Прогрессивные матрицы дж равена подбор парных аналогий. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. История создания методики

Прогрессивные матрицы дж равена подбор парных аналогий. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. История создания методики

Таблицы Равенна (шкала прогрессивных матриц)

Методика предназначена для изучения логичности мышления и определения коэффициента интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

При решении заданий выступают 3 основных психических процесса:

1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);

2) перцепция – восприятие, восприимчивость;

3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание очень напряжено, оно поддерживает стремление (интерес) к решению. В процессе выполнения задания требуется концентрация внимания и его распределение. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, имеют значение воля и эмоции.

Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равенна не является тестом «всеобщего интеллекта», а исследует способность к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности. Было бы ошибкой, если бы тесты Равенна считали интеллетуальными тестами. В этом случае речь идет об определении способностей к систематизации в мышлении, к планомерности и методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равенна – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Шкала матриц состоит из 5 серий (60 таблиц), которые Равен упорядочил согласно следующим принципам:


А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;

В – аналогия между парами фигур;

С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;

D – принцип перегруппировки фигур;

Е – принцип разложения фигур на элементы.

В серии А тестовое значение заключается в дополнении недостающей части образца (основного изображения) или матриц. Фигуры его статичны.

При решении заданий серии А протекают 2 мыслительных процесса:

Методика Равена - это методика, которая предназначена для оценки наглядно-образного мышления у дошкольников и школьников начальных классов (чаще всего оценивают способности детей в возрасте от 5 до 10 лет). Кроме того, тест Равена может быть использован при работе с пожилыми людьми и людьми с нарушениями интеллектуального развития.

История создания методики

Методика "Прогрессивные матрицы Равена" была предложена еще в 1936 году Дж. Равеном и его коллегой Л. Пенроузом и впоследствии стала одной из самых рaспространенных методик для изучения невербального интеллекта.

Дж. Равен был категорически не согласен со специалистами, которые заявляли, что интеллект – это врожденное и неизменное явление. В ходе своих исследований он пришел к заключению о необходимости создания тестов, которые помогут оценить причины (и генетические, и средовые) интеллектуальной недостаточности. Принципиально важным, по его мнению, для подобных тестов была ограниченность во времени и отсутствие дискриминации в оценивании вне зависимости от образования, происхождения, уровня жизни и опыта тестируемых.

Тест Дж. Равена был создан для оценки способностей восприятия абстрактных форм, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей, именно поэтому он требует применения метода логических рассуждений. Иначе говоря, матрицы позволяют оценить процесс принятия логического решения в таких условиях, при которых принятие данного решения связано с выбором наилучшего варианта в кратчайший срок. Получаемые результаты не определяются эрудицией испытуемых и никак не зависят от уровня их образования . Результат зависит только от способности к логическому анализу, от пространственного воображения и особенностей целостного восприятия человеком образа.

Отличительной чертой матриц Равена является то, что на протяжении почти 50 лет они используются в своем стандартном виде. И это несмотря на то что с течением времени появилось большое количество интерпретаций и модификаций самих матриц (в том числе и цветные прогрессивные матрицы Рaвена, а также электронный вариант теста).

При выполнении заданий теста у человека активизируются процессы восприятия, внимания и образного мышления. Выполнения теста цветных матриц требует максимальной сосредоточенности и внимания, так как снижение этих показателей непременно приводит к ошибкам. Кроме этого, большое значение имеют сила воли и эмоции. Матрицы Равена обычно применяются при работе с людьми, принадлежащими к разным языковым структурам, в том числе и с немыми, так как данная методика не требует вербализации и в этом ее главное удобство.

Тест базируется на использовании устных инструкций, а также применении невербальных заданий, то есть для его выполнения необязательно уметь писать или читать (что может быть очень удобно при работе с детьми младшего возраста).

В настоящее время тест прогрессивных цветных матриц Равена является одним из самых известных и часто употребляемых среди психологов тестов, применяемых при работе с различными группами населения. Тест может быть использован при проведении крупномасштабных исследований, связанных с областью психологии и педагогики.

