Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

Общественный прогресс представляет собой очень сложное, противоречивое движение социума. Существует определённый критерий этого процесса. Определение этого критерия расходится. Марксизм исходит из того, что таким критерием является объективный, т.е. рост производительности труда, рост производительных сил общества. По этому критерию можно считать, например, что феодальное общество более прогрессивно, чем рабовладельческое. Но существуют и иные трактовки. Критерием прогресса является рост социальной свободы. Поэтому может быть высокий уровень технологии, но если неразвита свобода человека, его права, то о прогрессе не может быть и речи. Далее, оказалось, что прогресс вообще сомнительное дело, т.к. есть прогресс жестокости, обесчеловечивания, и т.д. Раньше прогресс понимался как прямолинейное движение от низшего к высшему, а оказалось, что есть регресс, войны, разного рода катаклизмы, откатывание назад. Стали говорить о капиталистическом прогрессе и социалистическом. Прогресс трактуют как объективную социальную синергию.

Анализ истории человечества показывает, что в общественном развитии имеют место прогресс, цикличность, регресс. Абсолютизация какого-либо одного из направлений в социальной жизни приводит к одностороннему восприятию человеческой истории. В действительности же общественное развитие многопланово.

В античном обществе господствовала идея круговорота, ибо античный чувственно-материальный космос обязательно требовал идеи вечного возвращения: душа существует вечно и каждый раз после смерти человека отделяется от тела, а затем появляется в ином образе в неизменном плане.

Христианство выдвинуло концепцию движения человечества к более совершенному миру, реализации божественно установленной цели: максимальное приближение человека к Богу, что возможно лишь путем нравственного самосовершенствования каждого индивида. Для культуры феодальной эпохи была свойственна не идея круга или поступи вперед, а идея преобразования, т.е. стремления к качественному изменению внутреннего мира человека, позволяющему лучше осознать божественное предназначение.

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. при этом прогресс мыслился тоже как реализация цели, только не божественной, а природной, как естественная необходимость установления общества Разума. Поэтому мировоззрение человека Нового времени преимущественно рационалистично, а значит, и антропоцентрично, ибо в качестве субстанции общества рассматривается монада - индивид, замкнутый на своих устремлениях и интересах. Гегель критерием развития общества выдвигал прогресс в сознании свободы.

На последующем этапе развития общества наряду с традицией понимания истории как прогрессивной смены общественно-экономических формаций сильны позиции сторонников социального круговорота (цикличности), теории локальных культур и концепций социальной деградации.

Многие современные философы выдвигают концепцию информационного общества, видят в нем будущее человечества. Они выделяют характерные черты этого общества: радикальные преобразования в производстве и технологии, а также и социальных структурах.

Для прошлых времен при всем многообразии линий социального развития объективно преобладала линия прогресса. прогресс - это такой вид социальных изменений, который характеризуется наличием поступательных процессов в обществе и связан с выдвижением цели общественного развития. Анализ сущности прогресса необходимо осуществлять через цель деятельности. Именно сопоставление результата с целью может служить объективным критерием самосовершенствования общества или, наоборот, его деградации. Один из главных вопросов сегодня - разработка системы критериев общественного прогресса. И так как всех критериев прогресса системы, особенно такой, как человеческое общество, может быть бесконечное множество, то, исчерпав запасы совершенствования по очередному критерию или же их группе, система меняет их или приходит к применению других. К.Маркс в качестве критерия общественного прогресса выдвинул развитие творческих сил человека.

При всем значении мысли о самоценности развития человека нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Сегодня человечество живет за счет природы, биосферы, т.е. уничтожения растений и животных. Но возможности такого развития исчерпаемы.