Различные карточки для уроков сольфеджио. Карточки для запоминания нот - нотные карточки. элементами. Наглядные пособия(дидактические игры)

Различные карточки для уроков сольфеджио. Карточки для запоминания нот - нотные карточки. элементами. Наглядные пособия(дидактические игры)

Методическое сообщение «Нескучное сольфеджио»

преподавателя теоретических дисциплин Приозерской ДШИ

Е. В. Ивановой

За годы работы в Приозерской ДШИ я изучила различные методические пособия по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки. Это позволило накопить опыт и использовать его в работе с детьми. Разрешите познакомить вас с некоторыми музыкальными пособиями, которые я использую на уроках сольфеджио. Возможно, и вы, применяете, их на своих уроках и можно будет, обсудить их пользу и практическое применение.

Методика Сафаровой Илизы Эльфатовны стала для меня первым мощным толчком для работы по-новому. Многие её советы применяются мною на занятиях с самыми маленькими учениками. Танцы, игры с движениями, пальчиковые игры здорово стимулируют интерес детей к занятиям, к музыке, это первые шаги детей, показать свои музыкальные способности, это простор для их творчества.

Показываю музыкальные игры c движениями под аудио сопровождение:

«Карнавал» (игра на расслабление рук и творческую фантазию),

«Робот и бабочка» (контрасты: резко – плавно),

«Речка» (динамика и регистр),

«Шаги» (протяжные и короткие длительности),

«Облака» (плавные движения),

«Туча и дождик», «10 индейцев», «Зима» (пальчиковые игры).

«Замиратик» (пауза),

«Ловля комара», «Кошки и мышки», «Будильник» (разминка).

После знакомства с методическим пособием Нины Владимировны Белой «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках» использую её методические рекомендации, наглядные пособия: музыкальное домино, музыкальное лото, ритмические картинки, карточки-билеты на уроках, контрольных опросах, на олимпиадах по сольфеджио. Всё это помогает сэкономить время при проведении опроса, сделать этот опрос интересным и увлекательным для детей

Практическая работа с наглядными пособиями.

«Ритмические карточки»

Проговаривать длительности ритмослогами и показывать руками:

Шестнадцатые – «ту-ру-ту-ру», лёгкие хлопки кончиками пальцев.

Восьмые – «ти-ти», хлопки.

Четвертные – «та», руки плавно опускать на колени.

Половинные – «та-а», ставить руки на пояс.

Проговаривать ритмослоги, показывая руками длительности;

Проговаривать со счётом, показывая руками длительности;

Различные варианты устного ритмического диктанта

(послушать, найти карточку с прозвучавшим ритмом, проговорить ритмослогами или со счётом, показывая руками длительности).

Музыкальное домино носит тренировочный характер. Наряду со зрительной тренировкой здесь возможен и «звучащий» вариант: сложив домино, скажем, по теме «Интервалы» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть всё на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.

Домино «Простые интервалы».

Развивает и проверяет умение быстро определять строение интервала. Интервал, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Показываю ход игры и предлагаю слушателям сообщения продолжить выполнение задания).

Домино « Трезвучия и их обращения» развивает и проверяет умение быстро определять строение трезвучий и его обращений. Аккорд, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Начинаю и прошу продолжить игру, желающим поучаствовать).

Домино «Увеличенные и уменьшенные интервалы» аналогично работаем, как и с предыдущим домино.

Домино «Квинтовый круг тональностей. Слоговое обозначение» проверяет знание ключевых знаков в тональностях. По ключевым знакам, обозначение которых нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке название тональности, в которой находятся эти знаки, и соединить их. (Демонстрирую выполнение).

Домино «Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение» для старшеклассников на закрепление темы «Буквенное обозначение» Аналогично работаем, как и с предыдущим домино, но вместо слоговых обозначений дано буквенное.

Очень удобно и интересно использовать домино на олимпиаде, кто быстрее и без ошибок выложит все костяшки домино.

Лото «Характерные интервалы»,

«Трезвучия и их обращения», «Септаккорды и их обращения».

Я называю интервал или аккорд и закрывает его фишкой, а ученики находят его в своих карточках, поют, если ответ верен, закрывают фишкой. Играя в музыкальное лото можно провести анализ на слух, но вместо того чтобы назвать, я играет, а ученики поют, называют созвучие, закрывают фишкой. Можно пропеть гармонически, разделившись на голоса. (Играем в лото).

Задания можно усложнять:

1)найдя септаккорд, определить его тональность и решить является ли этот аккорд доминантовым;

2)разрешить данный аккорд в тональности.