Структура теста

Текстовый сборник включает в себя 60 заданий , разделенных на 5 серий (А, В, С, Д, Е), каждая серия, в свою очередь, состоит из 12 заданий. Каждое задание состоит из матриц, которые содержат различные фигуры и их совокупности, составленные так, что они образуют логическое целое, элементы которого расставлены в определенной закономерности согласно конкретным правилам.

Одной фигуры не хватает, но она расположена внизу в окружении других, не подходящих сюда, фигур. Главная задача тестируемого – выявить закономерность, которая связывает фигуры на рисунке и фигуры, данные ниже, и выбрать из предлагаемых вариантов номер той фигуры, которая отсутствует на рисунке и логически подходит туда.

  • Серия А

Задание заключается в необходимости дополнить основное изображение одним из приведенных, подходящих к конкретному изображению, фрагментов. Для успешного выполнения задания требуется тщательный анализ составных частей основного изображения и обнаружение сходных деталей в одном из нескольких фрагментов.

Значение: оценка уровня внимательности, а также статистического представления, воображения и визуального различения.

  • Серия В

Задания серии В построены на принципе поиска схожести в парах фигур. Необходимо понять принцип, в соответствии с которым построена фигура и, на основе умозаключения, подобрать недостающий фрагмент. Важным здесь является определение оси симметрии, в соответствии с которой в главном образце располагаются фигуры.

Значение: оценивается способность к линейной дифференциации и поиск умозаключения, которое должно быть построено на основе линейных взаимосвязей.

  • Серия C

Зaдания серии С основываются на принципе "прогрессивных" изменений в фигурaх матриц. Матрицы в фигуре постепенно становятся сложней, происходит их непрекращающееся "обрастание" новыми элементами. Существует четкий принцип приобретения фигурой новых элементов, и только поняв его можно выбрать недостающую фигуру.

Значение: выявление способностей к динамической наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять.

  • Серия D

В серии D задания построены по принципу перегруппировки фигур в пределах одной конкретной матрицы. Перегруппировка происходит в вертикальном и горизонтальном положении, и задача испытуемого заключается в ее поиске.

Значение: решение зависит в первую очередь от способности определять как количественные, так и качественные изменения в фигурах, согласно закономерностям изменений, использованных при построении фигур.

  • Сeрия E

В серии Е принцип заключается в разложении главного изображения на составные элементы. Возможность найти недостающие фигуры появится, когда тестируемый обнаружит и поймет принцип синтеза и анализа фигур.

Значение: способность обнаружить сложное количественное и качественное развитие кинетических, а также динамических рядов.

Время теста строго ограничено: 20 минут.

До начала теста принципиально важным является его секретность и невозможность подсмотреть. Во время теста необходимо исключить возможность списывания.

Проведение теста возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Каждому тестируемому раздается бланк ответов , который необходимо будет заполнить. В бланке необходимо указать дату проведения тестирования, фамилию и имя тестируемого, его пол и возраст, а также место работы (учебы).

Кроме этого, в этот бланк заносят ответы на задания теста, общее время, затраченное на выполнения теста, и общее количество набранных баллов.

Полученные в результате тестирования ответы сравнивают с ключом. За каждый верный отвeт начисляется один первичный балл, затем эти баллы сверяют с таблицей и, согласно конечному результату, выносят свои замечания.

Тест Равена поможет оценить, умеет ли человек мыслить логически. О том, как провести тест и интерпретировать результаты, расскажем в статье.

Из статьи вы узнаете:

Скачайте материалы по теме:

Разновидности серий теста Равена

Тест «прогрессивные матрицы Равена» разработали в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта человека. Согласно этим традициям, лучший способ измерить фактор "g" - выявить отношения между рядом абстрактных фигур. Тестом Равена можно провести испытание способностей человека воспринимать конкретные формы, охватывать их особенности, взаимные отношения и характер. Сам автор не считает, что так можно точно оценить абсолютный интеллект. Поэтому результат методики тест Равена лучше рассматривать в комплексе с другими исследованиями.

