Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, так и с особенностями развития науки и самой философии.

Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение реагирует свето- и цветоощущением.

1. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, сформировался агностицизм – мир непознаваем.

Формы агностицизма:

1. Др. греч. философ Кратил – невозможно познать окружающий мир, т.к. происходит непрерывное изменение окружающей действительности. Нельзя даже называть предметы... Можно лишь указывать пальцем... “В одну реку нельзя войти один раз”

2. Классическая форма – англ Д.Юм (XVIII) считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным (не в состоянии ответить на вопрос – существует мир или нет?).

3. И.Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в познании опять-таки миром своих ощущений.

Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с механизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.

2. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, будучи продуктами развития природы, должны адекватно отражать природные и социальные объекты.

Подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

Познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.

Однако это не пассивное, зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.

Познавательное отношение включает и субъект познания.

Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество (всеобщность этого процесса), а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

Во-первых: индивид отражает мир согласно уровню своей теоретической подготовки.

Во-вторых: познавательные возможности носят конкретный характер (общество в кокой-то степени детерминирует круг его интересов, к конечном счете познание определяется потребностями общества)

Т.о. познание – процесс отражения действительности в сознании человека, с целью ее дальнейшего преобразования (процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений мира).


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.