«Карточки-билеты»

Карточки для индивидуальной работы, носят тренировочный и закрепляющий характер. Дают возможность мне определить уровень знаний каждого ученика, активизировать его мышление.

Карточки пронумерованы и посвящены одной теме, имеют одинаковое оформление, которое не только служит эстетическим целям, но и помогает быстро собирать их после занятия в картотеку. В каждой карточке несколько заданий, необязательно выполнять их все на одном уроке, задания даю в зависимости от того какую тему надо проверить или закрепить. Привыкнув постоянно работать с карточками, ребята бывают спокойнее и во время экзаменов.

Все представленные музыкальные игры и задания помогают моим ученикам быстро усвоить учебный материал и очень разнообразят надоевшие, скучные или трудные моменты урока.

Следующее методическое пособие, с которым я познакомилась это «Азартное сольфеджио» Татьяны Юрьевны и Арсения Фаритовича Камаевых.

Пособие содержит иллюстрировано-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным процесс обучения, и формы контроля, т.е. активизировать работу и интерес детей к уроку сольфеджио.

Квинтовый круг тональностей, параллельные тональности.

Работа с этими карточками проходит постепенно. - Сначала дети запоминают тональности: До, Ре, Фа, Соль,

Си-бемоль мажор и учатся их раскладывать.

До мажор по середине (без знаков), с правой стороны диезные по порядку знаков (Соль и Ре мажор), с левой стороны бемольные

(Фа мажор и Си-бемоль мажор). Это розового или красного цвета карточки.

Затем учатся находить параллельные тональности. Выкладывают минорные тональности с низу от мажорных. Это голубого или синего цвета карточки. Запоминают, что мажорные сверху, минорные снизу.

Знакомимся с квинтовым кругом, и выкладываем квинтовую цепочку мажорных тональностей. До мажор в центре, от него с правой стороны, (вверх) выкладывают диезные тональности, с левой стороны, (вниз) идут бемольные тональности. Затем находим и раскладываем параллельные минорные тональности. И наоборот.

Чем чаще дети будут выкладывать эти квинтовые цепочки, называя тональности вслух, тем быстрее они начинают ориентироваться в тональностях.

Эту игру я тоже использую на олимпиаде. Кто первым, без ошибок разложит все карточки, получает дополнительный балл.

Кольцо – лента

помогает закрепить тему «Квинтовый круг тональностей». С помощью передвижной рамки можно показывать знаки по порядку, а дети называют тональность, которой соответствуют эти ключевые знаки или её параллельную. Так же можно показывать знаки вразброс, дети называют тональности. Ленту можно использовать и для отработки знаков при ключе, порядок диезов и бемолей.

Карточки с вопросами.

Очень удобно использовать на олимпиаде карточки с вопросами. Сколько правильных ответов, столько карточек на руках, столько баллов зарабатывает участник соревнования. Кроме того времени на размышление нет, отвечать нужно сразу, быстро, коротко, если замешкал, ход переходит к другому участнику.

Ритмическое лото.

Ритмическое лото состоит из больших карт, которые закрываются маленькими карточками (одна большая карта вмещает 6 маленьких).

Большие карты раздаю детям. Маленькие карточки оставляю у себя, перемешиваю и показываю их одну за другой, и прошу проговорить и показать руками, изображённый на них ритмический рисунок, найти его у себя и закрыть фишкой.

После того как дети хорошо научились справляться с этим заданием, опять перемешиваю маленькие карточки и прохлопываю ритм, дети отгадывают по слуху, находят у себя этот ритмический рисунок и ставят фишку, после чего проговаривают его ритмослогами с показом длительностей руками.

Опять перемешиваю карточки и на этот раз играю, дети находят ритм, ставят фишку и поют ритмослогами с показом длительностей руками.

Можно играть сразу с несколькими ритмическими картами. При этом я комбинирую карты с разной степенью сложности (одна-две карты с хорошо усвоенным материалом, третья – из нового, более сложного).

Много песен я использую из пособия по сольфеджио Ларисы Вениаминовны Ефремовой. Учиться интересно.

Вместо скучных правил – живые, лёгкие, запоминающиеся песенки. Ребята с лёгкостью усваивают теоретические понятия.

Исполняю песни из сборника:

«Песенка о ступенях».

«Параллельный минор».

«Консонанс и диссонанс».

«Песенка об интервалах».

«Песенка о главных ступенях».

«Диез и бемоль».

«Песенка о порядке диезов и бемолей» (работу в этой теме дополняю стишками для лучшего запоминания и играми «Лифт» и «Лодочка»):

Игра «Лифт».

Находим для ноты без знака или с диезом лифт, он за спиной у ноты, совсем рядом, расстояние полутон, и начинаем считать, сколько выходит «диезиков» из лифта.

