Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целый предмет расчленить на составляющие части, а затем изучить их, выделяя св-ва и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, кот-е опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. (Надо заметить, что согласно структурному методу, св-ва целого объекта определяются НЕ св-вами составляющих его частей, а хар-ром и типом взаимодействия составляющих элементов.)

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющи­еся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к не­известному, можно либо использовать знания об отдельных фактах, либо, на­оборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются отдельные факты.

Противоположностью индукции является дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне познания. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теор. системы. Созданное таким путем теор. знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Т.о. индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.

Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

Абстрагирование – см вопрос47 «Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретического познания»


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.