн: «Жизнь – это макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмену веществ, тщательно регулируемому потоку энергии».

Ляпунов: «Жизнь – это высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Тема урока : Человек как биологический вид.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

ЦАРСТВО

Животные

ТИП

Хордовые

КЛАСС

Млекопитающие

ОТРЯД

Приматы

СЕМЕЙСТВО

Люди

РОД

Человек

ВИД

Человек разумный

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Типу Хордовых.

Человек - представитель Хордовых.

1. Осевой скелет - хорда.

2. Центральная нервная система имеет трубчатое строение.

3. Кровеносная система - замкнутая.

4. Центральный орган кровообращения - сердце.

Самостоятельная работа с учебником стр. 4

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Классу Млекопитающих.

Человек - представитель Млекопитающих.

1. Живорождение.

2. Выкармливание молоком.

3. Постоянная температура тела.

4. Наличие диафрагмы - это куполообразная мышца, отделяющая грудную полость с брюшной.

5. Дифференцированный зубной аппарат.

6. Четырёхкамерное сердце.

Самостоятельная работа с учебником стр. 4-5

Вопрос: выписать признаки человека, по которым его можно отнести к Отряду Приматов.

Человек - представитель Приматов.

1. Пятипалая конечность. Большой палец противопоставлен остальным.

2. Сходные пропорции тела.

3. Мимические мышцы.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у предков, а сейчас утратили своё значение, хотя и сохранились частично или полностью (ушные мышцы, аппендикс).

Атавизмы - это признаки характерные для животных (хвост, волосатость).

III. Закрепление.

IV. Домашнее задание: стр. 3-5.

Тема урока Происхождение человека. Этапы его становления.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Устный ответ: место человека в органическом мире. Последствия прямохождения.

Письменный ответ:

1. Человек - представитель Млекопитающих.

Один учащийся комментирует (дополнительный вопрос - человек - представитель Типа Хордовых).

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Этапы эволюции

Пища

Способы добывания

Особенности

Строение ротового аппарата

Объём головного мозга

Образ жизни

Рамапитек

Растительная пища

Собирательство

Появился 14 млн. лет назад.

Обитал на территории современной Индии.

Австралопитек

5,5 - 1 млн. лет назад. Южная и Восточная Африка. Прямохождения.

Человек умелый

Жил одновременно с австралопитеком.

Прямохождения. Большой палец противопоставлен остальным. Умели пользоваться огнём.

Древнейшие люди: человек прямоходящий

От 1 млн. до 300 тыс. лет назад. Впервые обнаружил голландец Эжен Дюбуа на о. Ява.

Жили группами, охотились, изготавливали орудия труда, появились зачатки речи. Добывали огонь.

Древние люди: неандерталец

Найден в долине Неандерталь (Германия), жили в ледниковый период

Увеличился мозг, рост

Научился шить одежду.

Современные люди: кроманьонец

Найден в местности Кро-Маньон (Франция), появился 40 тыс. лет назад, существовали вместе с неандертальцами

Творческая деятельность: наскальные рисунки, украшения.

IV. Закрепление: упражнение 15 стр. 9.

V. Домашнее задание: стр. 16-19, упр. 12, 14 стр. 9


Самое обсуждаемое
Урок Урок "Арктангенс и арккотангенс
Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и силы тяжести
Теория пространственных аномалий Теория пространственных аномалий


top