Например: Заходит в свою квартиру нота «Ми», у неё за спиной лифт «Ре#», лифт открывается и из него выходят «диезики», считаем их по порядку, до найденного лифта: фа#-до#-соль#- Ре# , записываем знаки на нотоносце возле скрипичного ключа, в семье Ми мажор четыре диеза.

Игра «Лодочка».

Усаживаем бемольную семью с бемольной Тоникой в подводную лодку, делаем ладошкой левой руки лодочку, а правой рукой усаживаем «бемолики» в лодочку, до Тоники и закрываем подводную лодку крышкой (добавляя ещё один бемоль) и поплыли.

Например: Семья Ля-бемоль мажор. Тоника Ля-бемоль. Усаживаем бемоли в лодку по порядку до Тоники и накрываем крышечкой: (бемоли) си-ми- Ля - ре . Записываем эти знаки при ключе.

«Песенка о кинтовом круге мажорных тональностей» (изучение и пение этой песни сочетаю с карточками тональностей Камаевых и с домино «Квинтовый круг» Н. В. Белой получается очень хороший закрепляющий эффект).

Очень хорошо развивают ладотональный слух попевки Ларисы Ефремовой на ладовые притяжения: «Три ступени», «Вводные ступени», «Разрешение неустойчивых ступеней», «Опевание». Дети с лёгкостью запоминают, играют и поют эти песенки в разных тональностях. (Исполняю попевки.)

Следующее пособие, с которым я хочу вас познакомить это сборник Майи Фёдоровны Червоной Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фортепиано .

Автор приглашает отправиться в весёлое путешествие по музыкальной стране. Герои песен – интервалы. Они думают, мечтают, танцуют, поют и смеются. На время мои первоклассники превращаются в интервалы, чтобы хорошо познакомиться с характером каждого интервала, и легко угадывать интервал на слух. Мы разыгрываем путешествие, поём эти замечательные песенки. И я хочу вас с ними познакомить, может быть и вам они понравятся, и вы будете использовать их на уроках сольфеджио.

Исполняю песни: «Прима-тараторка», «Озорная секунда», «Ласковая терция», «Решительная Кварта», «Квинта-часики», «Хвастливый Тритон», «Благозвучная Секста», «Капризная Септима», «Принцесса октава».

Увидев на прилавке магазина музыкальную сказку Аллы Владимировны Мельниковой «Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио», у меня появилась идея поставить её с моими первоклассниками. Ведь эта сказка не просто развлечение, а материал, который в занимательной форме помогает закрепить знание о ступенях лада и их взаимосвязях. По сюжету спектакля, герой, Дима, ученик музыкальной школы, попадаем в сказочное королевство, где правит Королева Тоника. Её приближённые - Придворный Звездочёт и Придворная Дама. Королеве помогает советами министр Доминанта, он знает к ней два тайных хода, и вмиг оказывается рядом с ней, как только Королева отдаст распоряжение. А за настроением в королевстве следит Король Медианта, который любит, есть пирожки, приготовленные Придворной Поварихой Субдоминантой. Коварная принцесса минорная мечтает сесть на трон и стать Королевой. Каждый персонаж это ступень лада, которая имеет свой музыкальный портрет, свою музыкальную тему, которая сочинена с учётом ладового тяготения. И вот, чтобы каждая ступенечка стала для первоклассников живой, понятной, знакомой, чтобы каждый себя попробовал в роли ступени музыкального королевства, чтобы сами для себя стали подсказкой по теме «Лад» я поставила, эту сказку и постановка стала учебным материалом для следующих поколений первоклассников. Я подготовила видео материал, чтобы познакомить вас с этой сказкой и думаю, сюжет и музыкальный материал будет для вас интересен.

Эту работу в «Ладу» я сочетаю с песенками Ларисы Ефремовой и с работой «По лесенке». (Показываю)

Исполнение песенок с показом по лесенке; слушать и отгадывать ступеневые тяготения, показывая по лесенке и исполняя их нотами или пропевая номер ступени, или же имена ступеней.

И ещё у меня есть наглядное пособия, которые я использую для развития ладотонального слуха. Домик - устойчивые ступени, петелька - опевание, стрелочки - разрешение.

Я называю тональность, раскладываю карточки в любом порядке, а дети поют, выполняя задания по обозначениям.

Я играю задания – дети слушают и определяют на слух, выкладывают, что услышали, объясняют и поют нотами или номер ступени, или имя ступени.

Работа над интервалами.

Эти карточки помогают легко усвоить характер интервалов:

колючая (секунды, септимы),

мягкая (терции, сексты),

твёрдая (кварта),

расплывчатая (квинта).

