Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Проблема свободы в философии.

Существует несколько подходов в понимании свободы.

1) Связывают понимание свободы воли человека только с необходимостью, и следовательно (Гольбах): “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости...его свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить.

2) $ и противоположная трактовка: свобода – это возможность поступать, как хочется. Екатерина Великая – свобода – это когда никто не может заставить меня делать так, как я не хочу. Здесь уже имеется элемент противоположности свободы не столько необходимости, сколько принуждению.

3) Некоторые утверждают о наличии абсолютной свободы. Легенда о расквашенном носе = свобода может и не знать граней, отделяющих ее от ошибочных действий. = нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.

4) Одной из более разработанных концепций свободы является концепция Бердяева. Связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.

5) В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам

Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения (пр.: целей деятельности, средств, поступков). Объективным основание ситуации выбора является объективное $ целого спектра возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. Реализацию в действительности получает только та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе в реальной ситуации выбора практ. не возникает. Ч-к, наделенный сознанием, познавая законы природы и общества, может выделять различные возможности, сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Основанием для ситуации выбора является $ объективного спектра возможностей, а объективным основание возможностей являетя закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Мера возможности события прямо пропорциональна мере его необходимости. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализации в действительности. Выбор, прежде всего, определяется целевыми установками человека, а они – характером практической деятельности и той совокупности знаний, которыми человек обладает (прежде всего знание необходимости).

В рамках общей концепции детерминизма свобод может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения. Возможность человека преобразовывать самого себя и окружающий социум, частичкой которого он является – развивающийся человек сам творит свою историю.

Проблема свободы тесно связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Силовое принуждение здесь не должно иметь места.