Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.

Особые приемы исследования применяются при построении теор. знаний о сложных (исторических) развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести историю становления Вселенной, происхождение жизни, возникновение человека.

В основе исторического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития.

Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Объективной основой такого способа исследования является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших стадиях они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Эта особенность ярко прослеживается, например, в биологической эволюции, где высокоразвитые организмы на стадии эмбрионального развития повторяют основные черты всего хода эволюции (онтогенез «повторяет» филогенез).

И логический, и исторический методы выступают как приемы построения теор. знаний. Ошибочно отождествлять исторический метод с эмпирическим описанием, а статус теор-го приписывать только логическому методу. При любом способе анализа исторически развивающегося объекта предполагается эмпирическая база: факты реальной истории и факты, фиксирующие особенности структуры и функционирования изучаемого процесса на высших стадиях развития.

Часто эти методы рассматривают как один метод единства исторического и логического (или метод логической реконструкции развивающихся объектов). Для метода характерен следующий путь исследования объекта.

1. Что такое этот объект (выделение существенных признаков, т.е. детерминация объекта);

2. Исследование высшей стадии развития объекта;

3. Нахождение истоков объекта;

4. Реконструкция развития объекта.

Роль в процессе познания. Изучение «прошлого» данного объекта дает возможность для прогноза дальнейшего его развития.