Играю интервал, дети слушают, выбирают карточку, прикасаясь ладошкой к её поверхности, называют характер и имя интервала.

Игрушки так же соответствуют характеру интервала. Большая Терция – девочка, которая любит подвижные игры, солнышко, её любимая песенка «Как светел день», и танцует она бодро и весело. Малая Терция – девочка, которая любит спокойные игры, любит мечтать, гулять под зонтом во время дождя, любоваться звёздным небом, её песенка «Ночь звёздная», и танцует она плавно, не спеша. Секунды это их собачки. У Большой Терции – большая, учёная собака, у Малой Терции – маленькая – всего боится и прячется. Лают они по-разному. Большая Секунда – смело, уверенно, Малая Секунда – жалобно тявкает. Играю интервалы, дети по характеру определяют их на слух, поют любимые песенки интервалов и танцуют их танцы.

Так же на уроках сольфеджио я пользуюсь наглядными пособиями Лии Степановны Синяевой. Представленная таблица помогает легко и быстро запомнить ступени, на которых строятся аккорды.

Первый столбик.

Первый аккорд - на I ступени, двигаемся вниз по столбику, видим Тонику, хорошо знаем, что это первая ступень, продолжаем двигаться вниз, считая ступени в нисходящем движении: I – VII. Ступень аккорда через черту повторяется. Запоминаем ступени аккордов первого столбика: I – I – VII – VII.
Второй столбик.

Хорошо знаем, что субдоминанта это IV ступень, и пошли от четвёртой ступени вести счёт в нисходящем движении, не забывая о том, что через черту ступень повторяется. Запоминаем ступени аккордов второго столбика: IV – III – II – II.

Третий столбик.

Смотрим на первый аккорд третьего столбика, он в углу и подсказкой является его цифра (6), это и есть ступень, на которой строится этот аккорд - VI ступень. Дальше пошли в нисходящем движении – V ступень, продолжаем двигаться вниз, и видим доминанту, а её уже давно знаем – это V ступень, через черту ступень повторяется, и продолжаем двигаться вниз – IV ступень. Запоминаем ступени аккордов третьего столбика:

VI – V – V – V - IV.

Отдельно можно поговорить об аккордах второй половины таблицы, о четырёхзвучных аккордах, о доминантовом септаккорде и его обращениях. В первом столбике D65 – первое обращение доминантсептаккорда, во втором столбике D43 – второе обращение и строится на II ступени, в третьем столбике D7 (в углу) – сам доминатовый септаккорд, и ниже D2 – третье обращение. Обращения соответствуют номеру столбика: I – II – III.

Надеюсь, что представленный мною методический и музыкальный материал окажется для вас полезным.


Шереметова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа№4"
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Игровые формы на уроках сольфеджио"
Дата публикации: 31.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4»

Методическое сообщение

Тема: Игровые формы на уроках сольфеджио.

Преподаватель: Шереметова Е.В.

Псков, 2017г.

Игровые формы на уроках сольфеджио.

Исследования показывают что человек в ходе обучения усваивает 5 %

информации слушая речь, 10% из самостоятельного прочтения книг,

журналов и т.д., 20% визуальной информации, 50% изученной информации в

ходе обсуждения, 75 % информации которая усваивалась когда ее закрепляли

на практике.

Как писал выдающийся педагог- инноватор В.А. Сухомлинский

«Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать,

я стремился перейти к новому виду работы.»Монотонная работа

действительно быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение

внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее чем

взрослые. По этому на уроках обязательно необходимо разнообразить работу

Главное отличие современных методов обучения от традиционных –

создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования

ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность

включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Игровые методики

на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не

только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися

теоретических знаний. Широкую популярность в использовании для

младших классов на уроках сольфеджио получили ладовые и ритмические

К ладовым играм можно отнести такие как «Приветствие и прощание»,

«Вопрос-ответ»- где преподаватель и учащиеся ведут музыкальный диалог с

использованием импровизации. Или такие игры как «Отгадай загадку»,

«Угадай песенку» в первой отгадываются сыгранные ступени, а вторая

аналогична устному диктанту на известные мелодии.

Среди ритмических игр популярны «Произнеси своё имя»- где ученики

произносят сначала имена по слогам на 2/4, а потом на 3/4 и «Напиши свое

имя» где пропевается фраза с именем, а учащиеся записывают ритмический

рисунок. Так же очень удобно использовать на уроках ритмические карточки,

как для легких ритмических диктантов, так и для одноголосных диктантов

как вспомогательный материал. Можно устраивать учащимся командные

соревнования деля группу на 2 команды.

