Стихотворение есенина - поет зима аукает. «Поет зима аукает» анализ Сергей есенин поёт зима аукает

Стихотворение есенина - поет зима аукает. «Поет зима аукает» анализ Сергей есенин поёт зима аукает

Галина Голикова
Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Поет зима аукает , мохнатый лес баюкает… »

Цель : Познакомить с зимними явлениями в жизни природы : закреплять с детьми знания о деревьях : развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме.

Развивающие :

Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Воспитательные :

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ход занятия:

(Экскурсия в зимний сад)

(По дороге в парк обращаем внимание на работу снегоочистительных машин, одежду людей, работу дворника. Пришли в парк.)

Слушаем тишину. Тишина, тишина, тишина…. Лес спит. Иногда слышно как охапками падает снег с веток.

Вопрос чем пахнет зима ? «Морозной свежестью, снегом, елкой» .

Как изменился лес?

Деревья голые все в снегу.

Давайте отыщем знакомые деревья. (Легче всего узнать березу)

У нее белый ствол и свисающие с тонких веток сережки.

А какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высотные

Этажи несченые

Шпили колючие

Под тучами могучими

Это ель ее знают и любят все.

А это ее сестра

А на верху над мглою этой

Перерастая лес одна,

В лучах заката

В бликах света

Горела яркая сосна.

Ребята, в чем сходства ели и сосны?

Они покрыты иголками-хвоей.

Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому они не боятся мороза.

Давайте сравним иголки ели и сосны.

У елки они жесткие, короткие, а у сосны более мягкие и длинные.

Отгадайте еще одну загадку.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина)

Правильно рябина. Давайте найдем рябину.

По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. д.

Давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете?

Зимой солнце светит, да не греет.

Береги нос в большой мороз.

Деревья в инее - небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Как зима не злится , а весне покорится.

Мороз не велик, да стоять невелит.

Если мороз сильный, то снег пушистый, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» Цель : отработать употребление предлога на в предложениях.

Можно ли лепить из рассыпчатого снега? Если не очень холодно, из снега можно лепить, и он падает хлопьями.

А какая погода сегодня и какой снег?

Рассмотрите снежинку на вашей варежке. Какая она красивая и маленькая!

Сравните снежинки. Одинаковые ли они?

Представьте сколько должно упасть с неба снежинок, чтоб образовались такие сугробы!

Какого цвета снег? Но он только кажется чистым и белым.

Наберите снег в ведерко. Мы возьмем его с собой в группу и понаблюдаем там за ним. (Обращаю внимание детей на то, что снег в группе растаял и вода нечистая, подвожу к тому, что снег в рот брать нельзя).

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Для чего нужен снег деревьям?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Молодцы, много знаете примет о зиме и различных пословиц. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь.

- Зима – время зимних забав игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Послушайте стихотворение о снеге.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал ты теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Разработала: Воспитатель.

Конспект занятия «Зима в лесу» Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы. Задачи: Формирующие: Закреплять знания детей о характерных.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.

Есенин «Поет зима аукает» анализ стихотворения поможет подготовиться к уроку.

«Поет зима аукает» анализ

Год написания — 1910

«Поет зима аукает» размер — двухсложный четырехстопный ямб.

Рифма – парная кольцевая.

Главная мысль — о суровой зиме, о птицах, которым голодно и холодно

Художественные средства в стихотворении «Поет зима — аукает:

  • Эпитеты : мохнатый лес, тоскою глубокою, седые облака, в страну далекую, воробышки игривые, пташки малые, по ставням свешенным, пташки нежные, у мерзлого окна
  • Олицетворения : зима аукает, поет, мохнатый лес баюкает, вьюга злится,
  • Метафоры : метлица ковром шелковым стелется, пташки (детки малые) жмутся, вьюга стучит, стозвоном сосняка, с тоской глубокою плывут седые облака, в улыбках солнца ясного красавица весна
  • Сравнения : воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

«Поет зима — аукает: образы

Ключевой образ зимы, которая вначале как мать баюкает свое дитя «мохнатый лес».

Образы воробышек сравниваются с сиротливыми детками, которых холодно

Лирический герой стихотворения «Поет зима аукает» четко не описывается. Но можно предположить, что он наблюдает красоту зимнего времени года из окна. Лирический герой испытывает разнообразие чувств – умиротворение от заснеженного пейзажа, жалость к замерзшим птицам и радость ожидания весны.

Стихотворение написано с грустной интонацией. Есенин хотел показать, что зимой все будто засыпает мертвым сном. Но в природе ничего не вечно. Природа обновляется, а значит, скоро наступит весна. В отличие от природы человеческая жизнь не может обновиться, увядание и смерть происходят только один раз.

Стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает».

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

«Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

Зима – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.

Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Русский поэт Сергей Александрович Есенин еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает», об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.


Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.

Вообще, стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и «стозвон сосняка» - безусловно, чисто есенинская метафора. Вьюга издает «бешеный рев» и стучит ставнями. Те, кто бывал зимой в деревне, очень хорошо представляют себе подобные звуки.

Эпитеты, в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, а весна - ясная. Но использование такого средства выразительности все-таки не оставляет ощущения шаблонности описания. А достигается это, прежде всего, благодаря построению всего стихотворения.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения: «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


Поделиться в социальных сетях!

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.


А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.


Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
(Сергей Есенин)

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.12.2014. Поет зима аукает,
  • 07.12.2014. С днем святой Екатерины!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Самое обсуждаемое
Нефертити: история жизни египетской царицы Нужна помощь по изучению какой-либы темы Нефертити: история жизни египетской царицы Нужна помощь по изучению какой-либы темы
Мигрирующие генетические элементы (мгэ) Мигрирующие генетические элементы (мгэ)
«Поет зима аукает» анализ Сергей есенин поёт зима аукает «Поет зима аукает» анализ Сергей есенин поёт зима аукает


top