Тест интеллекта Равена состоит из 60 таблиц или 5 серий. В каждой серии - задания по нарастающей трудности. Задания усложняются и от серии к серии. Испытуемому представляют рисунки с фигурами, которые связаны между собой. Одной фигуры не хватает, но внизу она располагается среди 6-8 других элементов. Задача кандидата или сотрудника - установить закономерность, которая связывает между собой фигуры на самом рисунке.

Пример задания из серии А теста Дж. Равена

На опросном листе нужно указать номер искомого элемента из предлагаемых вариантов. При решении заданий выступает три психических процесса:внимание и внимательность; восприятие и восприимчивость; мышление и понятливость.

  1. Цветной предназначается для детей от 5 до 11 лет, но иногда его применяют и для лиц старше 65 лет.
  2. Черно-белый оптимально подходит для оценки подростков 14-16 лет, а также взрослых от 16 до 65 лет.

Испытуемый должен знать описание теста Равена, чтобы справиться с задачей. Нередко человек не может сориентироваться, что от него требуется.

Тест Равена: скачать примеры заданий

Тест Равена: описание и вопросы из разных серий

В серии А применяют принцип установления взаимосвязи элементов в структуре матриц. Задание заключается в том, чтобы дополнить пустую часть изображения одним из фрагментов, который приведен в таблице. Чтобы решить задачу, кандидату нужно тщательно проанализировать структуру изображения и обнаружить особенности в одном из фрагментов. Затем слить фрагмент с общим рисунком, сравнить с окружением части таблицы.

Серия В теста Равена выстроена по принципу аналогии между несколькими фигурами. Кандидат или сотрудник, который проходит тестирование, находит принцип построения отдельной фигуры, а потом подбирает недостающий фрагмент. При этом нужно определить ось симметрии, по которой расположены фигуры.

Пример задания из серии B психологического теста Равена

Серия С основана на принципе прогрессивных изменений в элементах матриц. Эти фигуры усложняются, происходит их непрерывное развитие. Обогащение фигур дополнительными элементами подчиняется конкретному принципу, обнаружив который, удастся подобрать недостающую фигуру и успешно пройти тест Равена.

Пример задания из серии С прогрессивного теста Равена

Серия D выполнена по принципу перегруппировки элементов в матрице. Человек должен найти перегруппировку, происходящую в горизонтальном, а также в вертикальном положении.

Серия Е основывается на принципе разложения фигур изображения на отдельные элементы. Недостающие фигуры удастся найти, поняв принцип синтеза и анализа фигур.

Пример заданий из серии D и E теста на айкью Равена

Необходимо правильно проводить прогрессивный тест Равена, в противном случае результаты будут недостоверными. При этом можно отметить, что далеко не все люди способны успешно его пройти, так как он отличается сложностью. По этой причине желательно проводить тестирование в комплексе с другими методами, чтобы в полной мере оценить претендента на должность.

Матрица Равена: как провести тест

Тест Равена даст достоверные результаты, если кандидат или сотрудник будет решать задания добросовестно, обдуманно, искренне и точно. Тест предназначен для определения логичности мышления. Учитывайте, что если проводить различные тестирования слишком часто, но не объяснять специалистам их предназначение, они будут подозрительно относиться к ним. У ряда работников снизится лояльность, а психологический климат ухудшится.

Объясните сотрудникам и кандидатам, как проходить тестирование. Учитывайте, что тест Равена можно пройти онлайн. Но в этом случае надо рассказать о правилах. При проведении теста Равена возьмите таблицу и откройте для показа первую страницу: «На рисунке недостает одной фигуры. Справа изображено 6-8 фигур с нумерацией, но только одна из них искомая. Нужно определить закономерность, которая связывает между собой фигуры, а затем указать номер элемента в листке».