Очень удобна игра «Ладушки» при прохождении размеров,

определения слабой и сильной доли

Детям младших классов очень нравится использование на занятиях

различных шумовых инструментов, которые они могут сделать даже

самостоятельно. С помощью таких инструментов легко проводить такие

игры как «Бесконечное эхо» где дети по очереди исполняют заданный

ритмический рисунок или «Шумовой оркестр» в начале может представлять

только диалог на заранее выученных стихотворениях с использованием

детских музыкальных инструментов, позже можно включать стихотворения с

Как мне кажется из собственного опыта самыми интересными как для

младших классов, так и для более старших стали дидактические игры

«Музыкальное лото» и «Музыкальное домино» в которым можно

использовать совершенно любой материал например «Интервалы»,

«Трезвучия и их обращения», «Кварто-квинтовый круг тональностей»,

«Доминантсептаккорд с обращениями», а так же можно использовать при

составлении гармонических последовательностей.

Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по указанным

темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу домино.

Задание может выполняться индивидуально, парами, командами.

«Музыкальное лото» отличается тем что вместо косточек домино есть

игровое поле и комплект карточек. Задания дифференцируются в

зависимости от класса учащихся. (В играх «Трезвучия и их обращения»,

«Доминантсептаккорд с обращениями», «Гармонические

последовательности» результаты обязательно пропеваются и закрепляются

игрой на фортепиано.)

Все эти игры есть на просторах интернета, их запросто можно найти.

Но можно не останавливаться на том что есть, дополнять их чем то своим, а

может быть и выдумывать что-то новое. Ведь работа преподавателя это тоже

увлекательный творческий путь.

Игровые формы, используемые на уроке, повышают

заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить

работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный

процесс – заинтересовать. Выполняя какую – либо роль в творческой игре,

даже самый невнимательный и неусидчивый ребенок приобретает многие

положительные качества. Применение игровых форм работы в обучении

помогает как ученикам младших, так и старших классов легче усваивать

новые знания- закрепляя их на практике, заниматься с радостью и

увлечением.

Приложение:

1 Ладовые игры

Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с

психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как

восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле

внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие

любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия,

правила и законы музыкальной науки.

«Музыкальное приветствие и прощание»

Проводится в начале и в завершении урока. Преподаватель пропевает

приветствие или прощание обращаясь ко всей группе, а один из детей или

весь класс должны ответить исполняя ответ на определенных ступенях. набор

приветствий и прощаний будет постепенно расширяться по мере знакомства с

разными ступенями лада.

Пример на приветствие: Преподаватель «Здравствуйте ребята»,

учащиеся: «Здравствуйте!»

Пример на прощание: преподаватель «До свидания девочки, до

свидания мальчики, до свидания белочки, до свиданья зайчики. До свидания

школа, наш урок весёлый!» Ученики: «Все что мы узнали, все домой

забрали.»

«Вопрос-ответ»

Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её

на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со

ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает, какой –

либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на

любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же

тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «На

«Отгадай загадку»:

Преподаватель играет на инструменте последовательность ступеней.

Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из

ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно

записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в

определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать

для настройки в какой-либо тональности перед диктантом.

«Узнай песенку»:

Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель

говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка»

споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые

показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в

указанной тональности.

«Живое пианино»:

Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша»,

«ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть»

на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто

последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на

участника игры, который пропевает свой звук.

2 Ритмические игры

«Угадайка»

Преподаватель играет музыкальную фразу из знакомой песни,

предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с

ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.

«Подбери карточки к заданному размеру»

Игра направлена на развитие чувства метра. Педагог показывает детям

маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка –

ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих

детей, каждому из которых задаётся свой размер: например – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,

6/8. Задача-минимум – выбрать из имеющихся карточек ритмические

рисунки, подходящие к заданному размеру; задача-максимум – выложить

выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить

её (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.

«Ладушки»

Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования

сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет

пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки.

Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в

«ладушки». Вначале, конечно, бывает путаница, но потом малыши с

удовольствием играют и легко выполняют задание – определение размера в

произведении.

«Запиши своё имя»

Преподаватель исполняет музыкальную фразу в которой упоминается

имя одного из учеников, затем вся группа пропевает ее вместе с

дирижированием. Тот ребенок которого назвали должен выйти к доске и

записать ритм мелодии. Или дети могут давать ответы с помощью

ритмических карточек.

«Произнеси свое имя»

Преподаватель исполняет пьесу в размере 2/4. каждый ученик

поочередно называет свое имя (например: «Са-ша». «Ва-ня», «Ма-ша») и при

этом прохлопывают сильную и слабую долю в одном такте. такое же задание

дети выполняют под музыку в размере ¾ (например «Са-шень-ка», «Ва-неч-

ка», «Ма-шень-ка».

