Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей, с носителем языка - от 1500 рублей

Узнать детали

Духовная жизнь общества – это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, к-рые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь вкл. в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей.

Духовное производство составляет деят-ть людей по познанию природы и общества, созданию представлений о мире, знаниях, идеалах, теориях. Она осущ-тся учеными, идеологами, художниками, к-рые создают духовные ценности – научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям чувства, знания, представления о мире.

Духовное общение – это деят-ть людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры.

В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание.

Совокупность обобщенных идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в к-рых отражается природа, матер. жизнь общества и вся система общественных отношений, составляет содержание общественного сознания (О.С.) и образует духовную реальность.

О.С. формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, т. к. сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и О.С. Т.о. сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Связь между общественным бытием и О.С. многогранна и разнообразна. Так, вещи, созданные ч-ком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, т.о., в себе элементы О.С.. В своем влиянии на бытие сознание может как преобразовывать его через практическую деят-ть, так и оценивать его, выкрывать его потаенный смысл, прогнозировать. Т.е. О.С. порождается материальными условиями жизни людей, в системе к-рых главную роль играет способ производства матер. благ.

О.С. может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане О.С. мажет играть роль активного стимулятора общественного прогресса, либо механизма его торможения. Сознание не просто копирует действительность, а стремится ее познать, осмыслить, проникнуть в ее сущность и преобразовать. Мощная преобразовательная сила О.С. способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эво­люции и предсказывая перспективы. Т.е. О.С. по своему содержанию и специфическим формам носит исторический хар-р и обладает относительной самостоятельностью, т.е. способно развиваться по свойственным ему специфическим законам, действующим в рамках общей зав-ти О.С. от общественного бытия.

О.С. можно разделить по след. признакам:

· по степени отражения бытья:

1. Обыденное; 2. Теоретическое; 3. Общественная психология.

· с точки зрения материальных его носителей: 1. Общественное; 2. Индивидуальное.

Сознание бывает: 1. Политическое; 2. Экономическое; 3. Правовое; 4. Нравственное (нравы, обычаи); 5. Религиозное; 6. Эстетическое (взгляды, идеалы, вкусы); 7. Естественно научное; 8. Экологическое.