Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 Специфика средневековой мысли

Философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Однако при этом у философии были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством - сомнением (в истинности вероисповедных догматов) .

В средневековой философии можно выделить два этапа ее становления - патристику (2-8 вв.) и схоластику (11-14 вв.), четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. Второй этап в развитии средневековой философии, схоластика, представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Общим местом, при рассмотрении средневековой философии является выделение вопроса о соотношении веры и знания, религии и философии. Можно выделить три философские позиции. Во-первых, догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие не доказательству ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений. Эта точка зрения принадлежит Августину и Ансельму Кентерберийскому. Вторая позиция о соотношении веры и знания означает, что предпринимаются попытки умозрительно обосновать истины веры, переводя их на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя.

Философия Средних веков имеет свои характерные черты и особенности. Самой главной особенностью не только философии, но и мировоззрения людей этой эпохи является теоцентризм. Вторая особенность средневековой философии – креационизм. Идея творения мира из ничего. Третья особенность средневековой философии - провиденциализм. Божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа, но так же и в истории всего человечества.

Четвёртая особенность - богооткровенность. Богооткровенным считается не только Священное Писание, но и постановления церковных соборов и творения Святых Отцов. Поэтому никому из христианских философов вплоть до Пьера Абеляра не приходило в голову сомневаться в цельности и непротиворечивости всего этого корпуса боговдохновенных писаний.

Пятая особенность средневековой философии это традиционализм. При несомненной эволюции философии никто из мыслителей не считал себя первооткрывателем новых идей, а всего лишь комментатором Священного Писания. Любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям. Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты, среди которых Библия считалась основным.

При этом господствующей тенденцией средневековой теологии являлось своеобразное удвоение мира: над миром людей и феноменов природы возвышается еще один мир – мир чистых понятий. В целом «посюсторонний» мир интерпретировался и трактовался как бледный символ «потустороннего» мира. Поэтому каждый элемент опытного мира является символом соответствующего элемента иного мира.