«Бесконечное эхо»

Преподаватель показывает ученикам ритмическую карточку, а ребята

по очереди исполняют ее на разных детских музыкальных инструментах.

«Шумовой оркестр»

Игра в начале может представлять только диалог на заранее

выученных стихотворениях с использованием детских музыкальных

инструментов, позже можно включать стихотворения с ритмическими

3 . Игры с интервалами, аккордами и другими музыкальными

элементами. Наглядные пособия(дидактические игры).

«Игра по командам»

Учащиеся делятся на 2 команды. а доска на две части. Обе группы

детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку

интервалов. каждый участник команды записывает по 1-2 интервала по

очереди. В конце игры результаты сравниваются. победила та команда,

участники которой допустили меньше ошибок.

«Кто победил»

В игре надо использовать карточки интервалов. дети заранее

раскладывают их на партах. что бы быстро найти в нужный момент и встают.

Преподаватель играет интервалы, дети показывают нужную карточку. если

кто- то ошибся, тот садится, но продолжает отвечать. Победил тот кто

последним ответил правильно и остался стоять до конца.

«Допеваем интервал»

Преподаватель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном

звуке, в которой упоминается один из интервалов, например: «Спой большую

терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх

или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает

вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.

«Ритмические диктанты»

Преподаватель играет или простукивает диктант, учащиеся на скорость

выкладывают ритм карточками. с каждым разом можно усложнять добавляя

карточки с размером, раскладывая карточки по тактам.

«Музыкальное домино»

Теоретические сведения: «Интервалы», «Трезвучия и их обращения»,

«Кварто-квинтовый круг тональностей»

Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по

указанным темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу

домино. Задание может выполняться индивидуально, парами, командами. .

Задания дифференцируются в зависимости от класса учащихся. Например, по

интервальному домино:

Учащиеся 1-го, начала 2-го года обучения собирают домино, не

учитывая качественную характеристику интервала

Учащиеся 2-го года обучения, познакомившиеся с интервалами до ч5,

собирают домино частично до ч5, учитывая качественную

характеристику, а сексты и септимы не учитывая.

Все остальные года обучения собирают домино, учитывая

качественную характеристику всех интервалов.

Оценивается преподавателем:

Правильность определения элементов.

Правильность определения элементов за определенное время.

Возрастной диапазон использования игры: комплект «Интервалы» - все

классы, комплект «Трезвучия и их обращения» - начиная с 3 года

обучения, комплект «Кварто-квинтовый круг тональностей» с 4 года

обучения.

«Музыкальное лото. Тональности и знаки.»

Комплект карточек с названиями тональностей, игровое поле с

буквенным обозначением тональностей. Задание: верно разложить карточки

на игровом поле. А так же вместо буквенных обозначений можно

использовать карточки с изображением ключевых знаков.

Шарады «Весёлые нотки»

Учащимся раздаются карточки с шарадами, где с помощью нот

зашифрованы слова. Задача детей, кок можно быстрее разгадать свою

карточку.

«Самый правильный и быстрый»

Учащимся раздаются карточки с заданиями, где необходимо исправить

ошибки и определить интервалы. Выигрывает тот кто быстрее и правильнее

выполнит задание по карточкам. После выполнения задания можно что бы

учащиеся поменялись карточками и проверили друг друга, выставив оценки

под контролем преподавателя. Такой вид игры можно использовать на

контрольных работах.

Список используемой литературы.

1. Белая Н.В. «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на

уроках.» I и II часть: С/Пб, «Композитор» 2009г

2. Замуруева О.В. развиваем музыкальный и ритмический слух-Изд.2-е-

Ростов н/Д: Феникс,2015.-93 с.- (Мир вашего ребенка)

3.Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт –

Петербург: Композитор, 2006

4.Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по

сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС

Доминанта, 2004. – 31 с

5.Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил –

песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,

2010. – 92 с.

6. Махова Л.В. Игровые методики на уроках сольфеджио в ДШИ

(методический доклад) г. Верхний-Уфалей, 2015г.

7.МБОУ ДОД «Констанитиновская школа искусств» Дидактическая игра

«Музыкальное домино» 2012г.

8. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их

родителей. Учебник-сказка.

СПб.: Композитор, 1999. - 76 с.

9.Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997

10.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000.

№8. С. 134 – 136

Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом

воспитании младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Аннотация

Дорогие ребята, вы хотите легко и с радостью выучить все нотки? А вы, уважаемые родители, хотели бы играть со своими детьми, даже если сами никогда не занима­лись музыкой? Тогда наша методическая система - комплект таблиц и карточек по

сольфеджио - для вас.