Во время выполнения задач требуется контролировать, чтобы сотрудники не списывали друг у друга. По истечении времени подайте команду: «Закрыть таблицы!». Соберите бланки. Проверьте, чтобы в верхнем правом углу бланка был проставлен номер испытуемого, в противном случае не удастся установить, тест Равена с ответами какого человека набрал большее количество баллов.

Тест регламентирован во времени - чтобы выполнить все задания отводится 20 минут. Соблюсти время получится, если следить, чтобы до команды «Приступить к выполнению» испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 минут подается команда «Всем закрыть таблицы».

Распространен и комбинированный вариант теста Равена: кандидаты и сотрудники выполняют задания без ограничения по времени, но отмечают, сколько именно выполнено за первые 20 минут. Получается, что тест может использоваться как для оценки скорости мышления, так и результативности. Выбор режима осуществляется в зависимости от целей и условий.

Тест Равена: интерпретация результатов

Правильное решение задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по таблицам и по сериям. Полученный показатель рассматривается в качестве индекса интеллектуальной силы человека, а также его умственной производительности.

Показатели выполнения заданий по сериям сравнивают со среднестатистическими результатами, но учитывают разницу между ними. Такая разница помогает судить о надежности полученных данных. При этом интерпретация результатов теста Равена зачастую доставляет трудности, поэтому его должен проводить эксперт, хорошо разбирающийся во всех нюансах.

Матрица Равена: тест с ответами

При решении задач внимание напряжено, поддерживает стремление к решению. Тест требует высокой концентрации. При снижении внимания появляются ошибки. Испытание матрицами не является тестом «всеобщего интеллекта», но помогает оценить остроту и точность внимания, ясность мышления . В этом случае речь идет об определении имеющейся способности к систематизации в мышлении, планомерности и методичности, а не об интеллекте. Учитывайте это, выполняя интерпретацию теста Равена с ответами. Если человек набрал малое количество баллов, нельзя с уверенностью сказать о низком интеллекте.

Никогда напрямую не используйте результаты оценки, чтобы решить, стоит ли повысить или уволить сотрудника. Если вы сталкиваетесь с необходимостью увольнения, то вряд ли это можно решить с помощью оценки. Потому что чаще всего при увольнении принимается во внимание не уровень знаний, а то, как человек подходит к делу. Если говорить о повышении, то они происходят через открытые конкурсы, без учета результатов оценки.

Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии. Методика разработана английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая - на правильный ответ: 1-7,2-6,3-6,4-1,5-2,6-5,7-6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

Методика Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Цветной вариант матриц предназначен для обследования детей от 5 до 11 лет. Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена состоят из 36 заданий, разделенных на три серии А, АВ, В по 12 заданий. Три серии организованы так, что позволяют оценить главные когнитивные процессы, которые обычно уже сформировались у детей данного возраста (Дж. Равен, 1996). Эти серии спроектированы для оценки хода умственного развития вплоть до той стадии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по аналогии, что способен принять этот способ мышления для вывода логических умозаключений. Эта решающая стадия в процессе интеллектуального созревания страдает одной из первой при органических поражениях ЦНС.

Исследования показали, что дети старше шести лет, лица с незначительными нарушениями интеллекта и большая часть лиц с физическими недостатками одинаково хорошо понимают предлагаемые задания. Дж. Равен считал, что «серии А, АВ и В позволяют ясно дифференцировать различные степени врожденной и приобретенной умственной отсталости», тем не менее «тест ни в каком смысле не является измерителем общего снижения интеллекта. Он четко показывает, обладает или нет обследуемый способностью к сравнению и умозаключению по аналогии, а если нет, то до какой степени по сравнению с другими людьми он способен организовывать пространственные образы в систематические связанные целостности» (Дж. Равен, 1996, с. 10).

Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) или тест Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей из специфической культурно-языковой популяции.

В процессе выполнения заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления.

