Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и правовое государство.

Ведущим звеном в системе полит. отношений общества явл-ся государство (гос-во). Это не случайно, т.к. главное в полит. отношениях – вопрос о власти, прежде всего государственной.

По вопросу происхождения государства имеется ряд концепций: а) божественного происхождения; б) общественного договора; в) социаль­но-экономическая и т.д.

Теория божественного происхождения (Фома Аквинский).  Гос-во - это раз и навсегда данный институт гос. влас­ти, ниспосланный богом. Верховный правитель явл-ся наместником бога и проводником его воли в отношении всех своих подданных. Любые попытки изменить что-то в гос. устройстве рассматрива­лись как греховные и влекли за собой божественное наказание.

Теория общественного договора (Гоббс, Локк, Руссо, Спиноза, Кант, Радищев). До возникновения гос-ва в обществе царил хаос, так как каждый человек, обладая всей полнотой прав, стремился гос­подствовать над другими, наталкиваясь на противодействие других лю­дей. В результате в обществе существовали вечные раздоры. Чтобы из­бавиться от этого, люди договорились между собой о том, что часть своих суверенных прав они передают созданному ими общественному ор­гану – гос-ву, к-рое должно обеспечивать порядок и согласие между гражданами.

Социально-экономическая (материалистическая) концепция (Маркс, Энгельс, Ленин). Гос-во существовало не всегда. Оно результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные соц. группы, классы под влиянием прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением разных видов труда и образованием института частной собственности (разделение общественного труда). Генетические предпосылки образования гос-ва в общем-то уже существовали в виде вер­хушки родовой знати, к-рая и концентрировала прежде подобные регулятивно управленческие функции. Поэтому можно сказать, что оно возникло не на пустом месте. Правда, в истории был период, когда в общественном устройстве господствовала система выборной «власти» из числа старейшин рода, обладавших особыми личными достоинствами, к-рые могли справедливо представлять всеобщий интерес. Однако в разросшемся обществе, в основе к-рого лежала теперь уже экономическая дифференциация, вполне естественно оказалось и расхождение интересов у разных групп людей, классов. Но общество должно было функционировать как единое целое; необходим был, следовательно, орган, осуществляющий управление обществом (часто основанное на методах принуждения), выработку способов и форм взаимоотношения между различными народностями, решение вопросов, связанных с войной и миром, то есть осуществлять реальную власть. Ясно, что подобная власть концентрировалась на одном полюсе, в руках экономически господствующих классов. Для осуществления этих функций требовались определенные органы – административно-чиновничий аппарат, законодательство, суды, армия и т.д., в совокупности и представляющие собой гос-во.

Итак, гос-во – это организация полит. власти экономически господствующего класса. Гос-во – организация, обладающая верховной властью на опр. территории, осущ-щая власть с помощью спец. аппарат.

Основные признаки гос-ва:

1) Публичная власть т.е. особая система органов и учреждений, осущ-х ф-ции власти.

2) Территория, на к-рую распространяется его юрисдикция   

3) Суверенитет, т.е независимость и верховенство гос власти внутри и вовне страны.  

4) Монополия на легальность силы. 5) Исключительное право на издание з-на.

6) Право на взымание налогов

Гос-во призвано выполнять многие ф-ции, среди к-рых важнейшая – хозяйственно-экономическая ф-ция. Культурно-воспитательная ф-ция также всегда присуща любому гос-ву. Используя рычаги власти, органы гос-ва могут воздействовать на все звенья полит. системы общества. Главными ср-вами оказываются политика, административные акты, правовые нормы. Гос. власть доминирует в обществе и может добиваться своих целей разными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием, другими косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью спец. аппарата.

Выделяют также внутренние и внешние ф-ции гос-ва.

Внутренние – защита существующего способа производства, экономического и соц. устройства; охрана общ. порядка и поддержание дисциплины; регулирование соц. отношений, обеспечение соц защиты населения. Регулирование нац. отношений, функция развития духовной культуры, идеологическая, хозяйственно-организаторская. Внешние – защита интересов данного гос-ва на международной арене, обеспечение обороноспособности страны, развитие нормальных отношений с др. гос-вами, развитие взаим. сотрудничества на принципах мирного сосуществования.

Под формой гос-ва понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов плоит власти. В связи с этим различают монархию и республику. Формы гос устройства подразделяются на унитарные (единые) и федеративные.

Политический режим – методы осуществления гос руководства обществом. Демократия – это метод осуществления гос власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству, юридического равенства возможностей для участия в управлении общественными и гос-ми делами. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее типы и формы, содержание к-рых определяется тем или иным способом производства. Отсюда выделяются первобытная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая демократия как высшая форма проявления демократии.

Признаки дем. режима: суверенитет народа, периодические выборы, равенство граж­дан при управлении гос-вом, власть  большинства при соблюдении прав меньшинства.

Признаки тоталитарного режима:

· Одна господствующая идея;

· Массовая партия с жесткой полувоенной структурой;

· Слияние партии и власти

· Власть идет от руководства к массам;

· Сам лидер создает идеологию;

· Монопольный контроль над всем обществом.

Правовое государство.

Право – это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, к-рые устанавливаются и санкционируются гос-вом с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, полит и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Особое значение придается формированию правового гос-ва. В нем большое значение приобретает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной, разделение полномочий и функций властей разного уровня. Правовое гос-во есть правовая форма организации и деят-ти публичной полит. власти и ее взаимоотношений с индивидами как с субъектами права. В основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора обществом своего строя, пути развития. Всякая власть в правовом гос-ве явл-ся ограниченной законом, гос-во подчиняется праву, право выше власти. В таком обществе господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость действий всех официальных государственных учреждений.

Признаки правового гос-ва:

· Верховенство правового закона

· Свобода людей и их равноправие с рождения

· Реальность прав и свобод личности

· Разделение властей, причем судебная власть развита очень сильно

· Правовая форма взаимоотношений индивида, общества и гос-ва