Сольфеджио - серьезный и трудный предмет. Это, если хотите, высшая математи­ка в музыке. Но его можно и нужно изучать. Ведь элементарные знания музыкального языка - фундамент, необходимый каждому музыканту.

В предлагаемом комплекте 50 таблиц и 17 неразрезанных листов с карточками. Карточки нужны для работы с таблицами «Фортепианная клавиатура», «Название ступеней лада» «Буквенное обозначение звуков и знаков», «Количественная харак­теристика интервалов», «Качественная характеристика интервалов», «Параллель­ные тональности», «Квинтовый круг тональностей». Перед началом работы листы с карточками нужно разрезать, собрать в колоды, завязать резинками и сложить в коробочки. Коробочка 1 - карточки с нотами, коробочка 2 - все остальные карточки.

Некоторые таблицы, такие как «Фортепианная клавиатура», «Квинтовый круг то­нальностей», «Порядок написания знаков при ключе», «Основные длительности» во время занятий должны быть перед глазами. Советуем повесить их на видное место, так как они рассчитаны на несколько лет обучения. Далее, по мере необходимости, на видное место вывешивайте другие таблицы.

Таблица 1 «Фортепианная клавиатура» разделена по цветам для быстрого нахож­дения нужной октавы. Начинайте изучать ноты с первой октавы (зеленая) в скрипич­ном ключе. Затем приступайте к нотам малой октавы (желтая) в басовом ключе. По­просите ребенка показать, где находятся эти ноты на фортепиано.

Обратите внимание, что в басовом и скрипичном ключах есть ноты одинакового цвета. Это зеленый цвет - первая октава и желтый цвет - малая октава. Будьте вни­мательны! Складывайте их в разные колоды (по ключам).

Хотя в музыке используется 30 основных тональностей (15 мажорных и 15 минор­ных), все примеры в таблицах изложены в тональностях До мажор и ля минор или от ноты ДО. Это сделано для лучшего понимания, восприятия и изучения нового мате­риала. Когда тема понята и изучена, мелодию с легкостью можно транспонировать, то есть переносить в другие тональности. Или строить от других нот по данным при­мерам и таблицам.

Мы хотим, чтобы дети изучали сольфеджио с удовольствием, получая от процесса обучения радость познания и обладания новыми знаниями.

Как это возможно? С помощью игры! Мы постарались превратить решение сложных задач в увлекательный процесс. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - важный и наиболее адекватный путь включения ребенка в учебную работу.

Как играть?

Предлагаем три варианта игры с карточками.

Вариант 1 - игра в паре (подойдет для родителей, которые не знакомы с элемен­тарной теорией музыки, не учились в музыкальной школе). Родитель показывает кар­точку ребенку, а ребенок должен дать правильный ответ (указан на обороте карточки).

Вариант 2 - игра в паре (для родителей с музыкальным образованием, учителей и репетиторов). Сначала один игрок показывает карточки, а другой отвечает, потом игроки меняются местами. В этом варианте есть элемент соревнования, что необхо­димо для лучшего результата.

Вариант 3 - самостоятельная игра. Ребенок сам играет в карточки, приучаясь к самоконтролю и самопроверке.

Во всех случаях во время игры перед вами должна быть таблица, соответствующая изучаемым карточкам. Сначала вместе с ребенком внимательно ознакомьтесь с ней. а затем приступайте к игре.

Удачи!


Соде ржание

1.Фортепианная клавиатура (2 листа) + карточки

2.Ноты. Штили. Основные ключи

3.Основные длительности нот и пауз

4.Метр. Такт. Размер. Затакт

5.Лад и тональность

6.Название ступеней лада + карточки

7.Буквенное обозначение звуков и знаков + карточки

8.Характеристика До мажора

9.Три вида мажора

10.Характеристика ля минора

11.Три вида минора

12.Три формы работы (как разбирать заданные номера по сольфеджио)