Сначала у детей появляется способность различать одинаковые и разные фигуры, похожие и непохожие друг на друга; затем появляется способность оценивать ориентацию фигуры в пространстве по отношению к себе и другим; дети могут сравнивать аналогичные изменения в фигурах; затем появляется способность расчленять целое на составные элементы, устанавливать закономерности изменений и, наконец, дети достигают возможности воспроизводить две и более фигуры как образующие одно целое, организованное единство. В процессе выполнения задания, возможно, оценить уровень внимания, восприятия и мышления ребенка, что важно в оценке уровня интеллектуального развития.

IV уровень - 28 и более баллов (80-100% верных решений);

III уровень - 27,9-23 балла (79,9-65% верных решений);

II уровень - 22,9-17 баллов (64,9-50% верных решений);

I уровень - 16,9 и менее баллов (менее 49,9% верных решений)

(данные по Т.А. Власовой, Т.В. Розановой).

В нашей стране Цветные Прогрессивные Матрицы были апробированы в дифференциальной диагностике различных форм дизонтогенеза (Марцинковская Т.Д., 1997; Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф., 1990; Розанова Т.В., 1991), ряд матриц включен в атлас для психологического обследования детей С.Д. Забрамной. В настоящее время ЦПМ используются в адаптации Т.В. Розановой (1991). Методика позволяет исследовать невербальное мышление. Из 36 заданий - 27 предназначены для выявления сформированности операций дополнения до целого (задания на тождество) с учетом принципа центральной и осевой симметрии, а 8 заданий раскрывают особенности мыслительных операций по установлению аналогий. Анализ результатов проводился по процедуре и способу оценки, разработанными Т.В. Розановой.

Инструкция сообщается испытуемому доступными для него средствами и должна содержать указания на наличие «пробела» в «коврике» и необходимость его заполнения подходящим вкладышем из шести предложенных вариантов.

Работа начинается с задания А 1.

Инструкция: «Посмотри сюда (показываем картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: № 1 - форма правильная, но образец неверный, № 2 - вообще нет образца, № 6 - почти верный, но тоже плохой (показываем на белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит». После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач Равен, рекомендует применять «задвижную» форму теста. По мнению автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию.

Оценка результатов проводится следующим образом: за каждый правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй - 0,5 балла, с третьей - 0,25 балла. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем психического развития, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста (см. Таблица А.).

Таблица А. Процентные стандарты для детей в возрасте 5,6-11 лет

Проценты

Хронологический возраст по годам

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач:

IV уровень успешности - 28 и более баллов (80 - 100 % верных решений);

III уровень - 27,9 - 23 балла (79,9 - 65 %);

II уровень - 22,9 - 17 баллов (64,9 - 50 %);

I уровень - 16,9 и менее баллов (менее 49,9 %)

(Власова Т.А., Лубовская Н.Л., 1984).

Процентная шкала по тесту Равена представляет собой коэффициент интеллекта IQ (intelligence quotient). Существуют критерии оценки IQ, предложенные ВОЗ, согласно которым коэффициент равный и ниже 70 стандартных баллов расценивается как показатель умственной отсталости, 71 - 85 баллов - показатель пограничной умственной отсталости, 86-99 баллов - низкой нормы, 100 - 115 - средней нормы.

В нашем исследовании процентные шкалы не являются показателями коэффициента интеллекта ребенка, а представляют собой процентные стандарты, предложенные Т.В. Розановой (1978) и Л.И. Переслени (1989).

Для нормально развивающихся учащихся 1-2 классов в 90 % случаев отмечается четвертый и третий уровни успешности. Второй и особенно первый уровень успешности решения матричных задач встречается у детей с отклонениями в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Розанова Т.В., 1978, Переслени Л.И., 1989).

Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена

(отдельные иллюстрации матриц из серии А, Ав, В)

Серия А


Серия АВ


Самое обсуждаемое
Выражение серый кардинал что значит Обозначение серый кардинал Выражение серый кардинал что значит Обозначение серый кардинал
Что такое реликтовое излучение? Что такое реликтовое излучение?
Когда впервые вступила в бой «Катюша»? Когда впервые вступила в бой «Катюша»?


top