13.Порядок написания знаков при ключе. Скрипичный ключ

14.Порядок написания знаков при ключе. Басовый ключ

15.Полутон и тон

16.Знаки альтерации

17.Энгармонизмы

18.Секвенция

19.Транспозиция

20.Интервалы

21.Количественная характеристика интервалов + карточки

22.Качественная характеристика интервалов + карточки

23.Обращение интервалов. Сводная схема интервалов

24.Тритоны

25.Тритоны в мажоре и миноре с обращением и разрешением

26.Характерные интервалы

27.Одноименные тональности

28.Параллельные тональности + карточки

29.Родственные тональности

30.Квинтовый круг тональностей

31.Строение трезвучий

32.Обращение трезвучий. Мажорное и минорное

33.Обращение трезвучий. Уменьшенное и увеличенное

34.Главные трезвучия лада в мажоре и миноре

35.Обращение главных трезвучий лада

36.Главные трезвучия лада с обращением и разрешением

37.Последовательное соединение аккордов

38.Уменьшенное трезвучие в мажоре и миноре с разрешением

39.Увеличенное трезвучие в мажоре и миноре с разрешением

40.Септаккорды

41.Доминантовый септаккорд с обращением и разрешением

42.Вводный септаккорд с разрешением

43.Септаккорд II ступени с разрешением

44.Хроматическая гамма в мажоре и миноре

45.Альтерированные ступени лада в мажоре и миноре с разрешением

46.Особые лады, или лады народной музыки

47.«Золотой ход валторны»

48.Музыкальный диктант (запись мелодии по слуху)

50.Аппликатура пальцев

МКОУ ДО «Солнцевская детская школа искусств»

Дидактический (наглядный) материал к учебному предмету «Сольфеджио» по темам «Знакомство с нотами», «Длительности»

в помощь учащимся 1 класса, обучающимся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Составитель - Беликова Екатерина Александровна, преподаватель

I квалификационной категории МКОУ ДО «Солнцевская ДШИ»

2017 г.

Пояснительная записка

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих способностей учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

К сожалению, эта дисциплина по-прежнему считается предметом скучным, сложным. Чего скрывать, дети не любят данный предмет и с неохотой посещают занятия и как следствие не усваивают знания, заложенные в программе. Выйти из сложившейся ситуации можно, если применять на занятиях сольфеджио такие формы и методы работы, которые стимулировали бы развитие интереса к предмету. От педагога, прежде всего, зависит, смогут ли учащиеся полюбить предмет, заинтересоваться его содержанием, усвоить программу.

Целью разработки данного дидактического (наглядного) материала является помощь обучающимся в изучении и запоминании расположения нот на нотном стане, различия длительностей, их запись, развитие музыкальных способностей. Материал предназначен для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», поступивших в детскую школу искусств в возрасте шесть лет шесть месяцев, т.е. для младших школьников.

Младший школьный возраст – это начало школьной жизни. Данный возраст характеризуется высокой активностью детей, быстрой сменой внимания, его неустойчивостью, он все еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность. С поступлением ребенка в школу на смену игры постепенно приходит другой вид деятельности - учение, хотя и игра продолжает занимать в жизни младшего школьника важное место. Многие из детей, которые только поступили в общеобразовательную школу, еще не умеют читать и писать, что ещё усложняет процесс изучения предмета «Сольфеджио».

Для развития детей этого возраста важно внедрить в учебно-педагогический процесс знания, умения по данной дисциплине и применить их на практике, учитывая особенности каждого ребёнка. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его. Музыкальная деятельность предполагает использование огромных возможностей для получения первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций.

В младшем школьном возрасте память имеет наглядно-образный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который вызывает у них интерес, преподнесенный в игровой форме, с использованием ярких наглядных пособий. Поэтому от правильно и грамотно выстроенной работы преподавателя зависит, смогут ли учащиеся усвоить теоретический материал. Для преподавателя важно научить детей переключаться с одного задания на другое, не теряя смысла.

Знание возрастных особенностей младших школьников способствует выбору форм и методов учебно-воспитательной деятельности и работы с детьми. Опыт преподавания данной дисциплины показал необходимость использования дидактического материала в работе с разными возрастными категориями детей для лучшего усвоения и понимания теоретического материала и практического его использования.

Материал выстроен в соответствии с содержанием программы по учебному предмету «Сольфеджио» для 1 класса и предназначен для знакомства с основами нотной грамоты, длительностями, паузами. Для работы предусмотрены задания, взятые из рабочей тетради для 1 класса Калининой Г.Ф., ребусы, разработанные Кутушевой Э.В., карточки, таблицы, схемы, которые помогут учащимся лучше ориентироваться в нотной грамоте, различать длительности, запомнить расположение нот на нотном стане и на клавиатуре.

Данная разработка будет полезна преподавателям теоретических дисциплин. На основе этого материала они могут разработать любой другой по разным темам, например, вызывающим осложнения в изучении какого-либо материала, усовершенствовать его и использовать в своей работе.

Карточки


Карточки


От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.


Самое обсуждаемое
Научно-познавательная детская книга Научно-познавательная детская книга
Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год Новогодняя магия или способы загадывания желания на новый год
Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха Методическая разработка по истории (8 класс) на тему: Интегрированная историко-литературная игра «Петровская эпоха


top